Права человека в исламском праве
Цели и задачи исследования: -опираясь на источники мусульманского права, монографические работы, нормативно-правовые акты государств, международные договоры в области прав человека и иные источники, выделить особенности исламской концепции прав человека и определить возможные направления ее дальнейшего развития. -дать общее представление о мусульманском праве, его источниках и его значении в установлении отношений между личностью и уммой, государством, а также проанализировать влияние источников на права и свободы индивида. -выявить природу и особенности понимания прав человека в исламе и определить дальнейшие перспективы развития института прав человека в мусульманских государствах. Выводы, сделанные по результатам исследования: -основными источниками прав человека в исламе являются Коран и Сунна, понимание, толкование и реализация прав человека полностью подчинена догмам и предписаниям шариата; – универсальность либеральной концепции прав человека не признается исламским миром, так как не отвечает мусульманским ценностям, шариат, основываясь на своем божественном происхождении, сам претендует на универсальность и пытается вытеснить иные социальные регуляторы. -не смотря на тенденции исламизации, прорыв в сфере прав человека произойдет в сфере гендерных прав, так как актуальным стало обоснование неравенства и дискриминации, как чуждых и не исламских по своей природе явлений.
Актуальность исследования обусловлена возрождением исламской культуры в двух полярных воплощениях, как прогрессивного и открытого учения и как сконцентрированного на себе абсолюта, претендующего на универсальность и отвергающего новаторство. Такая ситуация очень опасна, так как создает напряженность не только во внешних отношениях, но и внутри самой уммы. Правовая система является неким внешним выражением ментальных субстанций, которые с трудом поддаются анализу человека потому, что мы не можем уловить, на основании чего наш мозг и каким образом выстраивает связи, из которых складываются культура, этнос, вера, цивилизация, наука, ценности, мораль, нравственность. Из чего складывается плюрализм правовых культур, конечно, для кого-то ответ очевиден: из разнообразия самих культур, но по каким закономерностям образуется само культурное разнообразие? А раз на этот вопрос нет ответа, значит, и вопрос о происхождении и объективном существовании правового плюрализма открыт. Еще совсем недавно, впрочем, сейчас такие взгляды тоже существуют, считалось, что религиозные правовые системы архаичны и примитивны. Но эволюция научного познания говорит об анализе объекта, не только религиозного учения, но и любого другого, не как «вещи в себе», а как слияние самого объекта познания и познающего субъекта. Деятель меняет объект не только в физическом смысле, он изменяет объект в зависимости от своего представления о нем, а если уж говорить совсем категорично, то объект, в данном случае правовая система, полностью антропоцентричен и не существует без человека, существует только в его сознании и наделяется теми признаками, которыми наделяет его сознание человека.
Представления многих ученых прошлого столетия о мусульманском праве как о примитивной системе, которая может существовать только в обществе с мифологическим миропониманием, постепенно претерпели изменения и мусульманское право выступает активным регулятором новых ранее не возникавших отношений, система сама формирует новые инструменты регулирования и теоретические обоснования. Такая активная деятельность коснулась и института прав человека, мусульманская правовая теория занялась разработкой теоретических подходов к обоснованию существования субъективных прав в исламе, проблемами положения индивида в отношениях с государством, проблемами действия международно-правовых норм и организаций внутри системы мусульманского права. Важным здесь является еще один вопрос, а какова природа прав человека, которая сегодня стала сугубо правовой категорией, насколько близок этот институт с религией в целом.
Права человека определяют уровень развития правовой системы и влияют степень вовлеченности публичного субъекта в международные отношения, поэтому рассмотрение данного вопроса, на мой взгляд, очень актуально, в особенности потому, что мусульманская система права «реципировала» этот институт от другой цивилизации и попыталась его проанализировать и адаптировать под свой миропорядок. Кроме этого, как уже отмечено выше, особый интерес представляет не только то, как выглядит институт прав человека в мусульманском правоведении, но и то, на чем держится вся эта система почему религиозно-этическое учение не ушло на второй план, как, например, в западных обществах, что такого особенного в индивиде, который является носителем этой идеологии, каково его представления о мире и своем месте в нем.
Цель исследования: опираясь на источники мусульманского права, монографические работы, нормативно-правовые акты государств, международные договоры в области прав человека и иные источники, выделить особенности исламской концепции прав человека и определить возможные направления ее дальнейшего развития.
Задачи исследования:
• Дать общее представление о мусульманском праве и его значении в установлении отношений между личностью уммой и государством.
• Дать характеристику источникам мусульманского права, проанализировать их влияние на понимание прав и свобод индивида.
• Выявить природу и особенности понимания прав человека в христианстве и исламе.
• Определить дальнейшие перспективы развития института прав человека в мусульманских государствах.
Степень разработанности:
К данной теме неоднократно обращались ученые богословы, юристы и философы, в большей степени зарубежные, такие как Б.Дж. Вайсс, М. Кадурри, Р. Давид, Аль-Гунейми, в отечественной науке Т.К. Ибрагим, Л.Р. Сюкияйнен, В.В. Бартольд, В.В. Цмай.
Предметом исследования является исламская концепция прав человека, как часть религиозного миропорядка и ее отражение в международно-правовых соглашениях и законодательстве государств.
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности ознакомиться с тем, как шариат преломляет смысл либеральной концепции прав человека, в особенности гендерных прав.
Практическая значимость заключается в возможности использовать выводы данной работы для регулирования отношений внутри Российской Федерации, так как велика доля приверженцев ислама в отдельных субъектах и продолжается постоянный приток представителей данной конфессии из бывших республик СССР. Быстрый рост общины и ее активная направленность во внешний мир способна изменить состояние национальной правовой системы.
Методология и методы исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались научные работы по вопросам теологии, философии, социологии, общей теории права, международного права. В работе использовались методы системного и историко-правового анализа, дедукции, абстрагирования, обобщения, аналогии, сравнительно-правовой метод, метод толкования правовых норм.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения и результаты:
• Юридическая часть исламского права отделена от канонической, но подчиняется тем же правилам и принципам.
• Шариат не существует независимо от государства, ему необходимо властное санкционирование.
• Обязанности индивида всегда первичны его правам.
• Источниками прав и свобод индивида являются Коран и Сунна, а место международного договора вторично.
• Исламская концепция прав человека находится в конфликте с либеральной концепцией прав человека по вопросам, имеющим прямые однозначные предписания Корана и Сунны.
Структура дипломной работы определена с учетом характера и специфики исследования: введение, три главы, заключение, список литературы.
Выступление президента Египта Ас-Сиси в университете Аль-Азхар в 2015 году началось с обращение к ученым теологам: «Невозможно чтобы мышление, которое мы считаем наиболее сакральным, обратилось для всего остального мира в источник опасности, волнений и разрушений. Я говорю и повторяюсь снова, что нам нужна религиозная революция. Вы, имамы, ответственны перед Аллахом. Весь мир ждет от вас действия, потому что наша умма разрывается и гибнет от наших собственных рук». Пришел момент, когда необходимо пересмотреть принципы толкования и принципы отношения к человеку, к его предназначению, если имеются тенденции архаизации и идеализации прошлого, то обратиться к периоду исламского возрождения. Исламская философия исторически воспринимала различие, как причину для взаимодействия, как возможность почерпнуть благо для уммы и ее развития. Одним из важнейших направлений философской мысли была фальсафа, огромное влияние на нее оказало эллинское наследие. Расцветом фальсафы стало создание Дома мудрости халифом аль-Мамуном, в нем осуществлялись переводы и поиском рукописей по медицине, астрономии и философии, наиболее значимыми считались труды Платона и Аристотеля, многие из которых дошли до наших дней только на арабском языке. Это позволило накопить большие объемы знаний. Мусульманам хорошо были известны труды Гераклита и Пифагора. Последователи фальсафы помимо переложения античных трудов на арабский язык, занимались творчеством пытаясь переосмыслить и выразить идеи древне-греческих авторов, так чтобы они не противоречили Божественному Откровению. Стремление к пониманию, различие, как повод для познания, а не для ненависти это постулаты всех религий, мудрость, которую дает религия, должна быть направлена на взаимодействие и поиск общих начал и направлений развития, а это целиком зависит от человека.
Сегодня достижение согласия между религией и философией представляется очень важным на пути гармоничного развития и снижению алармизма, как внутри самой мусульманской культуры, так и в ее внешних отношениях. Дискуссии о статусе личности могут стать платформой для такого взвешенного и многоаспектного диалога, ведь права и свободы необходимы каждому независимо от конфессиональных убеждений, потому что в конечном итоге человек в любой точке Земли стремиться к счастью и миру для себя и своих близких
1.ИСТОЧНИКИ
1.Коран – Э.Р. Кулиев. Смысловой перевод Корана на русский язык. Мекка.: [Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана], 2007.
2.Сборник Хадисов – Имама Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф Ан-Навави. Плоды из садов праведных. Мекка. 2006.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
1. Устав Организации Объединенных Наций, 26.06.1945., [ ]
2. Устав Организации Исламского Сотрудничества [ ]
3. Каирская Декларация прав человека в исламе, 05.08.1990., [https://www.oic-iphrc.org/en/data/docs/legal_instruments/OIC_HRRIT/571230.pdf ]
4. Программа действий ОИС по улучшению положения женщин, 06.11.2016 [ ]
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16.12.1966,
6. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16.12.1966.,
7. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948, .
8. Конституция Исламской Республики Афганистан, 04.01.2004.,
9. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов., 02.12.1971.,
10. Конституция Исламской Республики Мавритания., 12.07.1991.
3.СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. В.В. Бартольд Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966.
2. Ислам. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. Прозорова С.М. М., 1991.
3. Т.К. Ибрагим Религиозная философия ислама. Калам: учебное пособие. Казань: Казанский ун-т, 2013
4. М.Б. Пиотровский Исторические предания Корана. Слово и образ.СПб, 2005.
5. Л.Р Сюкияйнен Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986.
6. Hallaq W.B. An Introduction to Islamic Law. Cambridge, 2009.
7.Муромцев Г.И., Конституции арабских государств: Учеб.пособие.- М:УДН, 1982. -80с.
8.Al Ghunaimi M.T The muslim Conception of International law and Western Approach; The Hague 1968
9.Majid Khadurri. The Islamic Law of nations Shayboni’s Siyar; Baltimore-1966
10.Allah M.H. The Muslim Conduct of States; Lahore.-1953
11.Аль Момани. Арабская региональная система и современное международное право.,- М. 1994
12.Бурдье П. Социология политики М. 1993.
13.Абу Амина Биляль Филипс “Законы жизни мусульман эволюция фикха”-М, Изд-УММА, 2002. -280с.
14. Ислам; религия, общество, государство, сборник статей., под ред. П.А. Грязневич,. С.М. Прозоров., М.изд. Наука, 1984-232с.
15. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. — 832 с.
16. Лоуренс Томас Эдвард Семь столпов Мудрости – М, изд. Алгоритм ,2014.-352с.
17. Сюкиянен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир оценка современнйо исламской правовой мысли -М. изд. Марджани 2012г. –с..
18. Дударев К. Саудовская Аравия 21 век на родине ислама от всемирной бензоколонки к лаборатории инноваций и совершенства. М. изд. Недра.2015 год.-419с
19. Бернард. Дж. Вайсс. Дух мусульманского права спб-изд Диля. 2008. -320с.
20. Mаjid Khadduri The law of war and peace in islam. London 1940г. изд Burleigh press.
21. В.В. Цмай Регулирование семейно-брачных отношений мусульман “правом личного статуса” СПб 2000, монография университет МВД.
22. Н.В. Жданов. Исламская Концепция миропорядка. -М. Междунар. отношения. , 2003. 568с.
23. Р.Х. Шилязутдинова природа мусульманского права УФА Транстэк 2003 -187 с.
24. Johannes A. van der Ven, Hans-Georg Ziebertz “Human Rights and impact of religion”. Изд. Leien Boston 2013.-
25. Law, custom, and statute in the muslim world Ron Shaham, изд. leiden Boston 2007.-264c.
26. Сизов А.А, Шахбазов Р.Ф. Особенности уголовного права и процесса исламских государств. Монография изд. Юрлитинформ. М., 2016 г. -167с.
27. Сюкияйнен Л.Р.«Мусульманское право».-М. Издательство «Наука».1986 – 254 с.
28. Заян Джайлан. Египет: Путеводитель по обычаям и этикету. – М.: АСТ, 2008. – 160 с.
29.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.-М., 1999.-400 с.
30.Ауда Джассер. «Цели шариата» изд. дом Марджани –М., 2014 год, -186 с
31. Юрген Хабермас «Между натурализмом и религией» философские статьи., М.,-изд. Весь мир., 2011 293с.
32. Internationl Migration and Global Justice., Satvinder singh Juss., UK., London King’s Сollege.2006 -330p
4.ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.
1. Быкова Е.В. Ислам, мусульманское право и общечеловеческие ценности./Международное право и права человека/№4(55), 2010/ 21-25с. The
2. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность №4 2010 г.-М. изд РАН. 2010, 224с.
3. Salamey I. Tabar P. Democratic transition and sectarian populism: The case of Lebanon/contemporary Arab affairs 2012, №1
4. Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана// Международное публичное и частное право, 2006-№5.
5. Аль Мухамед Г.З. А. Конституционная обязанность государства Ирак по защите прав свобод граждан// Правовая наука и реформа юридического образования.2011 №1 с.60.
6.Кныш А.Д. Борьба идей в средневековом исламе: теология и философия // Ишрак. Ежегодник исламской философии. №2. М., 2011
7.Верещак А.Н. Специфические черты реализации прав человека в исламских странах.// Конституционное и муниципальное право №8. М., 2012 с. 67-71.
8.Цветкова Н.Н. Производство сферы ИКТ в странах востока.//Восток № 6. М., 2015 с. 114-127.
9. Кузнецов В.А. Проблема светскости в странах «Арабского пробуждения»: тунисская версия// Вестник Московского университета. Сер.13 Востоковедение. 2013, №4.
10. Долгов Б.В. Ислам во Франции: мусульмане и светская республика// Восток №4. 2015 с. 123-134.
11. Р.Хунов. Особенности конституционного статуса личности в исламском праве// Право и жизнь независимый научно-популярный журнал. №50 (7) -М. 2002, с. 5-15.304с.
12. Л.Н. Шестакова Ислам и права человека //Журнал Вестник Московского государственного Университета. серия11 Право №5 1995. с. 60-75.
13. Х.Бехруз К вопросу о влиянии римского права на исламское право: некоторые концептуальные размышления//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения -М. №2(45)2014. 306-314с.
14. Манучихри А. Политическая система Ирана –СПб: Петербургское Востоковедение, 2007.-с. 190.
15. Пайпс Д. Швейцарские минареты и европейский ислам//http://ru. danielpipes.org/article/7820 2009г.
16. Levant E. In need of a religious revolution// .
5.ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1. Коран [ http://quran-online.ru ] смысловой перевод Э.Р. Кулиева и Ас-Саади.
2.Сайт Организации Объединенных Наций [http://www.un.org/ru/index.html ]
3. Сайт Организации Исламского Сотрудничества [ ]
4. Сайт Постоянной Независимой Комиссии по правам человека при Организации Исламского Сотрудничества [ https://www.oic-iphrc.org/en/home ]
5. Сайт международной неправительственной организации Amnesty International [ ]
6. ЮНБИСНЕТ Информационно-библиографическая система ООН [ ]
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!