Правовое регулирование финансирование государственных корпораций
1.2. Государственные корпорации как юридические лица публичного права
Важность деятельности государственных корпораций для обеспечения публичных интересов позволяет говорить о том, что данных субъектов можно относить к юридическим лицам публичного права. Подтверждение этому можно найти и в научной литературе. Например, Д.А. Плетнев пишет о том, что «с точки зрения организационно-правовой формы государственные корпорации являются лицом особого рода, включающим в себя черты как частного, так и публичного юридического лица». В то же время, вопрос отношения государственных корпораций к юридическим лицам публичного права остается дискуссионным в научной литературе, и для уточнения этого соотношения следует обратиться к ретроспективе создания исследуемой организационно-правовой формы и ее особенностям с точки зрения публичного права.
Догматическое восприятие организационно-правовых форм государственных корпораций, трактуемое в терминах существующего Гражданского кодекса, мешает конструктивному ходу дискуссии о правовой природе так называемых юридических лиц публичного права, понятие которых в российском законодательстве не определено, но, тем не менее, широко используется в юридической литературе (например, в исследовании Д.Д. Валикарамова и Е.А. Коноваловой под ними понимаются «юридические лица, наделенные властными полномочиями, а также учреждения и организации, осуществляющие образовательную, просветительскую, культурную, научную или лечебную деятельность (университеты, лицеи, музеи, больницы и др.)»). В частности, это связано с предложениями об упразднении организационно-правовой формы юридических лиц «государственная корпорация», и о преобразовании существующих государственных корпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по мнению разработчиков концепции реформы, по сути, и являются: в органы публичной власти (Росатом), фонды (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со стопроцентным государственным участием (Роснанотех, Ростехнологии, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов). Такие предложения содержались в п. 3.3 параграфа 4 «Законодательство о государственных корпорациях» подраздела 8 «Законодательство о некоммерческих организациях» проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах.
Актуальность темы. В современных условиях нестабильности социально-экономических процессов государство исследует различные способы своего участия в экономических системах, которые позволили бы содействовать экономическому росту без прямого государственного участия. Одним из таких способов стало создание государственных корпораций как субъектов особой организационно-правовой формы, организуемых самим государством (что сопровождается созданием специальных федеральных законов), но имеющих автономный режим управления как финансовыми ресурсами, так и иным имуществом. Государственные корпорации действуют в целях обеспечения публичных интересов, но при том остаются самостоятельными в принятии большинства решений, используют выделенное им имущество, могут вести деятельность и получать от нее доход.
Целесообразность изучения правового статуса государственных корпораций продиктована как теоретическими, так и практическими факторами. На теоретическом уровне необходимость уточнения правового статуса государственных корпораций обусловлены:
отсутствием однозначного понимания их организационно-правовой формы, о которой до сих пор ведутся дискуссии в научной литературе;
недостаточной проработкой положений, регламентирующих правовой статус государственных корпораций;
противоречивостью фактических характеристик государственных корпораций и возможностями их отнесения к юридическим лицам, признаки которых в их случае не соблюдаются в полной мере.
На практическом уровне проблематика исследования связана с такими факторами, как:
недостаточная эффективность деятельности государственных корпораций и отсутствие подходов к ее оценке, закрепленных нормами закона;
несоответствие между юридическим и фактическим статусом имущества государственных корпораций;
ненадлежащей организацией финансового контроля государственных корпораций, на фоне чего регулярно возникают конфликты в обществе после обнародования частных исследований о неразумных тратах государственных корпораций, их коррумпированности и т.д.
Таким образом, теоретические и практические факторы обусловливают необходимость научно-теоретического осмысления правового статуса государственных корпораций и практического совершенствования их деятельности за счет рационализации действующего законодательства в исследуемой сфере.
Нормативно- правовые акты, учебная и научная литература, интернет ресурсы.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!