Правовой статус прокурора в уголовном процессе
Введение 3
Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 9
1.1 Исторические аспекты участия прокурора в судопроизводстве 9
1.2 Правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве 19
Глава 2. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 27
2.1. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия 27
2.2. Руководство процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений 33
2.3. Координация деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений 43
Глава 3. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 55
3.1.Функции и полномочия прокурора в суде первой инстанции 55
3.2. Функции и полномочия прокурора в судах апелляционной и кассационной инстанциях 65
3.3.Особенности реализации прокурором своих функций и полномочий в суде с участием присяжных заседателей, при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, по делам о применении принудительных мер медицинского характера и в судебном разбирательстве в особом порядке 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Наряду с полномочиями в сфере обеспечения законности уголовного процесса, прокурор осуществляет коррекцию следствия, указывая следственным органам на ошибки в делопроизводстве. Тем самым повышается качество проводимого расследования для избегания ошибок в суде.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам прокурорского надзора за производством предварительного расследования уделено внимание таких ученых – процессуалистов, как С.В. Векленко, А.И. Грек, Н.В. Жогин, А.П. Кругликов, В.А. Лазарева, М.К. Малиненко, О.А. Науменко и др. В процессе изучения данной проблемы было выявлено два диаметрально противоположных подхода по вопросу соответствия наличествующих у прокурора полномочий объему стоящих передним задач. В рамках первого подхода, прокурор не обладает необходимой компетенцией, что особенно ярко прослеживается на этапе предварительного следствия, в частности, у него отсутствует компетенция по возбуждению уголовного дела, а объем контрольно-надзорного ресурса за органами следствия недостаточен. Второй подход, напротив, заключается в указании на избыточность полномочий прокурора и недостаточность процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Отметим, что наибольшее распространение получил первый подход.
Научная новизна исследования. На основе анализа нормативных и доктринальных положений, правоприменительной практики, нами выработано предложение о необходимости сужения компетенции анализируемого субъекта в сфере надзора за производством предварительного следствия и дознания в целях исключения возможности тотального руководства за расследованием уголовных дел.
Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации прокурором возложенных на него полномочий.
Предмет исследования – система нормативной и правовой документации по вопросам осуществления прокурорского надзора за производством предварительного расследования, материалы судебной практики.
Цель исследования – провести системный анализ полномочий прокурора на этапе предварительного следствия и суда, выявить проблемы, возникающие в данной сфере и разработать пути их решения.
Задачами исследования являются:
-рассмотрение особенностей становления и развития правового института прокуратуры в исторической ретроспективе;
– выявление правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве;
– рассмотрение особенностей прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия;
– изучение особенностей руководства за процессуальной деятельностью следователя, дознавателя по возбуждению уголовного дела и расследованию преступлений;
– анализ участия прокурора в координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дели расследованию преступления;
– рассмотрение функций и полномочий прокурора в суде первой инстанции;
– выявление функций и полномочий прокурора в судах апелляционной и кассационной инстанции;
– анализ особенностей реализации прокурором своих функций с участием присяжных заседателей, при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, по делам о применении принудительных мер медицинского характера и в судебном разбирательстве в особом порядке.
Нормативно-правовые акты
1. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 – 388.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (ETSN5) (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. – 2001.- № 3.- С. 5.
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.// Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2003. – С. 316.
4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН40/33 от 10 декабря 1985г.) // СПС Консультантплюс.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019 №354-ФЗ)// Российская газета. N 249, 22.12.2001.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) “О прокуратуре Российской Федерации”// Российская газета. N 229. 25.11.1995.
7. Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ (с изм. от 05.06.2007) “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”//Российская газета. N 229. 25.11.1995
8. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”//Российская газета. N 206, 19.10.1999
9. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) “О противодействии коррупции”// Российская газета. N 266, 30.12.2008
10. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”//Российская газета. N 266, 30.12.2008
11. Федеральный закон от 03.07.2016 N 322-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве”// Российская газета. N 149. 08.07.2016.
12. Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ (ред. от 12.11.2018) “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”// Парламентская газета. N 37. 12-18.10.2018
13. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 “О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”//СПС Консультантплюс.
14. Постановление Правительства РФ от 31.10.2016 N 1106 “О подготовке государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о согласовании внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации”//СПС Консультантплюс
15. Приказ Генпрокурора РФ от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс»
16. Приказ Генерального прокурора РФ от 25.12.2012 г. N 465 “Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства”// СПС Консультантплюс.
17. Приказ Генпрокуратуры России от 14.11.2017 N 774 “Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства”//СПС Консультантплюс.
18. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»// СПС «Гарант»
19. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 “О Концепции судебной реформы в РСФСР” // Ведомости СНД и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. ст. 1435
20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976) (утратила силу)// Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936
21. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик” (принята ВС СССР 07.10.1977)(утратила силу)// Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. ст. 61
22. Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X “О прокуратуре СССР” (утратил силу)//Ведомости ВС СССР. 1979. N 49. ст. 843
23. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 “Положение о прокурорском надзоре”(утратило силу)// Известия ВЦИК. N 132. 16.06.1922
24. Закон от 9 мая 1911 г. “Об отмене заключений прокурора по некоторым гражданским делам” (утратил силу)// ПСЗ РИ. Собрание третье (1881 – 1913 гг.). Т. 31. Отд. 1. N 35154.
Книги
25. Актуальные вопросы судебной практики, рекомендации судей Верховного Суда РФ по применению уголовно-процессуального законодательства на основе новейшей судебной практики: Практическое пособие / В.А. Давыдов, В.В. Дорошков, Н.А. Колоколов и др.; под ред. В.М. Лебедева. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. – 395 с.
26. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.:Проспект, 2004. – 766 с.
и др
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!