Праздник Нового года в советской поздравительной открытке: речевой этикет и визуальный образ
Аннотация
Чжан Сюе
Научный руководитель: Светлана Борисовна Адоньева
Данная работа посящена изучению новогодних открыток 1940 х–1980-х годов. Чтобы определить особенности изображений и специфику речевого этикета в новогодних открытках 1940 х–1980-х годов собраны соответствующие открытки: 138 новогодних открыток и 67 поздравительных текстов.
В первой главе описывается визуальный образ собранных новогодних открыток в аспектах надписи, персонажа, атрибута и колорита, на основе систематизирования собранных открыток выявлены те типы изображений, которые пользуются широкой популярностью и дана характеристика отдельным типам. Во второй главе разбираются собранные поздравительные тексты в аспектах конструкции и сюжета, и раскрываются их особенности. В результате обращение к новогодней открытке помогает открыть новый аспект в изучении быта и культуры народа, изображения на новогодних открытках 1940-х–1980-х годов, как часть летописи истории государства, отражают разные аспекты советской жизни разных годов, и поздравительные тексты на новогодних открытках 1940-х–1980-х годов обладают относительной стабильностью, желание здоровья, счастья и успехов занимает самое важное место в системе ценностей советских людей данного периода. В приложениях содержится информация собранных новогодних открыток.
Введение ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Визуальный образ новогодних открыток 1940-х–1980-х годов ……… 8
Глава 2 Вербальный текст новогодних открыток 1940-х–1980-х годов …………… 40
Заключение …………………………………………………………………………………………. 47
Приложение 1 Собранные новогодние открытки 1940-х–1980-х годов ……. 48
Приложение 2 Собранные поздравительные тексты новогодних открыток
1940-х–1980-х годов …………………………………………………………………………….. 75
Список использованной и цитируемой литературы …………………………………… 90
Как известно, открытка представляет собой особый вид почтовой
карточки для открытого письма. Под открыткой понимается бланк, на
лицевой стороне которого может располагаться изображение, а обратная
сторона предназначена для написания какой-либо информации, адресов
отправителя и получателя.
Новый год является одним из самых главных, любимых и важных
праздников в мире, традиция его встречи всюду и везде распространяется. У
данного праздника, одного из старейших праздников, длинная история, и за
долгое время в России к празднованию Нового года примкнул ряд традиций
и обычаев, как родных, так и заимствованных. В числе множества традиций и
обычаев традиция отправления открыток накануне праздника Новый год
также долго пользуется популярностью в России. «Прообразом почтовых
карточек с новогодними и рождественскими сюжетами принято считать
гравюры на религиозные темы, популярные в странах Западной Европы со
времен Средневековья. Ими украшали дома, вручали родственникам на
праздники» 1 , затем в 1843 году в Англии по почте появилась первая
новогодняя открытка, новая идея дарить новогодние открытки перед
праздником быстро стала традицией2. В конце XIX века новогодняя открытка
стала популярной и начался её массовый выпуск, она вошла в моду за
границей, приобрела моментальную популярность и в России, такие
российские издательства, как «Ришар», «К. А. Фишер» и «Община святой
Евгении» вместе с лучшими художниками, например, В. Васнецов, А. Бенуа,
С Новым годом!: карточки почтовые, визитные, поздравительные к празднику
Рождества Христова и Новому году в собрании Музея-заповедника «Родина
В. И. Ленина»: каталог / Музей-заповедник Родина В. И. Ленина. Ульяновск, 2014. С. 8.
См.: Там же. С. 8.
М. Нестеров и Н. Каразин работали над открыткой 3
. Как отмечала
Мария Чапкина, «Открытки посылались и получались кипами. Посылались
на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода
на почтовые поздравления охватила всех: писали подчиненные начальникам,
баре барам, прислуга господам, гимназисты друг другу, рабочие и
мастеровые в деревню родителям и т. д. Открытки выбирались по своему
вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: из
Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву — три
дня, из Петербурга в Тифлис — три–четыре дня. Во время войны при
обязательной проверке военной цензурой ничего не изменилось. Во время
Февральской революции затормозилось движение из Петрограда и в
Петроград на несколько дней, не более» 4 . После Октябрьской революции
выпуск открыток резко сократился и правительство постепенно
национализировало склады бумаги, типографии и издательства 5 . Далее «в
1939 году в Советском Союзе после длительного перерыва вышла
новогодняя почтовая карточка… Массовое производство советской почтовой
карточки началось в 1953 году. В российской филокартии эту эпоху
справедливо можно было бы называть “эпохой советской открытки”»6. Таким
образом, в советские времена, особенно в период 1940-х–1980-х годов,
почтовые ящики были заполнены поздравлениями перед Новым годом. В
этих новогодних открытках находила своё отражение национальная культура,
См.: Там же. С. 14–24.
Чапкина М. Я. Русская рождественская и новогодняя открытка 1898–1918. М.:
Захаров, 2018. С. 13.
См.: Там же. С. 13–14.
Источники
1.Альбом новогодних открыток. СССР 1940-е–1960-е / Автор-
состовитель С. Шлемич; вступ. Ст. А. Корнева, С. Соломахина. Харьков:
Раритеты Украины, 2014.
2.Космонавтикавпраздничнойоткрытке.1957–1987:из
собрания Мемориального музея космонавтики : [каталог] / Деп. культуры
г. Москвы, Гос. учреждение культуры г. Москвы “Мемориал. музей
космонавтики” ; [авт.-сост.: Мартынова И.Н.]. М.: Простор-оптима РС,
2010.
3.Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной
войны 1941–1945 гг. М.: Российская государственная библиотека, 1995.
4.Пантюхин В. А. Почтовые карточки Великой Отечественной
войны:издания1941–1945гг.:иллюстрированныйкаталог
односторонних почтовых карточек СССР. М.: Деловой ритм, 2009.
5.СНовымгодом!:карточкипочтовые,визитные,
поздравительные к празднику Рождества Христова и Новому году в
собрании Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»: каталог / Музей-
заповедник Родина В. И. Ленина. Ульяновск, 2014.
Научная и критическая литература
6.Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. СПб.: Амфора. ТИД
амфора, 2009.
7.Базыма Б. А. Психология цвета: Теория и практика. СПб.: Речь,
2005.
8.Гольдин В. Е. Обращение: теоретические проблемы / под ред.
Л. И. Баранниковой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.
9.Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,
1978.
10.Гура А. В. О символике зайца у славян //Журн. оттечественные
записи. 2014. № 3.
11.Гура А. В. Символика животных в славянской народной
традиции. М.: Издательство Индрик, 1997.
12.Емельянов Л. И., Пантюхин В. А., Сафонов Е. А. Двусторонние
маркированные иллюстрированные почтовые карточки СССР, 1924–
1991 гг : Каталог / под общ. ред. В. А. Пантюхина. М.: Лика, 2004.
13.Иванов Е. В. Новый год и Рождество в открытках. СПб.:
Искусство-СПб, 2000.
14.Матюхова Н. Н. Новый год традиции народов мира. М.:
Издательство Эксмо, 2016.
15.Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. М.:
Кругъ, 2012.
16.Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В трех томах. Том
1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
17.Национально-культурнаяспецификаречевогообщения
народов СССР / Акад. наук СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1982.
18.Национально-культурная специфика речевого поведения /
Акад. наук СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1977.
19.Обществохудожников”Мирискусства”напочтовых
карточках:каталог:Л. С. Бакст,А. Н. Бенуа,И. Я. Билибин,
М. В. Добужинский,К. А. Коровин,Б. М. Кустодиев,Е. Е. Лансере,
Г. И. Нарбут,А. П. Остроумова-Лебедева,Н. К. Рерих,К. А. Сомов,
С. В. Чехонин. СПб.: Стандарт-Коллекция, 2006.
20.Окладников А. П. Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за
наскальными рисунками. Л., М.: Издательство Искусство, 1964.
21.Открытка как памятник культурного наследия: проблемы
описания, использования и хранения в библиотеках и музеях. М.: Библио-
Посткард, 2007.
22.ОткрыткииздательствРассветиТворчество:история.
Издатель. Каталог. СПб.: Сад искусств, 2004.
23.Русскаяизба.Иллюстрированнаяэнциклопедия.СПб.:
Искусство-СПб, 2004.
24.Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: Всесоюзный молодежный
книжный центр филиал Васильевский остров, 1990.
25.Смолина А. Н. Речевой этикет русского духовного письма.
Красноярск: СФУ, 2018.
26.Стернин И. А. Русский речевой этикет. Воронеж: ВОИПКРО,
1996.
27.Топорова В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в
областимифопоэтического:Избранное.М.:Издательскаягруппа
Прогресс-Культура, 1995.
28.Тупикова С. Е.,Назарова Р. З.Речевойэтикет.Саратов:
Научная книга, 2006.
29.Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция восточной
литературы издательства Наука, 1983.
30.Фарино Е. Введение в литературоведение: учебное пособие.
СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
31.Флоренский П. А.Столпиутверждениеистины:опыт
православной теодицеи. М.: АСТ, 2003.
32.Формановская Н. И. Вы сказали «здравствуйте». Речевой
этикет в нашем общении. М.: Знание, 1982.
33.Формановская Н. И. Речевой этикет в русском общении:
теория и практика. М.: ВК, 2009.
34.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.:
Высшая школа, 1989.
35.Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета.
М.: Русский язык, 1982.
36.Чапкина М. Я. Русская рождественская и новогодняя открытка
1898–1918. М.: Захаров, 2018.
37.Элиаде М. Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении.
Образы и символы. Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000.
Справочная литература
38.Даль В. Толковый словарь великорусского языка: В 4 т. М.:
Гос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1955.
39.Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: Советская
энциклопедия, 1962–1978.
40.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов:
В 2 т. / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-
Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л.: Изд-во Л.
Д. Френкель, 1925.
41.Толковыйсловарьрусскогоязыка:80000слови
фразеологических выражений. М.: А ТЕМП, 2006.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!