Представления родителей о своей роли в формировании личностных образовательных результатов детей младшего школьного возраста
Введение 3
Глава I. Проблема роли родителей в формировании личностных образовательных результатов их детей 8
1.1. Проблема формирования личностных образовательных результатов в документах об образовании 8
1.2. Универсальные учебные действия как результат образовательного процесса в начальной школе 13
1.3. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников 19
1.4. Роль родителей в формировании личностных УУД младших школьников 27
Глава II. Исследования представления родителей об их роли в формировании личностных образовательных результатов младших школьников 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методики исследования 38
2.2.1. Опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин) 38
2.2.2. Авторская анкета для родителей 38
2.2.3. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 39
2.2.4. Проективная методика рисунок «Моя семья» 40
2.2.5. Беседа с учителем (М.В. Булкина) 41
2.3. Анализ результатов исследования 42
2.4. Статистический анализ исследований 53
Заключение 65
Список литературы 66
Актуальность. Младший школьный возраст – время перехода к новому образу жизни, когда меняются отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, укрепляется осознание статуса школьника, возникших прав и обязанностей. Образовательные учреждения играют важную роль в жизни младших школьников. Именно там ребёнок учится общаться, договариваться с другими, понимать себя и окружающих, считаться не только со своими интересами, но и с интересами других.
Образовательная среда школы – часть жизненной среды людей. Как социальный институт общества, школы и другие учебные заведения, выполняя свои воспитательные функции, формируют у обучающихся личностные результаты образования, что зафиксировано в ФГОС начального общего образования. Формирование данного вида образовательных результатов обусловлено тем, что школа способна строить свою локальную систему развития личности обучающихся с нескольких сторон: через обучение, воспитание и решение задач развития.
Список литературы
1. Айгумова З.И. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / З.И. Айгумова, Н.Н. Васильева, И.В. Вачков и др. – М.: Юрайт, 2017. – С. 31.
2. Александрова Н. А. Историко-родословные исследования учащихся как средство патриотического воспитания детей / Н.А. Александрова // Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции, 14-15 ноября 2001г. – 2003. – С. 430-432.
3. Антонов Г.Г. Новые формы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий / Г.Г. Антонов, Б.З. Вульфов, Е.Е. Вяземский. – М.: Эслан М, 2007. – 128 с.
4. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Автореф. дисс. … канд. псих. наук / С.М. Арсланова. – М., 2008. – 23 с.
5. Астахова А.А. К вопросу о психологии эмоциональной сферы младших школьников / А.А. Астахова, Н.Н. Кузьминов // Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов научной конференции. – М.: Перспектива. – 2018. – С. 18-22.
6. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: учебное пособие / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 144с.
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, конференции : сайт центра дистанционного образования «Эйдос». – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
8. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 11.
9. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №3. – С. 327-338.
10. Буравлева Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – №1. – С. 21-26.
11. Варга А.Я. Введение в системную семейную терапию / А.Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2017. – 182 с.
12. Велиханова Н. Ф. Семья – основа воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Н.Ф. Велиханова // Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания. – 2007. – С. 340-341.
13. Власенкова Е.Г Особенности смысловой сферы зрелой личности с разным уровнем самореализации: автореферат дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.Г. Власенкова. – Южно-Сахалинск., 2005. – 24с.
14. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 254с.
15. Гасанова М.А. Адаптация младшего школьника как трудовая задача психолога / М.А. Гасанова // Современные проблемы психолого-педагогического образования: сборник трудов научной конференции. – Махачкала: ДГПУ. – 2018. – С. 315.
16. Герланд Е.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий как необходимый фактор развития личности младшего школьника / Е.В. Герланд, Т.В. Загребина, О.И. Кадыкова // Грани познания. – 2017. – №3. – С. 59-63.
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В, Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544с.
19. Екжанова Е.А. Семейные истоки школьных успехов / Е.А. Екжанова, А.П. Копылова, О.А. Фроликова. – СПб.: КАРО, 2008. – 272с.
20. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка: автореферат дисс. … к.псих.н.: 19.00.01 / Ю.С. Ершова. – Ярославль, 2007. – 17 с.
21. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / Е.О. Иванова // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
22. Иванова Е.О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий / Е.О. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 5 (8). – С. 113-124.
23. Ишмухаметова А.Р. Психология младшего школьника в контексте детско-родительских отношений / А.Р. Ишмухаметова // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник трудов научной конференции. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 157-167.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 251 с.
25. Карелин М.А. Исследование волевых проявлений у детей младшего школьного возраста / М.А. Карелин, А.С. Титова // Наука – образованию, производству, экономике: сборник трудов научной конференции. – Витебск: Витебский госуниверситет им. П.М. Машерова, 2018. – С. 185-186.
26. Козлякина Е.Н. К вопросу социализации и социально-психологической адаптации младших школьников / Е.Н. Козлякина // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция нижневартовского государственного университета. – 2018. – С. 466-471.
27. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения / Д.И. Латышкина. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
28. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: автореф. дисс. кан. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Левина. – Тамбов, 2004. – 21 с.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М., 2005. – 352 с.
30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
31. Омарова А.А. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности / А.А. Омарова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 7. – С. 108-110.
32. Поляшова Н.В. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения / Н.В. Поляшова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // Бюллетень сибирской медицины. – 2010. – № 1. – С.148-157.
33. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение процессов реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО: материалы 4-й Всеросс. науч.-практ. конф. (Россия, Волгоград, 23-24 апр. 2015 г.) / Состав. П.П. Кучегашева. – М.: Планета, 2015. – 354 с.
34. Психология состояний: учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.
35. Розина О.В. Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей / О.В. Розина // Вестник ПСТГУ. – 2013. – № 4. – С. 26-39.
36. Рябова Т.В. Особенности построения учебной деятельности младших школьников / Т.В. Рябова // Пермский педагогический журнал. – 2010. – №1. – С. 93-97.
37. Рябова Ю. А. Родительская школа: формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 56-60.
38. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта : автореф. дис. …докт. психол. наук. / Н.Р. Салихова. – Казань : КФУ, 2011. – 45 с.
39. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
40. Таранова М.В.Сравнительный анализ компонентов структуры творческой, исследовательской и учебной деятельностей / М.В. Таранова // Сибирский педагогический журнал. – 2009.- № 1. – С. 256-267.
41. Удовиченко И.А. Задача как компонент учебной деятельности в системе «человек-задача» / И.А. Удовиченко // Среднее профессиональное образование. – 2011.- № 12.- С. 46-48.
42. Федосова В.Н. Формирование традиций патриотизма в современной России // От Великой Победы – к великой России: историческая память и будущее России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Пенза, 25-26 марта 2010 г.). – Пенза: Изд-во ПГУ. – 2010. – С. 142-143.
43. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями / Авт.-состав. Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 100 с.
44. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. -М., 2002. – 19 с.
45. ХХ Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. – Нижневартовск, 2018. – С. 466-471.
46. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. – М.; Рига: Эксперимент, 2000
47. Чурилова Т.М. Дифференциальная и возрастная психофизиология: учебное пособие / Т.М. Чурилова, Ю.Е. Леденева, М.В. Топчий. – Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, -2004. – 220 с.
48. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – 64 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!