Предвестия футуризма в поэзии Андрея Белого

Лащева Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В предлагаемом исследовании рассматриваются аспекты сближения поэзии Андрея Белого с художественной системой литературного футуризма. Как и футуристы, Белый верил в близящееся преображение действительности и необходимость участия в нём поэта. Сходство и различия образа будущего в обеих художественных системах рассматриваются в первой главе исследования. Устанавливается, что преображение действительности, которое мыслится поэтами как осуществление будущего, для Белого и футуристов возможно при условии взаимодействия с сакральным началом бытия – для этого необходимо новое мировосприятие. Принципиальное различие заключается в том, что футуристы, не отказавшись, в сущности, от традиционного различения сакрального и профанного, демонстративно отвергли необходимую в символистской картине мира зону трансцендентного.
Особое место в поэтических концепциях Белого и футуристов занимает обеспечивающее новое восприятие слово – изучению его специфики в их художественных методах посвящена вторая глава исследования. Слово используется для взаимодействия с областью сакрального как инструмент-медиатор, но в то же время оно и в самом себе содержит сакральные потенции, обеспечивающие его самодостаточность. Природа языка (звуковая, визуальная и коммуникативная) исследуется поэтами для выявления и поэтической реализации сакрального. Это приводит к взаимодействию разных видов искусств в поэзии Андрея Белого и футуристов. Примечательно, что характер взаимодействия искусств в поэзии Белого иногда оказывается особенно близок к опытам футуристов. Театральные элементы в стихотворениях поэта обеспечивают взаимодействие поэзии и действительности, то есть действенность или перформативность поэтического слова.
Двойственной природой в поэзии Белого и футуристов обладает не только слово, но и поэт. Роль поэта в творчестве Белого и футуристов анализируется в третьей главе исследования. В стихотворениях может быть эксплицирована мета-позиция автора, проявляющаяся в рефлексии о языке или в наглядности процесса создания произведения. Образ поэта-экспериментатора соответствует задаче преображения действительности, он как учёный занят созданием слова, которое обеспечит новое восприятие мира. Иначе выглядит другое явленное в тексте авторское амплуа – поэта-пророка. Вступая в позицию медиатора, фигура поэта-пророка у Белого частично компрометирует идею самостоятельности слова, действенность которого поставлена в зависимость от личности творца. Самосакрализация фигуры поэта редуцирует сакральность слова. В обеих художественных системах возникает мотив осмеяния поэта-пророка. У Белого вместе с безответностью мира Вечного это приводит к сомнению не только в собственном соответствии пророческой миссии, но и в самой природе сакрального. Противоречивое самоощущение поэта-пророка-шута содержит в себе потенции для развёртывания сюжета компрометации трансцендентного, который характерен для творчества футуристов.

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Устремлённость в будущее …………………………………………………………. 17
1.1 Специфика образа будущего ……………………………………………………………. 17
1.2 Поэзия как метод познания ………………………………………………………………. 23
1.3 «Всесвязность»………………………………………………………………………………… 26
Глава 2. Роль художественного слова в преображении действительности …. 29
2.1 Слово-медиатор……………………………………………………………………………….. 29
2.2 Самодостаточность слова…………………………………………………………………. 33
2.3 Взаимодействие искусств…………………………………………………………………. 41
Глава 3. Роль поэта в художественном мире Андрея Белого и футуристов … 52
3.1 Поэт-учёный ……………………………………………………………………………………. 52
3.2 Поэт-пророк …………………………………………………………………………………….. 55
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 65
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 69
I. Источники……………………………………………………………………………………….. 69
II. Научная литература …………………………………………………………………………. 72

Вопрос о соотношении символизма и футуризма был поставлен с момента возникновения футуризма. Полемические выпады футуристов в адрес символизма отчасти обусловлены его колоссальной популярностью: к началу деятельности футуристов символизм был устоявшимся литературным направлением, достигшим успеха и превратившимся в «литературную моду»1. Футуризму необходимо было противопоставить себя существующей литературной традиции, в его манифестах, в частности, провозглашалось полное отречение от эстетики символизма. Существовала и более «прозаическая» причина: «Из всех “гилейцев” лишь Б. Лившиц печатался в “Аполлоне” в 1910 году, для всех остальных символистские издания (за исключением “Весны” <...>) были закрыты. Это предопределило – при всем тяготении на раннем этапе своего творчества к символизму – резкое неприятие символистов у Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Маяковского (не говоря об А. Крученых), проявившееся в публичных выступлениях и манифестах 1912–1915 годов»2. Тем не менее, литературное отталкивание (как и «преодоление») не может быть в полном смысле этого слова реализовано в ходе литературного процесса3, так как оно неминуемо связано с наследованием: открещиваясь от определённого литературного направления, писатель создаёт свои произведения «с оглядкой» на него; отталкиваясь, приближается. Символизм традиционно рассматривается в качестве одного из источников футуризма4: по мнению В. Ф. Марков, русский символизм «подверг пересмотру всю иерархию эстетических
1 Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). М.: Наследие, 2001. Кн. 2. С. 381.
2 Клинг О. А. Футуризм и «старый символистский хмель»: Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма // Вопросы литературы. 1996. No 5. C. 65.
3 См.: Богомолов Н. А. Постсимволизм. С. 382.
4 См., например: Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб.: Алетейя, 2017. С. 8–9; Баран Х., Гурьянова Н. А. Футуризм // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 2. С. 501.
3
ценностей»5, что вполне соответствовало задачам футуристов и соотносилось с важной для них установкой на новизну.
Из всех символистов именно Андрей Белый, с его индивидуальным стилем, был особенно близок к футуризму. Его творчество вызывало несомненный интерес у самих футуристов6. Д. И. Чижевский прямо называл его «отцом футуризма»7. Н. А. Бердяев утверждал, что «единственным замечательным футуристом в художественной прозе может быть назван Андрей Белый»8. Вяч. Вс. Иванов писал, что «Андрей Белый, по его собственным словам, всегда остававшийся символистом, вместе с тем в очень большой степени в лучших своих произведениях переходил стилистические границы символизма и шел гораздо дальше в том направлении “эстетического эксперимента” (его термин), который ближе всего был именно к футуризму»9.
Вяч. Вс. Иванову принадлежит наиболее обстоятельное исследование близости некоторых элементов поэтики Андрея Белого к футуризму. Существуют статьи, в которых анализировались предвестия футуризма в романах Белого10. Однако вопрос о «футуристичности» как одной из
5 Марков В. Ф. История русского футуризма. С. 8–9.
6 Например, в поэтической автобиографии «Я сам» В. Маяковский пишет: «Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое — нельзя», «Ведь вот лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело — “в небеса запустил ананасом”, а я про свое ною — “сотни томительных дней”» (Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955–1961. Т. 1. С. 17, 18). Далее ссылки на это издание приводятся в тексте в квадратных скобках, с литерой «М» и указанием тома римской цифрой и страницы арабской.
Объектом предлагаемого исследования является поэзия Андрея Белого, а предметом – те её особенности, в которых обнаруживается общность с художественной системой футуризма.
Цель настоящей работы – выявить те аспекты художественного метода Андрея Белого, которые могут быть соотнесены с творчеством поэтов- футуристов. Выполнение поставленной цели предполагает следующие задачи:
 Выявить общие основания в мировоззренческих установках символизма и футуризма.
 Рассмотреть особенности образа будущего у Белого и футуристов.
 Определить и описать моменты близости в концепциях художественного слова Андрея Белого и футуристов.
 Отметить на этом фоне моменты их решительных расхождений.
 Сопоставить представления о роли поэта в художественном мире
Андрея Белого и футуристов.
Материалом исследования является поэтическое наследие Андрея
Белого, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Василия Каменского, а также теоретические высказывания Белого и футуристов.
Обзор исследовательской литературы.
Рассмотрение «футуристских» особенностей идиостиля Андрея Белого невозможно без обращения к вопросу о соотношении символизма и футуризма, так как некоторые из этих особенностей объясняются моментами сходства двух художественных систем.
Процесс «смены» символизма футуризмом проанализирован в работе И. П. Смирнова «Символизм и авангард (элементы постсимволизма в
романа А. Белого «Петербург» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2013. No 13 (3). С. 88–93.
5

символизме)», которая впервые была опубликована в журнале «Russian Literature» в 1988 году11. Исследователь выделяет два ключевых отношения в художественном мире символизма – интранзитивность и обусловленную ею панкогерентность. В эстетике младосимволизма ослабевает одна из форм панкогерентности – одно-всеместная связь, что приводит к изображению замкнутого на себе мира, ставшего онтологичным и самодовлеющим в постсимволизме12. Рассмотрим тезисы И. П. Смирнова подробнее.
Под интранзитивностью исследователь понимает нарушение медиации: мир данного и мир искомого, по его мнению, «регулярно связывались в символистских текстах так, что посредующее между двумя мирами звено подвергалось отрицанию»13. И. П. Смирнов выделяет типовые сюжеты интранзитивности, в которых неудачливым медиатором, как правило, является персонаж-посредник, то есть один из элементов художественного мира. Однако концепция интранзитивности игнорирует одну из важнейших особенностей символизма – истончение грани между поэзией и действительностью. В культуре символизма роль медиатора принадлежит символу14, который хотя и воплощён в художественном слове, по определению выходит за пределы художественного текста. Таким образом, для символистов связь между земным и трансцендентным выходит за рамки художественного факта – с помощью искусства происходит подлинная медиация между действительностью и миром Вечного. Подтверждением истончения грани между художественными текстами символистов и
11
12 Смирнов И. П. Психодиахронологика. С. 159–160.
13 Там же. С. 136.
14 Д. С. Мережковский пишет, что греческое слово, от которого произошло русское
«символ», «значит: сливать, спаивать, соединять» (Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / Изд. подг. Е. А. Андрущенко. М.: Наука, 2000. С. 25).
Концепция истории литературы И. П. Смирнова изложена в книге «Психодиахронологика» (1994) и основана на идее вытеснения «с творческой позиции одного характера другим, доминирование некоторой логической процедуры, становящейся системообразующей, над прочими» (Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994. С. 9). Указанная статья открывает в этой книге раздел, посвящённый символизму.
6

творчеством жизни являются биографические примеры успешной медиации: свидания Вл. Соловьёва с Софией Божественной Премудростью или посмертное общение Вяч. Иванова со своей женой Лидией. Это, несомненно, справедливо и для Андрея Белого: как замечает А. В. Лавров, «символизм Белому дорог не как художественное творчество, а как миропонимание; искусство не самоценно, оно только ступень к чему-то большему и значительнейшему»15.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет