Предвестия футуризма в поэзии Андрея Белого

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Лащева Анна Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В предлагаемом исследовании рассматриваются аспекты сближения поэзии Андрея Белого с художественной системой литературного футуризма. Как и футуристы, Белый верил в близящееся преображение действительности и необходимость участия в нём поэта. Сходство и различия образа будущего в обеих художественных системах рассматриваются в первой главе исследования. Устанавливается, что преображение действительности, которое мыслится поэтами как осуществление будущего, для Белого и футуристов возможно при условии взаимодействия с сакральным началом бытия – для этого необходимо новое мировосприятие. Принципиальное различие заключается в том, что футуристы, не отказавшись, в сущности, от традиционного различения сакрального и профанного, демонстративно отвергли необходимую в символистской картине мира зону трансцендентного.
Особое место в поэтических концепциях Белого и футуристов занимает обеспечивающее новое восприятие слово – изучению его специфики в их художественных методах посвящена вторая глава исследования. Слово используется для взаимодействия с областью сакрального как инструмент-медиатор, но в то же время оно и в самом себе содержит сакральные потенции, обеспечивающие его самодостаточность. Природа языка (звуковая, визуальная и коммуникативная) исследуется поэтами для выявления и поэтической реализации сакрального. Это приводит к взаимодействию разных видов искусств в поэзии Андрея Белого и футуристов. Примечательно, что характер взаимодействия искусств в поэзии Белого иногда оказывается особенно близок к опытам футуристов. Театральные элементы в стихотворениях поэта обеспечивают взаимодействие поэзии и действительности, то есть действенность или перформативность поэтического слова.
Двойственной природой в поэзии Белого и футуристов обладает не только слово, но и поэт. Роль поэта в творчестве Белого и футуристов анализируется в третьей главе исследования. В стихотворениях может быть эксплицирована мета-позиция автора, проявляющаяся в рефлексии о языке или в наглядности процесса создания произведения. Образ поэта-экспериментатора соответствует задаче преображения действительности, он как учёный занят созданием слова, которое обеспечит новое восприятие мира. Иначе выглядит другое явленное в тексте авторское амплуа – поэта-пророка. Вступая в позицию медиатора, фигура поэта-пророка у Белого частично компрометирует идею самостоятельности слова, действенность которого поставлена в зависимость от личности творца. Самосакрализация фигуры поэта редуцирует сакральность слова. В обеих художественных системах возникает мотив осмеяния поэта-пророка. У Белого вместе с безответностью мира Вечного это приводит к сомнению не только в собственном соответствии пророческой миссии, но и в самой природе сакрального. Противоречивое самоощущение поэта-пророка-шута содержит в себе потенции для развёртывания сюжета компрометации трансцендентного, который характерен для творчества футуристов.

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Устремлённость в будущее …………………………………………………………. 17
1.1 Специфика образа будущего ……………………………………………………………. 17
1.2 Поэзия как метод познания ………………………………………………………………. 23
1.3 «Всесвязность»………………………………………………………………………………… 26
Глава 2. Роль художественного слова в преображении действительности …. 29
2.1 Слово-медиатор……………………………………………………………………………….. 29
2.2 Самодостаточность слова…………………………………………………………………. 33
2.3 Взаимодействие искусств…………………………………………………………………. 41
Глава 3. Роль поэта в художественном мире Андрея Белого и футуристов … 52
3.1 Поэт-учёный ……………………………………………………………………………………. 52
3.2 Поэт-пророк …………………………………………………………………………………….. 55
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 65
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 69
I. Источники……………………………………………………………………………………….. 69
II. Научная литература …………………………………………………………………………. 72

Вопрос о соотношении символизма и футуризма был поставлен с момента возникновения футуризма. Полемические выпады футуристов в адрес символизма отчасти обусловлены его колоссальной популярностью: к началу деятельности футуристов символизм был устоявшимся литературным направлением, достигшим успеха и превратившимся в «литературную моду»1. Футуризму необходимо было противопоставить себя существующей литературной традиции, в его манифестах, в частности, провозглашалось полное отречение от эстетики символизма. Существовала и более «прозаическая» причина: «Из всех “гилейцев” лишь Б. Лившиц печатался в “Аполлоне” в 1910 году, для всех остальных символистские издания (за исключением “Весны” <...>) были закрыты. Это предопределило – при всем тяготении на раннем этапе своего творчества к символизму – резкое неприятие символистов у Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Маяковского (не говоря об А. Крученых), проявившееся в публичных выступлениях и манифестах 1912–1915 годов»2. Тем не менее, литературное отталкивание (как и «преодоление») не может быть в полном смысле этого слова реализовано в ходе литературного процесса3, так как оно неминуемо связано с наследованием: открещиваясь от определённого литературного направления, писатель создаёт свои произведения «с оглядкой» на него; отталкиваясь, приближается. Символизм традиционно рассматривается в качестве одного из источников футуризма4: по мнению В. Ф. Марков, русский символизм «подверг пересмотру всю иерархию эстетических
1 Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). М.: Наследие, 2001. Кн. 2. С. 381.
2 Клинг О. А. Футуризм и «старый символистский хмель»: Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма // Вопросы литературы. 1996. No 5. C. 65.
3 См.: Богомолов Н. А. Постсимволизм. С. 382.
4 См., например: Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб.: Алетейя, 2017. С. 8–9; Баран Х., Гурьянова Н. А. Футуризм // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 2. С. 501.
3
ценностей»5, что вполне соответствовало задачам футуристов и соотносилось с важной для них установкой на новизну.
Из всех символистов именно Андрей Белый, с его индивидуальным стилем, был особенно близок к футуризму. Его творчество вызывало несомненный интерес у самих футуристов6. Д. И. Чижевский прямо называл его «отцом футуризма»7. Н. А. Бердяев утверждал, что «единственным замечательным футуристом в художественной прозе может быть назван Андрей Белый»8. Вяч. Вс. Иванов писал, что «Андрей Белый, по его собственным словам, всегда остававшийся символистом, вместе с тем в очень большой степени в лучших своих произведениях переходил стилистические границы символизма и шел гораздо дальше в том направлении “эстетического эксперимента” (его термин), который ближе всего был именно к футуризму»9.
Вяч. Вс. Иванову принадлежит наиболее обстоятельное исследование близости некоторых элементов поэтики Андрея Белого к футуризму. Существуют статьи, в которых анализировались предвестия футуризма в романах Белого10. Однако вопрос о «футуристичности» как одной из
5 Марков В. Ф. История русского футуризма. С. 8–9.
6 Например, в поэтической автобиографии «Я сам» В. Маяковский пишет: «Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое — нельзя», «Ведь вот лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело — “в небеса запустил ананасом”, а я про свое ною — “сотни томительных дней”» (Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955–1961. Т. 1. С. 17, 18). Далее ссылки на это издание приводятся в тексте в квадратных скобках, с литерой «М» и указанием тома римской цифрой и страницы арабской.
Объектом предлагаемого исследования является поэзия Андрея Белого, а предметом – те её особенности, в которых обнаруживается общность с художественной системой футуризма.
Цель настоящей работы – выявить те аспекты художественного метода Андрея Белого, которые могут быть соотнесены с творчеством поэтов- футуристов. Выполнение поставленной цели предполагает следующие задачи:
 Выявить общие основания в мировоззренческих установках символизма и футуризма.
 Рассмотреть особенности образа будущего у Белого и футуристов.
 Определить и описать моменты близости в концепциях художественного слова Андрея Белого и футуристов.
 Отметить на этом фоне моменты их решительных расхождений.
 Сопоставить представления о роли поэта в художественном мире
Андрея Белого и футуристов.
Материалом исследования является поэтическое наследие Андрея
Белого, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Василия Каменского, а также теоретические высказывания Белого и футуристов.
Обзор исследовательской литературы.
Рассмотрение «футуристских» особенностей идиостиля Андрея Белого невозможно без обращения к вопросу о соотношении символизма и футуризма, так как некоторые из этих особенностей объясняются моментами сходства двух художественных систем.
Процесс «смены» символизма футуризмом проанализирован в работе И. П. Смирнова «Символизм и авангард (элементы постсимволизма в
романа А. Белого «Петербург» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2013. No 13 (3). С. 88–93.
5

символизме)», которая впервые была опубликована в журнале «Russian Literature» в 1988 году11. Исследователь выделяет два ключевых отношения в художественном мире символизма – интранзитивность и обусловленную ею панкогерентность. В эстетике младосимволизма ослабевает одна из форм панкогерентности – одно-всеместная связь, что приводит к изображению замкнутого на себе мира, ставшего онтологичным и самодовлеющим в постсимволизме12. Рассмотрим тезисы И. П. Смирнова подробнее.
Под интранзитивностью исследователь понимает нарушение медиации: мир данного и мир искомого, по его мнению, «регулярно связывались в символистских текстах так, что посредующее между двумя мирами звено подвергалось отрицанию»13. И. П. Смирнов выделяет типовые сюжеты интранзитивности, в которых неудачливым медиатором, как правило, является персонаж-посредник, то есть один из элементов художественного мира. Однако концепция интранзитивности игнорирует одну из важнейших особенностей символизма – истончение грани между поэзией и действительностью. В культуре символизма роль медиатора принадлежит символу14, который хотя и воплощён в художественном слове, по определению выходит за пределы художественного текста. Таким образом, для символистов связь между земным и трансцендентным выходит за рамки художественного факта – с помощью искусства происходит подлинная медиация между действительностью и миром Вечного. Подтверждением истончения грани между художественными текстами символистов и
11
12 Смирнов И. П. Психодиахронологика. С. 159–160.
13 Там же. С. 136.
14 Д. С. Мережковский пишет, что греческое слово, от которого произошло русское
«символ», «значит: сливать, спаивать, соединять» (Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / Изд. подг. Е. А. Андрущенко. М.: Наука, 2000. С. 25).
Концепция истории литературы И. П. Смирнова изложена в книге «Психодиахронологика» (1994) и основана на идее вытеснения «с творческой позиции одного характера другим, доминирование некоторой логической процедуры, становящейся системообразующей, над прочими» (Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994. С. 9). Указанная статья открывает в этой книге раздел, посвящённый символизму.
6

творчеством жизни являются биографические примеры успешной медиации: свидания Вл. Соловьёва с Софией Божественной Премудростью или посмертное общение Вяч. Иванова со своей женой Лидией. Это, несомненно, справедливо и для Андрея Белого: как замечает А. В. Лавров, «символизм Белому дорог не как художественное творчество, а как миропонимание; искусство не самоценно, оно только ступень к чему-то большему и значительнейшему»15.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Предвестия футуризма в поэзии Андрея Белого»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет