Приемы популяризации научного текста в аспекте лингвостилистического анализа (на материале произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город»

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Байкалова, Мария Алексеевна Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………………… 12
1.1. Популяризация науки и научно-популярная литература: типологические особенности
и исторический экскурс ……………………………………………………………………………………………….. 12
1.2. Функционально-стилевой статус научно-популярного текста …………………………………. 20
1.3. Принципы и приемы научной популяризации ………………………………………………………… 27
1.4. Категории лингвостилистики в популяризации научного текста …………………………….. 32
1.5. Комическое как прием популяризации в современных научно-популярных текстах… 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………………………….. 44
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
С.Б ПОПОВА «СУПЕРОБЪЕКТЫ: ЗВЕЗДЫ РАЗМЕРОМ С ГОРОД» …………………… 46
2.1. Лингвостилистические особенности в заголовках …………………………………………………… 46
2.2. Стилистические приемы как средства популяризации научной информации …………… 56
2.2.1. Тропы …………………………………………………………………………………………………………………. 56
2.2.2. Стилистические фигуры ……………………………………………………………………………………… 84
2.2.3. Другие стилистические приемы …………………………………………………………………………… 96
2.2.4. Элементы комического ……………………………………………………………………………………… 104
2.2.5. Языковая игра …………………………………………………………………………………………………… 112
2.3. Лексика научно-популярного текста в стилистическом аспекте …………………………….. 117
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………………………… 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень метафор по типам формирующих аналогий в тексте научно-
популярного произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город»……. 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень олицетворений по типам понятий, заложенных в их основу,
в тексте научно-популярного произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером
с город» ……………………………………………………………………………………………………………………… 166
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень сравнений по типам агентов сравнения в тексте научно-
популярного произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город»……. 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Перечень эпитетов по их назначению в тексте научно-популярного
произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город» ……………………….. 184

В последнее время в обществе активно наблюдается, с одной стороны,
феномен «научной безграмотности», который заключается в абсолютном
непонимании элементарных научных знаний и открытий, с другой стороны –
снижение авторитета и престижа науки и научных профессий. По этой
причине многими учеными стал подниматься вопрос об активной
просветительской деятельности и популяризации научной информации: как
сделать науку доступной и интересной для широких масс.
Тенденция к научной популяризации в настоящий момент достигла
впечатляющих масштабов и осуществляется не только через
специализированные научно-популярные тексты, но и посредством лекций,
газет, журналов, фильмов, видеолекций и видеообращений, онлайн-курсов,
информационных порталов, сайтов, сообществ и т.д. Интенсивно в процесс
популяризации включаются и различные каналы СМИ. В связи с
повышенной активностью вывода науки в общество, явление научной
популяризации стало усиленно разрабатываться учеными. К исследованиям
такого рода, например, относятся лингвистические работы: [Панков, 1973;
Хаскина, 1980; Баранова, 1995; Назаренко, 2000; Крюкова, 2001; Ужахова,
2003; Лапина, 2005; Гинзбург, 2007; Мишланова, Уткина, 2008; Штепа, 2008;
Константинова, 2010; Макарова, 2013; Малышев, 2015]. Анализ научно-
популярных текстов представлен в различных аспектах: с позиций
прагмалингвистики и когнитивистики [Айтмуханова, 1997; Мубориева,
2009], терминологии [Маргания, 2011; Багиян, 2014], языковой картины мира
[Муранова, 2009] и др. Приемам популяризации научных текстов посвящали
свои исследования такие лингвисты как [Степанов, 1966; Сердобинцев, 1973;
Фудель, 1972; Лазаревич, 1978; Маевский, 1979; Гришечкина, 2009, 2010,
2016; Багиян, 2017]. Также к вопросам, касающимся научно-популярных
текстов обращались исследователи из других областей научного знания:
математики [Марасова, 2016], педагогики [Грызулина, 1967; Ярмухамедова,
1991; Добромыслова, 2015], журналистики [Ваганов, 2007; Баканов, 2010;
Дивеева, 2014; Соколова, 2016; Парафонова, 2017; Теплицкая, 2014],
культурологии [Люзняк, 2012; Варганова, 2015], социологии [Соколова,
2015], истории [Тальчук, 2016], литературоведения [Головань, 2014].
На протяжении всей истории научной популяризации в России
наиболее распространенным и традиционным видом предоставления знаний
для широкой аудитории является научно-популярная литература, которая
представляет собой произведения о науке или ее деятелях, рассчитанные на
читателей, не являющихся специалистами в описываемой области знания.
Согласно ГОСТ 7.60-2003 научно-популярным является «издание,
содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных
исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме
доступной читателю-неспециалисту» [ГОСТ 7.60-2003, 2008: 5].
Исследователи в целом понимают под научно-популярной литературой
тексты научной направленности, ориентированные на широкую аудиторию и
обладающие ввиду этого своеобразными стилистическими особенностями.
При этом А. Ваганов отмечает следующее: «Что такое научно-популярная
литература – знают все; дать четкое, всех устраивающее, а главное,
«работающее» определение этого жанра не может никто» [Ваганов, 2012: 6].
К примеру, О.С. Муранова говорит о том, что в настоящее время научно-
популярная литература далеко вышла за рамки письменного текста и
включает в себя не только собственно тексты произведений, но и радио, а
также телевидение, которые «порождают свои виды устного научно-
популярного текста» [Муранова, 2009]. Н.В. Кириченко отмечает, что в
научно-популярной литературе излагаются знания, входящие в научную
сферу деятельности, при этом она имеет частную, отличающуюся задачу
коммуникации – донесение достоверных научных знаний до неспециалиста в
доступной форме [Кириченко, 2003]. И.В. Богословская расценивает научно-
популярную литературу как своеобразное межжанровое образование,
которое «предназначено для доведения научных знаний до широкого круга
читателей, не являющихся специалистами в той или иной области научного
знания» [Богословская, 2001]. А.Р. Мубориева понимает научно-популярную
литературу как тип текста, обладающий «коммуникативной целью
распространения, передачи информации и прагматической направленностью
на массового адресата, которая определяет его специфические языковые
особенности» [Мубориева, 2009]. И.И. Баранова определяет научно-
популярную литературу как текст, представляющий научные сведения для
читателей, являющихся неспециалистами в научной области знания, и
реализующий познавательную коммуникативную установку адресата,
удовлетворяющую его интересы [Баранова, 1995].
В нашем исследовании мы будем придерживаться мнения
Э.А. Лазаревич, которая определяет научно-популярную литературу как
произведения «об основах и отдельных проблемах фундаментальных и
прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д.,
написанные в различных жанрах» и изложенные в форме понятной и
доступной для читателя, не являющегося специалистом в описываемой
области знания [Лазаревич, 1970].
Традиционно такие тексты включают в себя сведения об уже
имеющихся достижениях, новых открытиях и конкретных проблемах
фундаментальных наук, биографию ученых, историю и пути получения
знаний, проблемные вопросы обозреваемой научной области, гипотезы
будущих открытий и дальнейшего научного развития. Однако такие
произведения отличаются от собственно научной литературы, поскольку
информация подается в них особым образом, доступным для понимания
широкого круга читателей, не являющихся профессионалами в данной
области. Она намеренно упрощается: устраняется сложная терминология,
расчеты и формулы, предлагаемый читателю материал иллюстрируется,
тщательно и детально растолковывается, и при этом может облекаться в
художественную и поэтическую форму.
Ориентированность текста на читателя задает произведению такие
черты как доступность и простота материала описания, увлекательность
изложения, эмоциональность и образность. Однако при этом такой текст
должен оставаться научным, быть логичным, объективным и
последовательным, придерживаться точности предоставляемых в нем
фактов.
Понимание и осмысление адресатом информации в научно-популярном
тексте зависит от успешного использования различных лингвистических
приемов популяризации знания. Более того, с дальнейшим развитием науки и
усложнением знаний, увеличивается и разнообразие способов
популяризации.
Благодаря особым приемам популяризации, пронизывающим и
изменяющим текст научно-популярной литературы, она становится
уникальным феноменом, находящимся на стыке противоположных стилей:
научного и публицистического, а также включающим в себя черты
художественного и разговорного. Такое взаимопроникновение стилей ставит
вопрос о функционально-стилевой принадлежности научно-популярной
литературы, до сих пор остающийся нерешенным, что делает ее интересным
объектом исследования, см. [Кожина, 1971]; [Фудель, 1972]; [Маевский,
1979]; [Айтмуханова, 1997]; [Кислицына, 1984]; [Чернявская, 2014] и др.
Таким образом, актуальность настоящей магистерской диссертации
обусловлена:
● высокой значимостью явления научной популяризации в
современном мире и активным его исследованием;
● востребованностью изучения приемов популяризации научных
текстов и их особенностей, а также важностью выявления среди них
наиболее эффективных;
● дискуссионностью проблемы о стилевой принадлежности
научно-популярной литературы.
Цель исследования заключается в выявлении лингвостилистических
особенностей и механизмов приемов популяризации в научно-популярном
тексте по астрофизике С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с
город».
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Описать явление процесса популяризации.
2. Рассмотреть понятие научно-популярного текста.
3. Выявить стилистические особенности научно-популярных
текстов и описать положение научно-популярной литературы в системе
функциональных стилей.
4. Определить принципы популяризации и особенности
представления информации в научно-популярных текстах.
5. Выявить и описать лингвостилистические приемы
популяризации в научно-популярном тексте С.Б. Попова «Суперобъекты:
Звезды размером с город».
Объектом нашего исследования является научно-популярный текст.
Предметом – языковые и стилистические средства популяризации в книге
С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город».
Материалом исследования послужил научно-популярный текст
С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город», в котором было
выявлено свыше 543 случаев использования лингвостилистических средств
для популяризации научной информации. При этом их номенклатура
оказалась значительно разнообразнее, чем предполагалось.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Приемы популяризации научного текста в аспекте лингвостилистического анализа (на материале произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город»»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет