Применение понятий теории медиа в исследовании электронной литературы (на примере текстов Мэри Энн Бриз)
В работе «Применение понятий теории медиа в исследовании электронной литературы (на примере текстов Мэри Энн Бриз)» произведения автора рассматриваются в контексте их медиатехнического окружения, формирующего их производство и рецепцию. Цель данного исследования заключается в использовании концептуальной рамки теории медиа для интерпретации текстов Мэри Энн Бриз. В работе описываются основные способы концептуализации существующего медиатехнического окружения, которые объединяют термином «теория (новых) медиа». Затем рассматриваются некоторые понятия теории медиа, необходимые для исследования. Для понимания контекста, в которых создавались ее произведения, приводятся история термина электронной литературы, ее основные жанры, основное внимание уделяется поджанру «code work», в котором написаны тексты Мэри Энн Бриз. Вместо конвенциональной интерпретации творчества Мэри Энн Бриз как смешения двух и более различных естественных и формальных языков в работе используется понятие медиа-гибридности (media-hybrid), введенного Л. Мановичем – неразрывного сосуществования в одном пространстве техник и методов, присущих разным медиумам, ставших элементами программного обеспечения, а также абсолютно новых способов работы с данными, появляющимися при их гибридизации. В текстах Мэри Энн Бриз прослеживаются способы означивания, которые присущи литературе, и системы амплификации, т.е. репрезентации причинности между действием и результатом на поверхности интерфейса, разворачиванием нарратива из простой пользовательской манипуляции, существующие в программном коде и на поверхности интерфейса. В исследовании делается вывод, что Мэри Энн Бриз в своих текстах на более высоком уровне абстракции (на уровне графического интерфейса) симулирует работу самого низкого уровня абстракции, где существуют простейшие операции с числовыми значениями. Эта работа репрезентируется в виде результата работы простейших операций с текстом, доступных в текстовом редакторе: печать, выделить, копировать, вставить и некоторые другие. Для более точного описания ее работ используется понятие «текстового вируса» как текста-инструкции, заставляющего выполнять пользователя нарушающие работу компьютера действия. В случае с практикой Мэри Энн Бриз ее тексты заставляют читателя выполнять практики интерпретации, присущие скорее машинным способам обработки информации, а не человеческим практикам медленного чтения.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу работ австралийской художницы и писательницы Мэри Энн Бриз, пишущей под псевдонимом mez. Первые работы Мэри Энн Бриз появились в 1993 году, когда она начала использовать Интернет для создания и распространения своих текстов. На сегодняшний день она является автором множества работ в жанре цифрового искусства: VR-инсталляций, интерактивных нарративов, экспериментальных компьютерных игр и других произведений. Центральным для данного исследование будет ее проект Mezangelle – язык, состоящий из элементов естественных и формализованных языков.
Ее практика вписывается в художественное направление под названием net.art, появившееся в 1990-ых годах и объединявшее писателей и художников, осмыслявших зарождающуюся цифровую культуру, ее влияние на уже существующие виды искусства, их производство и дистрибуцию. Среди них были как художники, работавшие напрямую с новыми технологиями, создававшие программы, веб-страницы или компьютерные игры, осмысляющие современную им технокультуру (JODI, Ольга Лялина, I/O/D, Алексей Шульгин, The Bureau of Inverse Technology, Тед Уорнелл, Талан Меммот, Джон Кэйли и др.), так и писатели, которые с помощью существующих технологий расширяли возможности литературных и художественных форм: Алан Сондхейм, Майкл Джойс, Шелли Джексон, Брайан Леннон и др. Границы между двумя выше обозначенными группами авторов довольно подвижны, поскольку в цифровой среде существуют как инструменты для создания объектов современного искусства, так и для написания различных текстов.
В контексте появления новых технологий и их осмысления в современном искусстве и литературе практика Мэри Энн Бриз выделяется работой по осмыслению материальности кода, скрытых механизмов работы сетевых протоколов и языков программирования. Через свои тексты и их распространение с помощью электронной почты она проблематизирует существование литературного и любого другого текста в современном медиатехническом окружении, меняющиеся конвенции восприятия литературы и ее взаимодействие с другими медиумами.
Актуальность данного исследования обусловлена возникновением новых теоретических рамок для исследования литературы, ее трансформирующимися формами, не всегда аналитически схватываемыми уже существующими литературоведческими теориями. Результаты данной работы позволяют дать иной взгляд не только на работы Мэри Энн Бриз, но и на другие работы нет-арта, изучить то, как методы создания произведений электронной литературы повлияли на современную литературу и современное искусство, а также на организацию существующего пользовательского опыта и на возможные новые виды этой организации. Научная новизна заключается в ином подходе к текстам Мэри Энн Бриз, сосредоточенном не на содержании и формальной организации ее текстов, а на специфичных характеристиках программного обеспечения, с помощью которых создаются тексты, а также культурных и психологических импликаций этих технологий, влияющих на производство текстов.
Цель данного исследования заключается в использовании концептуальной рамки теории медиа для интерпретации текстов Мэри Энн Бриз. Данная цель предполагает решение следующих задач:
дать краткую характеристику медиа теории, объектам ее исследования и методологии.
описать основные способы концептуализации медиа, существующие на данный момент и разработанные разными авторами, дать определение основным понятиям теории медиа.
дать определение электронной литературе, описать основные жанры и провести разграничения между ней и существующими литературными практиками.
охарактеризовать существующие интерпретации текстов Мэри Энн Бриз.
дать иную интерпретацию текстам Мэри Энн Бриз, собранным в сборнике «Human Readable Messages», опираясь на методологию медиа-теории.
Объектом исследования являются тексты Мэри Энн Бриз, собранные в книге «Human Readable Messages». Предметом исследования являются способы означивания, существующие в этих текстах, а также медиатехнические условия, воздействующие на рецепцию этих текстов.
Методологической основой исследования послужил медиа-специфический анализ, описанный в работах К. Хэйлс и других медиатеоретиков, а также герменевтический метод для анализа отдельных аспектов текстов.
В настоящее время электронная литература достаточно представлена в отечественной гуманитарной науке. В крупных литературных журналах («Новое литературное обозрение», «Иностранная литература») выходили статьи и рецензии, посвященные этой теме. Среди работ на русском языке можно выделить монографию С. А. Кучиной «Электронный художественный текст: понятие, категории, лингвосемиотическая специфика», в которой представлен обзор отечественных и зарубежных работ по тематике, статьи Натальи Федоровой и Михаила Визеля. Медиа теория также изучается отечественными исследователями: «Исследовательский центр медиафилософии» выпускает статьи и проводит конференции, посвященные современной медиареальности.
В данном исследовании использовались теоретические положения, изложенные в текстах К. Хэйлс, С. Реттберга, В. Чан, Л. Мановича, М. Марино, Д. Тэнона, и др. Скотт Реттберг в своей книге «Электронная литература» описывает становление электронной литературы как совокупности практик художественной работы с текстом при помощи современных технологий, и как институции со своими способами теоретического осмысления произведений, способов сохранения и распространения текстов.
Особое внимание к технически опосредованным аспектам жизни уделяется в современной медиатеории, утверждающей опосредованность любой человеческой деятельности и экстернализацию важнейших когнитивных способностей в качестве ключевого фактора развития человека. В работе представлены труды таких медиатеоретиков, как Б. Стиглер, М. Хансен, Ф. Киттлер, Л. Манович, Ю. Хуэй, Ф. Крамер, М. Фуллер, В. Флюссер, Дж. Кокс. В качестве работ, осмысляющих коммуникацию, ее культурные и материально-технические аспекты, были использованы труды А. Гэллоуэя, Ю. Такера, М. Уорка.
Теоретической основой для медиа-специфического анализа послужили труды Б. Кларка, в которых он применяет теорию систем, сложившуюся в междисциплинарных исследованиях на стыке социологии, биологии и кибернетики, для интерпретации культурных артефактов, в частности повествовательных текстов. Для более точного анализа специфичных свойств программных сред, в которых производятся и распространяются тексты Мэри Энн Бриз, в работе используется концептуализация софтвера, описанная в книге Л. Мановича «Софтвер берет на себя командование».
При рассмотрении электронной литературы как отдельной совокупности практик, находящихся на пересечении литературы и современного искусства, были использованы работы таких теоретиков и практиков, как Т. Меммот, Д. Кэйли, С. Реттберг, К. Хэйлс, П. Уайлдмен, Р. Рэйли, А. Шульгин, А. Сондхейм.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем работы составляет 89 страниц. Во введении формулируется цель и задачи работы, а также краткий обзор теоретической базы исследования. Первая глава «Концептуализация современных технологий в теории медиа и электронной литературе» представляет собой обзор существующих на данный момент медиа теорий, описание основных терминов, с помощью которых осуществляется интерпретация современного медиатехнического окружения, и краткую характеристику электронной литературы, ее основных жанров и характерных особенностей.
Вторая глава «Практика Мэри Энн Бриз в медиатехнической среде» представляет собой попытку с помощью терминов теории систем и кибернетики второго исследовать методы производства текстов, связанные с программным кодом и взаимодействием пользователя с графическим интерфейсом, и системам означивания, во взаимодействии которых появляются литературные тексты. После этого мы рассмотрим, как с помощью текстов mez изменяются отношения между откладыванием значения и амплификацией пользователя. В последней части второй главы будут рассмотрены понятия «эксплойта», текстового вируса и экстенсивного использования языка, с помощью которых мы пересмотрим устоявшуюся оппозицию исполняемого и неисполняемого. В дополнение к существующим понятиям мы рассмотрим дополнительные термины выполнения (performance) и исполнения (execution), которые помогут пересмотреть практику mez в современном медиатехническом контексте, отличном от существовавшего во время создания этих текстов.
Исследования электронной литературы должны учитывать не только основные признаки литературного текста, его темы, стратегии означивания, возможные способы рецепции, но и медиатехническое окружение, которое включает в себя не только конкретные инструменты, протоколы и интерфейсы, но и те абстракции, которые лежат в их основе.
Спустя несколько десятилетий после появления текстов mez, когда стремительное развитие технологий опережает их теоретическое осмысление, нужно не только теоретизировать настоящие технологии и результаты их применения в искусстве и литературе, но и возвращаться к уже будто бы исследованным, вписанным в определенную историческую рамку, будто бы не могущим нам сказать нечто интересное и важно о сегодняшней ситуации. Одним из примеров такой практики является mezangelle – своего рода код, в котором сосуществует несколько разнородных методов производства значения и действия, созданный австралийской писательницей Мэри Энн Бриз, более известная под псевдонимом mez. Ее тексты несут на себе отчетливые приметы времени, способы общения и используемые программы, сегодня признанные устаревшими или изменившими свою функцию. Современная литературная теория, искусствоведение и медиатеория дали ее работам однозначное описание, с ее текстами соотносят определенные термины, такие как исполнение, код, пиджин, code work, и некоторые другие. Особенно выделяются из них два: исполнимость и гибрид, которые вызвали полемику среди сообщества теоретиков и практиков э. литературы. Исполняемость/неисполняимость трактовались как строгая оппозиция между рабочим кодом и простым текстом на поверхности интерфейса, или как взаимодополняемость этих модусов существования, в которых неисполняемый текст включается в работу кода как неисполняемый фрагмент, вызывающий определенную реакцию у системы. Согласно этим трактовкам тексты mez или не являются кодом, или определяются как потенциальный код, включающий в себя потенциальную возможность быть исполнимым. Понятие гибрида или языка-пиджина означает смешение содержаний естественного языка и различных языков программирования, в зависимости от интерпретации формирующих новый язык или составляющих коллаж.
В данном исследовании была проделана работа по пересмотру оппозиции понятий исполнимости/неисполнимости и понятия гибрида. Вместо них были описаны оппозиция performance/execution и понятие медиа-гибрида. Первое из них описывает противопоставление экстенсивной работы между несколькими разнородными дискурсами, оставляющими следы и имеющие характер и необратимость процесса, и интенсивной работой внутри возможностей одного языка, формализующие другие дискурсы и сводящие их в один формальный язык, составляющий систему, в которой практически любое изменение состояний обратимо. Если применить эту оппозицию к текстам mez, то можно установить, что в них преобладает интенсивная работа с языком, создающая новые типы интериоризации информации, ее разложения на простые операции чтения/письма, которые делают видимым для компьютера действия, интериоризируемые в когнитивную систему читателя. Понятия гибрида было заменено на понятие медиа-гибрида, взятое из работы Льва Мановича «Софтвер берет на себя командование». В текстах mez перемешиваются не содержания языков, а те методы, которыми они оперируют при формулировании высказываний или создании значений, получается нечто третье, обладающее уникальными свойствами и способами работы на границе этих двух языков, а не просто чередование языковых систем на различных, от фонетики до синтаксиса, уровнях языка, принуждающих читателя переключать внимание со способа означивания, присущего английскому языку на способ организации знаков, существующий в языках программирования. В текстах mez разрабатываются новые способы взаимодействия между амплификацией пользователя, присущей компьютерным системам, и тем, что в первом приближении можно назвать постоянным «нарушением ожиданий», несовпадением между установками читателя и читаемым текстом.
Breeze M. Human Readable Messages. – Traumawein, 2011. – 327 p.
Брилов Д., Брукшир Дж. Гленн. Компьютерные науки. Базовый курс. – СПб.: ООО «Диалектика», 2019. – 992 с.
Глик Дж. Информация. История. Теория. Поток. – М.: АСТ: CORPUS, 2013. – 576 с.
Киттлер Ф. Оптические медиа. – М.: Изд-во «Логос», 2009. – 272 с.
Крамер Ф. Концепты, системы записи, программное обеспечение, искусство [Электронный ресурс]. – URL: http://web.archive.org/web/20030407063143/http://www.macros-center.ru /read_me/teb2.htm. – (Дата обращения: 14.07.2020).
Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
Ман, П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – 368 с.
Манович Л. Язык новых медиа. – М.: АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2018. – 400 с.
Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
Орехов Б. В. Стихи в программном коде [Электронный ресурс]. – URL: http://nevmenandr.net/personalia/21.pdf. – (Дата обращения: 16.09.2020).
Пол К. Цифровое искусство. – М.: АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2017. – 272 с.
Таненбаум Э., Остин Т. Архитектура компьютера. – СПб.: Питер, 2013. – 816 с.
Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. – М.: V-A-C Press, 2020. – 400 с.
Эскелинен М. Игровая ситуация [Электронный ресурс]. – URL: https://gamestudies.ru/translations/gamingsituation. – (Дата обращения: 20.05.2020).
Berry D. M. The Philosophy of Software: Code and Mediation in the Digital Age. – Palgrave Macmillan, 2011. – 200 p.
Breeze M. _Non Compos Mentis: Zen-Tripping the Non-Conference Circuitry_ [Электронный ресурс]. URL: . – (Дата обращения: 19.02.2020).
Cayley J. The Code Is Not the Text (Unless It Is the Text) // Cayley J. Grammalepsy: Essays on Digital Language Art. – Bloomsbury Academic, 2018. – P. 53-67.
Cayley J. Time Code Language // Cayley J. Grammalepsy: Essays on Digital Language Art. – Bloomsbury Academic, 2018. – P. 95-115.
Chun W. H. K. On «Sourcery», or Code as Fetish // Configurations. – 2008. – Vol. 16. – № 3. – P. 299-324.
Chun W. H. K. On Software, or the Persistence of Visual Knowledge [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 22.06.2020).
Chun W. H. K. Programmed visions: software and memory. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2011. – 239 p.
Clarke B. Communication // Critical Terms for Media Studies / eds. M. B. N. Hansen, W. J. T. Mitchell. – University of Chicago Press, 2010. – P. 131-145.
Clarke B. Information // Critical Terms for Media Studies / eds. M. B. N. Hansen, W. J. T. Mitchell. – University of Chicago Press, 2010. – P. 157-172.
Clarke B. Neocybernetics and narrative. – London: University of Minnesota Press, 2014. – 211 p.
Clarke B. Systems theory // Routledge companion to literature and science / eds. B. Clarke, M. Rossini. – New York: Routledge, 2011. – P. 214-226.
Cox G., McLean A. Speaking code: coding as aesthetic and political expression. – The MIT Press, 2013. – 149 p.
Cox G., Soon W. Aesthetic Programming: A Handbook of Software Studies. – Open Humanities Press, 2020. – 296 p.
Cramer F. Digital Code and Literary Text [Электронный ресурс]. – URL: http://beehive.temporalimage.com/content_apps43/cramer/oop.html. – (Дата обращения: 18.12.2019).
Cramer F. mez, _Viro.Logic Condition] [ing] [1.1. // Cramer F. Anti-media: ephemera on speculative arts. – NY: nai010 publishers, 2013. – P. 167-186.
Cramer F. The Foul Promises of ‘Interactivity’ and ‘Openness’. Rereading ‘Art, Power and Communication’. // Cramer F. Anti-media: ephemera on speculative arts. – NY: nai010 publishers, 2013. – P. 20-24.
Cramer F. Words Made Flesh: Code, Culture, Imagination. – Piet Zwart Institute, 2005. – 141 p.
Cramer F., Gabriel U. Software Art [Электронный ресурс]. – URL: https://www.netzliteratur.net/cramer/software_art_-_transmediale.html. – (Дата обращения: 01.06.2020).
Critical Software Thing. Execution // Posthuman Glossary / eds. R. Braidotti, M. Hlavajova. – Bloomsbury Academic, 2018. – P. 141-145.
Curruthers A. Mez Breeze, Human Readable Messages (Mezangelle 2003-2011) // Southerly. – 2012. – Vol. 72. – № 3. – P. 31-36.
Deseriis M. Text Virus // Software studies: a lexicon / ed. M. Fuller. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2008. – P. 250-256.
Drucker J. Diagrammatic Writing [Электронный ресурс]. – URL: . (Дата обращения: 12.07.2020).
Evans S. The Anti-Logos Weapon: Excesses of Meaning and Subjectivity in Mezangelle Poetry [Электронный ресурс]. – URL: . (Дата обращения: 12.11.2020).
Flores L. Third Generation Electronic Literature [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 06.10.2020).
Florian Cramer: Program Code Poetry [Электронный ресурс]. – URL: https://www.netzliteratur.net/cramer/programm. – (Дата обращения: 18.12.2019).
Flusser V. Does Writing Have a Future? – University of Minnesota Press, 2011. – 208 p.
Fuller M. Behind the blip: essays on the culture of software. – Brooklyn, NY: Autonomedia, 2003. – 165 p.
Gabrys J. Afterword: Reverse Executions in the Internet of Things // Executing Practices / eds. H. Pritchard, E. Snodgrass, M. Tyzlik-Carver. – Open Humanities Press, 2018. – P. 295-303.
Galloway A. R. Networks // Critical Terms for Media Studies / eds. M. B. N. Hansen, W. J. T. Mitchell. – University of Chicago Press, 2010. – P. 280-297.
Galloway A. R. Protocol: how control exists after decentralization. – MIT Press, 2004. – 260 p.
Galloway A. R. The Interface Effect. – Polity, 2012. – 182 p.
Galloway A. R., Thacker E. The Exploit: A Theory of Networks. – University of Minnesota Press, 2007. – 256 p.
Galloway A. R., Thacker E., Wark M. Introduction: Execrable Media // Galloway A. R., Thacker E., Wark M. Excommunication: Three Inquiries in Media and Mediation. – University of Chicago Press, 2013. – P. 1-25.
Gauthier D. On Commands and Executions: Tyrants, Spectres and Vagabonds // Executing Practices / eds. H. Pritchard, E. Snodgrass, M. Tyzlik-Carver. – Open Humanities Press, 2018. – P. 69-85.
Goffey A. Algorithm // Software studies: a lexicon / ed. M. Fuller. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2008. – P. 15-21.
Greene R. Web Work: A History of Internet Art [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 15.10.2020).
Hansen M. B. N. New philosophy for new media. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2004. – 333 p.
Hansen M. B. N., Mitchell W. J. T. Introduction // Critical Terms for Media Studies / eds. M. B. N. Hansen, W. J. T. Mitchell. – University of Chicago Press, 2010. – P. vii-3.
Hayles N. K. Cognition Everywhere: The Rise of the Cognitive Nonconscious and the Costs of Consciousness // New Literary History. – 2014. – № 2 (45). – P. 199–220.
Hayles N. K. Electronic Literature: New Horizons for the Literary. – University of Notre Dame Press, 2008. – 223 p.
Hayles N. K. Electronic Literature: What is it? [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 12.10.2020).
Hayles N. K. How We Read: Close, Hyper, Machine // ADE Bulletin. – 2010. – № 150. – P. 62-79.
Hayles N. K. Literary Texts as Cognitive Assemblages: The Case of Electronic Literature [Электронный ресурс]. – URL: https://electronicbookreview.com/essay/literary-texts-as-cognitive-assemblages-the-case-of-electronic-literature. – (Дата обращения: 30.08.2020).
Hayles N. K. Print is Flat, Code is Deep: The Importance of Media-Specific Analysis // Poetics Today. – 2004. – 25.1. – P. 67-90.
Hayles N. K. Virtual Bodies and Flickering Signifiers // October. – 1993. – Vol. 66. – P. 69-91.
Heylighen F., Joslyn C. Cybernetics and Second-Order Cybernetics [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 15.06.2020).
Hui Y. On the existence of digital objects. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 2016. – 314 p.
Hui Y. Preface: The Time of Execution // Executing Practices / eds. H. Pritchard, E. Snodgrass, M. Tyzlik-Carver. – Open Humanities Press, 2018. – P. 25-35.
Kirschenbaum M. G. Hello worlds: Why humanities students should learn to program [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 07.11.2020).
Manovich L. Software Takes Command. – Bloomsbury Academic, 2013. – 376 p.
Marino M. C. Code as Ritualized Poetry: The Tactics of the Transborder Immigrant Tool [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 06.07.2020).
Marino M. C. Critical Code Studies [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 12.03.2020).
Marino M. C. Reading Culture Through Code [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 20.09.2020).
Memmot T. Digital Rhetoric and Poetics: Signifying Strategies in Electronic Literature [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 30.05.2020).
Mezangelle: Mez Breeze [Электронный ресурс]. – URL: . (Дата обращения: 17.02.2020).
Myers R. Human Readable Messages [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 27.09.2020).
Quaranta D. Beyond New Media art. – Brescia: LINK Editions, 2013. – 281 p.
Raley R. Interferences: [Net.Writing] and the Practice of Codework [Электронный ресурс]. –URL: https://electronicbookreview.com/essay/interferences-net-writing-and-the-practice-of-codework. – (Дата обращения: 08.06.2020).
Reep J. “Re: The Fact That I Am Fiction”: Mary-Anne Breeze, Her Avatars, and the Transformation of Identity [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 12.11.2020).
Rettberg S. Electronic Literature. – Polity, 2019. – 240 p.
Sack W. Memory // Software studies: a lexicon / ed. M. Fuller. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2008. – P. 184-193.
Shulgin A. Art, Power and Communication [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 17.02.2020).
Snodgrass E. What is Executing Here? // Executing Practices / eds. H. Pritchard, E. Snodgrass, M. Tyzlik-Carver. – Open Humanities Press, 2018. – P. 237-261.
Sondheim A. Codework [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 12.03.2020).
Stefans B. K. Against Desire: Excess, Disgust and the Sign in Electronic Literature [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 30.04.2020).
Stiegler B. Memory // Critical Terms for Media Studies / eds. M. B. N. Hansen, W. J. T. Mitchell. – University of Chicago Press, 2010. – P. 64-88.
Szilak I. Towards Minor Literary Forms: Digital Literature and the Art of Failure [Электронный ресурс]. – URL: http://electronicbookreview.com/essay/towards-minor-literary-forms-digital-literature-and-the-art-of-failure. – (Дата обращения: 09.01.2020).
Tabbi J. E-literature // Routledge companion to literature and science / eds. B. Clarke, M. Rossini. – New York: Routledge, 2011. – P. 214-226.
Tenen D. Plain text: the poetics of computation. – Stanford University Press, 2017. – 268 p.
Wildman P. Deconstructing code that works [Электронный ресурс]. – URL: . – (Дата обращения: 18.04.2020).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!