Проблема преподавания литературы в специализированных музыкальных учреждениях

Пятницкая Софья Рустэмовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена проблеме преподавания литературы в специализированных музыкальных учреждениях. Литература играет значительную роль как в музыке, так и в обучении будущих музыкантов. Многочисленные теоретические работы посвящены необходимости изучения искусств в их взаимосвязях, а известные и именитые музыканты отмечают важность изучения данного предмета. Исследование показало, что особенности восприятия уроков литературы музыкантами требует определенного подхода к изучению данного предмета.

История музыки и литературы представляет множество примеров взаимовлияния этих двух искусств, поэтому изучение одного предмета не должно отделяться от другого. Под влиянием литературы музыкантами создавались новые жанры, трансформировалась эстетика направлений. Такие жанры как: песня, романс, кантата, оратория, опера – в большинстве случаев имеют литературный источник. Это может быть и одно стихотворение, и четырехтомный роман, и пьеса. Несомненно, что человек, профессионально занимающийся музыкой, должен быть ознакомлен с литературными источниками музыкальных произведений.
В настоящее время во многих специализированных музыкальных учреждениях изучение литературы ограничивается рамками курса общеобразовательных школ. Если данный предмет и присутствует в учебной программе высшего звена музыкального образования, то преподается он, не заключая в себе какого-либо профессионального интереса или практической применимости для будущих музыкантов. Кроме того, литература изучается вне ее связей с музыкой. Юный музыкант не видит связи между произведением Пушкина и оперой Чайковского. Подобная практика сужает понимание обоих видов искусств, имеющих множество точек соприкосновения.
С самых ранних лет воспитанники специализированных музыкальных школ уделяют больше внимания музыкальным занятиям, а общеобразовательные предметы отходят на второй план. Исходя из этого можно прийти к выводу, что в преподавании общеобразовательных предметов, в особенности литературы, в профильных музыкальных учреждениях, нужно учитывать не только учебную нагрузку, но и сделать эти предметы «нужными» для самих музыкантов. Кроме этого, чтобы сделать предмет «нужным», необходимо преподавать литературу в ее связях с музыкой.
Практическая значимость работы выражается в создании литературно – музыкального проекта, направленного на изучение литературы в ее связях с музыкой.
Объектом исследования является образование в специализированных музыкальных учреждениях.
Предметом исследования является преподавание литературы в специальных музыкальных учреждениях.
Цель исследования: Проектирование образовательного ресурса, направленного на предоставление знания о литературно – музыкальных связях.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
Определить особенности системы музыкального образования. На основе теоретических работ охарактеризовать основные концепции интерпретации литературы в музыкальном контексте, проанализировать существующие методические практики, направленные на изучение музыки и литературы.
Обосновать необходимость преподавания литературы в музыкальном контексте на примере мемуаров композиторов, интервью известных исполнителей, преподавателей, студентов и выпускников специализированных музыкальных учреждений. Определить основные направления литературных занятий для музыкантов.
Определить целевое направление литературно-музыкального курса, его содержание, характеристики; выделить показатели качества как методического и образовательного ресурса; определить формат, способ публикации и продвижения. С учетом выявленных особенностей, используя одно произведение, имеющее музыкальную и литературную формы, подготовить программу занятия для образовательного проекта.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
База исследований, направленная на изучение взаимовлияния музыки и литературы, методические разработки преподавания музыки в ее связях с литературой, труды музыкальных психологов доказывают необходимость особого подхода в изучении литературы музыкантами.
Ученики и студенты специализированных музыкальных учреждений не получают должного литературного образования и не заинтересованы в данном образовании, так как предмет изолирован от их профессиональных интересов.
Особенности восприятия музыкантами литературы, выявленные в результате данного исследования, помогут в дальнейшей работе, направленной на создание образовательного интернет – ресурса по литературе для музыкантов.
Образовательный ресурс, созданный на основе данного исследования, будет предоставлять теоретический материал в удобном для музыкантов формате, являясь дополнительным образованием в области среднего и высшего специального музыкального образования.
Методологическая основа исследования
На первом этапе исследования был использован метод контент-анализа. Были выделены особенности музыкального образования на основе анализа теоретической базы исследования, в которую вошли работы отечественных и зарубежных музыковедов (Мышьякова Н.М. «Литература и музыка в русской культуре XIX века», Ливанова Т.Н. «Русская музыкальная культура XVIII века», Курбанов Б.О. «Взаимосвязь музыки и литературы», Brown C. S. «Music and literature»), специалистов музыкальной психологии(Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности», Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология», Пясковский И.Б. «Логика музыкального мышления», Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей») и методические разработки (Машенко Н.М. «Использование музыки на уроках литературы», Хайритдинова Н.Ш. «Использование музыки и живописи на уроках литературы и литературного чтения в школе»).
На втором этапе исследования при помощи диагностического метода был проведен анализ эмпирической базы исследования – мемуаров и писем известных композиторов, а также интервью известных исполнителей, преподавателей, студентов и выпускников специализированных музыкальных учреждений с целью выявления основных направлений преподавания литературы для музыкантов.
На третьем этапе исследования при создании литературного занятия для музыкантов был использован метод проектирования. В работе над созданием проекта электронного образовательного ресурса «Музыкальная табакерка» использовался практический метод бизнес-планирования.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
Положение 1.
Литература играет значительную роль как в музыке, так и в обучении будущих музыкантов. Многочисленные теоретические работы посвящены необходимости изучения искусств в их взаимосвязях, а известные и именитые музыканты отмечают важность изучения данного предмета. Согласно исследованиям музыковедов и высказываниям известных исполнителей и композиторов:
Литература формирует эстетику музыкальных направлений.
Способствует появлению новых музыкальных жанров.
Литературные произведения являются источником и основой музыкальных произведений.
Литературный текст играет немаловажную роль в таких жанрах, как: опера, оратория, кантата, программная музыка и малые вокальные формы и другие.
Литературные источники влияют на прочтение музыкального произведения и на его интерпретацию
В музыкальных произведениях, имеющих в своей основе литературный источник, именно литература является важным средством в создании музыкального образа.
Знание литературы обогащает музыкальную деятельность.
Таким образом, взаимовлияние музыки и литературы открывают множество путей изучения, расширяя смыслы обоих искусств.
Положение 2.
В ходе исследования были проанализированы расписания и учебные планы специализированных музыкальных учреждений. Было установлено, что изучение литературы в данных учебных заведениях ограничивается рамками курса общеобразовательных школ и не преподается в ее связях с музыкой. Интервью со студентами, выпускниками и преподавателями данных учреждений показали следующие результаты:
Если литература и преподается в музыкальном учреждении, то в данных занятиях нет никакой практической применимости для будущих музыкантов.
Литература играет важную роль в профессиональной деятельности, в подготовке и обучении музыкантов. Все участники интервью заинтересованы в литературном обучении.
Уроки литературы для музыкантов должны отличаться от общеобразовательных стандартов. Каждый из опрошенных предложил свое видение урока по литературе, которое отличается от традиционного преподавания данного предмета.
Положение 3.
Решением проблемы может являться создание образовательного проекта, посвященного литературно – музыкальным связям. Данный ресурс поможет ознакомится с литературной стороной музыкального искусства в наиболее удобном формате. Для проекта характерно:
Преподавание литературы в музыкальном контексте. Будущему музыканту важно понимать, насколько разные виды искусства взаимосвязаны в творческом процессе.
Сопоставление и параллельный анализ музыкального произведения и его литературного источника. Данное сопоставление позволит полнее проникнуть в идею и замысел композитора.
Изучение литературно-музыкальных связей в едином историческом контексте.
Изучение литературы с целью поиска новых идей и создания музыкальных произведений.
Положение 4.
Образовательный проект может быть реализован в формате интернет – портала «Музыкальная табакерка». Подобное решение позволит достичь следующих результатов:
Процесс обучения станет более доступным и удобным.
Такой формат образования позволит охватить более широкую целевую аудиторию.
Основу «Музыкальной табакерки» составят курсы, затрагивающие различные сферы взаимодействия музыки и литературы.
Реализация проекта в интернете допускает большое количество различных способов предоставления образовательного материала: видео-, аудиолекции, короткометражные анимационные фильмы, скетчи, скетчи, инфографики.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет