Проблемы буллинга в подростковом возрасте
Введение 3
1. Понятие буллинга в психологии 6
2. Факторы, влияющие на буллинг у подростков 18
3. Стратегии поведения подростков в ситуации буллинга 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Наличие школьного буллинга проводит к снижению успеваемости, повышению уровня агрессии, формированию насильственного поведения в школе, эмоциональным и невротическим проблемам. Нередко жертвы буллинга подвержены не только психологическим, но и физическим травмам, что сильно усугубляет их положение в коллективе и, как следствие, порождает еще большее давление со стороны агрессора.
Многие исследователи различают большое многообразие методологических решений, либо с методологической и теоретической неясностью. Чаще всего предлагают теоретические конструкторы, объясняющие проявление тех или иных нарушений у ребенка; доказательство различий по половому, возрастному или социальному статусу и т.п. изменение эмоционального состояния.
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова-М.: ЮНИТИ. – 2019. – 201 с.
2. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах [Текст] / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. – 2016. – № 5. – 39-49 с.
3. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. – Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Альпина Паблишер», 2016. – 28 с.
4. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И.А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128. – 27-39 с.
5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 2000. – 510 с.
6. Баранова, Е.В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е.В. Баранова // Вопросы психологии. – № 3. – 2003. – 41 с.
7. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников/ А.С.Белкин. – Свердловск: Изд-воСПИ, 2013 – 138 с
8. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева – СПб., 2015.
9. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: Инфра -М, 2015. – 512 с.
10. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. – М.: «Олма-Пресс», 2015. -344 с.
11. Бз-рон Р. Ричардсон Д. Агрессия. / уч. пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 336 с.
12. Бондарь, В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности [Текст] / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. – 2008. – № 4. – 42¬44 с.
13. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №. 3.
14. Бутенко В.Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. – 148с
15. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 2014. – 112 с.
16. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: «Академия», 2016. -624 с.
17. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под. ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2018. – 240 с.
18. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 240 с.
19. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. – 211 с.
20. Гребенникова, О.А., Добролюбова, М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников [Текст] / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 59. – 1-6 с.
21. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга [Текст] / Д.Н. Гриненко // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – 70 с.
22. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2016. – 147 с.
23. Екимова В.И., Залалдинова A.M. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – №4. – С. 5—10.
24. Ермолова Т.В. Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // Современная зарубежная
25. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ТетраСистемс, – 2017. – 432 с.
26. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
27. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)/ Я.Л. Коломинский,. – Мн.: ТетраСистемс, – 2007. – 432 с.
28. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – СПб.: Градиент, 2017. – 512 с.
29. Макарова Ю.Л. Тендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко¬критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. – № 5А. – С. 181-192.
30. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 90-92.
31. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с.
32. Михайлова, О.Ю., Романко, О.А. Жестокость как предиктор молодежного экстремизма [Текст] / О.Ю. Михайлова, О.А. Романко // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. – № 5. – 1-10 с.
33. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 301 с.
34. Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 144-148.
35. Мэй, Р. Сила и ненависть: в поисках истоков насилия [Текст] / Р. Мэй. – М.: Смысл. – 2001. – 319 с.
36. Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2018. -№ 1.- С. 73-80.
37. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. №. 4. С. 112-120.
38. Петросянц, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде [Текст] / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – 151-154 с.
39. Пономарева, Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение [Текст] / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. – 2014. – 254 с.
40. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / М 75 Д. В. Молчанова, М. А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с. —
41. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. -СПб.: Градиент, 2015. – 420 с.
42. Реан А.А. Психология подростка /А.А. Реан. – СПб.: Прайм- Еврознак 2016. – 480 с.
43. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) 2011. С. 151-154.
44. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2011. – 190 с.
45. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультур¬ного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. №. 2. С. 71-86.
46. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. В.Г.Степанов. – М.: «Академия», 2018. – 320 с.
47. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М., 2012. – 264 с.
48. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно- возрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», -2014.- 237.
49. Ушакова, Е. Буллинг новый термин для старого явления [Текст] / Е. Ушакова // Директор школы. – 2009. – № 6. – 84-87 с.
50. Файнштейн, Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ним [Текст] / Е.И. Файнштейн // Директор школы. – 2010. – № 7. – 72-76 с.
51. Хаарр, Р. Руководство по реализации программы «Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области» [Текст] / Р. Хаар. – Астана, 2014. – 100 с.
52. Хекхаузен, Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения [Текст] / Х. Хекхаузен // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер. – 2001. – 58-91 с.
53. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. №. 2. С. 276-295.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!