Проблемы управления корпоративными структурами
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ КОРПОРАЦИИ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЕЕ РЕШЕНИЯ
1.1. Характеристика специфических свойств объекта управления
Перед рассмотрением проблемы управления финансовыми потоками нужно выделить сначала понятие корпорации и основные ее отличия от предприятий с другими организационно-правовыми формами. Уточнить, какие конкретно организации возможно отнести к корпоративным структурам, можно, определив специфические характеристики и черты корпораций.
В РФ есть опыт создания крупных интегрированных структур в промышленной сфере. В 1920-1928 годах функционировали также синдикаты и входившие в них тресты. После 1960 года появились крупные популярные объединения, как ЛОМО, «Электросила», «Светлана» и другие. Как считают эксперты, к 1991 году в РФ действовали 17 концернов и 16 межотраслевых государственных объединений, а также порядка 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций . Планово-административные методы управления на предприятиях в советское время внесли определенную специфику в интеграционные процессы. При формировании корпоративных объединений мотивации были не экономические или оптимизационные, а стремления к облегчению планирования и контроля. Данный факт в итоге привел к тому, что в процессе перестройки и с учетом последующего исчезновения плановой экономики, большая часть объединений рухнула. После некоторого времени, уже в РФ, с различной степенью успешности стали проводится попытки для воссоздания структур корпоративного типа.
Управленческие вопросы корпоративных структур рассматривались ранее в работах ученых в сфере экономики, как Е. С. Стоянова, В.Г. Балашов В.В. Бочаров и другие. Эти научные труды достаточно подробно описывают управление корпоративными структурами в экономико-ориентированном смысле, а также фрагментарно рассмотрены проблемы применения современных моделей и методов управления корпорациями.
Слово «корпорация» происходит от латинского слова corporate, что значит сообщество, объединение или союз на базе частно-групповых интересов. В большинстве ситуаций к корпоративным структурам стоит отнести такие объединения предприятий, в итоге которых формируется центральное управляющее звено для координирования их совместных действий. Смысл подобного объединения в централизации руководства и концентрации финансовых ресурсов, что позволяет достигать общей, поставленной перед объединением, цели во благо для каждого предприятия в структуре.
Нужно различать понятие «корпорация» в широком и узком смысле слова .
Широкий смысл слова корпорация — это коммерческое объединение или организация, созданная для получения прибыли при помощи предпринимательской деятельности, имущество которого составлено из вкладов или долей участников и учредителей.
В узком смысле слова корпорация — это союз или объединение предприятий с долевой собственностью и сосредоточение управляющих функций в руках профессиональных управляющих верхнего уровня, которые работают по найму.
Актуальность темы исследования. В современных условиях кризиса, протекающие в России экономические процессы весьма противоречивы. Для сохранения позиций предприятия вынуждены использовать новые методики финансово-хозяйственной деятельности. Последние годы сформировалась тенденция по укрупнению предприятий и появлению производственно-коммерческих объединений с корпоративной структурой (концерны, холдинги и другое). Но по факту в России еще недостаточно опыта управления корпоративным сектором современной экономики, и применение имеющихся в международной практике наработок ограничено в условиях российской действительности. Во-первых, в связи с нестабильной специфической микро- и макросредой. Во-вторых, потому, что даже в развитых государствах успешные корпорации не стремятся делиться опытом успешного управления с потенциальными или существующими конкурентами. В связи с этим возникает задача по определению специфических особенностей управления корпоративными предприятиями в условиях существующего риска, обеспечению прозрачности финансово- экономических процессов, а также разработке практических управленческих технологий.
В связи с тем, что денежные потоки представляют собой универсальный индикатор эффективности работы каждого бизнес-процесса корпорации, они могут характеризовать деятельность отдельно взятых структурных подразделений, а также эффективность управленческих решений, которые принимаются в корпорации в целом. Потому контролируемое управление финансовыми потоками представляет собой сегодня одну из наиболее принципиальных задач по повышению эффективности управления корпоративным предприятием. Критически важно также соответствие стратегического развития структурных подразделений генеральной стратегии в целом всей корпорации.
Степень разработанности темы. Вопросы управления корпоративными структурами были рассмотрены в работах таких ученых-экономистов, как Е. С. Стоянова, В.В. Бочаров, В.Г. Балашов и др. Данные работы детально описывают управление корпоративными структурами под экономико-ориентированным углом зрения, вопросы применения современных моделей и методов рассмотрены фрагментарно. В области технических наук проблема управления финансовыми потоками исследована Горбуновым А.Р., Устиновым А.Г., Бобыревым В.В., Килиным И.Ю. и др. Только Горбунов А.Р. описывает финансы корпоративных структур, в частности холдингов. В работах остальных ученых исследованы модели и методы управления отдельными параметрами финансовой системы предприятий, не описано применение предложенных механизмов для корпоративных структур. Мировые фундаментальные исследования в области данной проблематики представлены трудами ученых-экономистов: И. Ансофф, Р. Брейли, Л. Гапенски, П. Друкер, С. Майерс, М. Портер, А.Дж. Стрикленд, К, Уорд.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 30.11.2013)
Монографии, учебники, учебные пособия:
2. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта [Текст] / И. Т. Балабанов. – Изд. 2-е, доп. – М. : Финансы и статистика. – 2013. – 208 с. – Библиогр.: с. 199. – Прил.
3. Банк, О. А. Методический инструментарий формирования и анализа финансовой отчетности корпораций [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.12 / О. А. Банк; [Марийск. гос. техн. ун-т; науч. конс. Поздеев В. Л.]. – Йошкар-Ола. – 2014. – 22 с.: табл. – Библиогр.: с. 22. – На правах рукоп.
4. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения [Текст]: учеб. по направлению “Экономика” (степень – бакалавр) и специальностям (профилям) “Бухгалт. учет, анализ и аудит”, “Финансы и кредит”, “Мировая экономика”, “Налоги и налогообложение” / С. В. Барулин, В. А. Динес. – М.: КноРус. – 2016. – 406 с.: табл. – Библиогр.: с. 404-406. – Глоссарий. – (Бакалавриат и магистратура).
5. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов по специальности “Бухгалт. учет, анализ и аудит” / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Документ HTML. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 335 с.: табл. – Библиогр.: с. 329-330. – (Высшее образование – Бакалавриат). – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=429595.
6. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. для экон. вузов по специальностям “Финансы и кредит”, “Бухгалт. учет, анализ и аудит” / Л. Е. Басовский. – Документ HTML. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 239 с.: ил. – Библиогр.: с. 228. – Прил. – Список сокр. и услов. обозначений. – (Высшее образование – Бакалавриат). – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=415452.
7. Бочарова, И. Ю. Корпоративное управление [Текст]: учеб. по специальности 080507 “Менеджмент орг.” / И. Ю. Бочарова. – М.: ИНФРА-М.
– 2014. – 368 с.: табл. – Библиогр.: с. 358-366. – (Высшее образование – Бакалавриат).
8. Бримсон Дж., Антос Дж. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании. М.: Вершина, 2015. 306 с.
9. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование [Текст]: учеб. пособие по специальностям “Финансы и кредит”, “Бухучет, анализ и аудит” / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. – М.: КноРус. – 2014. – 227 с.: табл. – Библиогр.: с. 224-226. – Тесты. – (Для бакалавров).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!