Продюсирование печатных и сетевых музыкальных медиапроектов
Аннотация магистерской диссертации Савчук Аллы Орестовны «ПРОДЮСИРОВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ И СЕТЕВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ» Producing of print and online music media projects Н. рук. – Гурушкин Павел Юрьевич, канд. полит. наук Направление подготовки – Журналистика Профиль – Медиапродюсирование Ключевые слова: медиа, продюсирование, медиапроект, печатные СМИ, сетевые СМИ, музыкальные СМИ. Key words: media, producing, media project, print media, online media, music media. Актуальность данной работы обусловлена неизменно возрастающим интересом к продюсированию в журналистской среде в современном мире. Такой интерес вызван рядом факторов. Во-первых, общественный запрос на скорость и качество получения информации влечёт необходимость оперативного и грамотного производства медиаконтента. Во-вторых, в последнее время наблюдается стремительное увеличение спроса на одни виды СМИ и сокращение спроса на другие, что стало причиной выбора для рассмотрения в настоящей работе полярных в этом отношении печатных и сетевых медиапроектов. Медиасреда сегодня – это многогранное и постоянно меняющееся пространство профессионального взаимодействия, основанное на совмещении теоретических подходов и практических навыков. Ответственность продюсера в данной сфере заключается в умении улавливать и устанавливать тренды в мире современных медиа, а также в способности воплощать их в конкурентоспособный продукт. В-третьих, взаимосвязь Интернета с медиарынком и шоубизнесом постоянно усиливается, что даёт множество неизученных возможностей для продюсирования новых видов и форматов медиапроектов в этой среде. Выбор в качестве основного маркера именно музыкального контента объясняется его проникновением во все сферы жизни общества и чувствительностью к переменам внутри него. Малая разработанность темы продюсирования музыкальных медиапроектов объясняется тем, что продюсирование печатных и в особенности сетевых медиапроектов – относительно молодое явление. Имеющиеся исследования либо представляют собой хаотичный набор разрозненных фактов, не способствующих созданию целостной картины, либо, напротив, тяготеют к излишнему обобщению. Большинство исследований имеют скорее описательный характер, в них уделяется мало внимания непосредственному сравнению и анализу существующих музыкальных изданий и описанию методов продюсирования на реальных примерах. Новизна исследования заключается в том, что данная работа предполагает наглядный, прикладной подход к изучению продюсирования музыкальных медиапроектов, который реализуется в подробном описании приемов и методик продюсирования в печатном и сетевом формате, а также в изучении данных приемов на примере актуальных музыкальных медиапроектов. Объектом исследования являются особенности организации медиапроизводства в области печатных и сетевых музыкальных медиапроектов. Предметом исследования является медиапродюсирование в творческом объединении DMG на примере журнала «Бункер» и других проектов. Целью настоящей работы является раскрытие особенности продюсирования печатных и сетевых музыкальных медиапроектов и его позиционирование в пространстве современного медиарынка и шоубизнеса. Для достижения цели выполняются следующие задачи: – рассмотреть исторический, культурологический и в ряде аспектов – философский бэкграунд продюсирования печатных и Интернет-СМИ; – изучить правовые и экономические особенности медиапродюсирования и определить проблемы, стоящие перед продюсером печатных и сетевых СМИ; – произвести сравнительный анализ ряда существующих музыкальных медиапроектов в печатном и сетевом формате на примере изданий о неформатной музыке, что подытоживается оценкой перспектив их развития и взаимодействия; – на примере медиахолдинга DMG изучить практику продюсирования печатных и сетевых музыкальных медиапроектов и составить рекомендации. Методы исследования: сравнительный анализ, вторичный анализ данных, case study, метод экспертной оценки. В качестве теоретической базы исследования автор опирается на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам продюсирования или упоминающие медиапроизводство. Среди зарубежных исследователей следует отметить Чарльза Вайнберга, Пола Димаггио, Кэтрин Кэллисон и Пола Бредшоу. Обоснования социально-культурных медиапроектных технологий рассматриваются в работах О.В. Белоцерковского, В.С. Малышева, Ю.В. Криволуцкого, В.И. Сидоренко и др. Концептуальные основы теории и методики деятельности медиапродюсера содержат исследования Д.С. Жаркова, В.Е. Новаторова, Б.И. Криштула, В.А. Евстафьева и др. Эмпирической базой исследования служит опыт музыкального медиахолдинга DMG, располагающего такими активами, как печатный музыкальный журнал с CD-приложением, музыкальное новостное агентство, музыкальный лейбл, концертное агентство и др., а также широким набором промо-инструментов для продвижения музыкальных коллективов. Данный медиахолдинг предоставляет возможность максимально широко и с разных ракурсов изучить в действии продюсирование печатных и сетевых музыкальных медиапроектов благодаря наличию у автора доступа к внутренней документации и отчётам DMG. Также используются данные крупных исследовательских компаний, таких как Mediascope, The Nielsen Company, InterMedia, АКАР. Практическое применение исследования заключается в формировании теоретической базы, которая может послужить как основой для более фундаментального исследования по данному вопросу и/ или для построения более точечных маркетинговых теорий, так и для непосредственного применения конечными пользователями (компаниями и частными лицами), заинтересованными в продвижении медиапроектов музыкальной направленности с применением печатного и сетевого аппарата.
Тема: Продюсирование печатных и сетевых музыкальных медиапроектов.
Актуальность данной работы обусловлена неизменно возрастающим интересом к продюсированию в журналистской среде в современном мире. Такой интерес вызван рядом факторов. Во-первых, общественный запрос на скорость и качество получения информации влечёт необходимость оперативного и грамотного производства медиаконтента. Во-вторых, в последнее время наблюдается стремительное увеличение спроса на одни виды СМИ и сокращение спроса на другие, что стало причиной выбора для рассмотрения в настоящей работе полярных в этом отношении печатных и сетевых медиапроектов. Медиасреда сегодня – это многогранное и постоянно меняющееся пространство профессионального взаимодействия, основанное на совмещении теоретических подходов и практических навыков. Ответственность продюсера в данной сфере заключается в умении улавливать и устанавливать тренды в мире современных медиа, а также в способности воплощать их в конкурентоспособный продукт. В-третьих, взаимосвязь Интернета с медиарынком и шоубизнесом постоянно усиливается, что даёт множество неизученных возможностей для продюсирования новых видов и форматов медиапроектов в этой среде. Выбор в качестве основного маркера именно музыкального контента объясняется его проникновением во все сферы жизни общества и чувствительностью к переменам внутри него.
Малая разработанность темы продюсирования музыкальных медиапроектов объясняется тем, что продюсирование печатных и сетевых музыкальных медиапроектов – относительно молодое явление. Имеющиеся исследования либо представляют собой хаотичный набор разрозненных фактов, не способствующих созданию целостной картины, либо, напротив, тяготеют к излишнему обобщению. Большинство исследований имеют скорее описательный характер, в них уделяется мало внимания непосредственному сравнению и анализу существующих музыкальных изданий и описанию методов продюсирования на реальных примерах.
Новизна исследования заключается в том, что данная работа предполагает наглядный, прикладной подход к изучению продюсирования музыкальных медиапроектов, который реализуется в подробном описании приемов и методик продюсирования в печатном и сетевом формате, а также в изучении данных приемов на примере актуальных музыкальных медиапроектов.
Объектом исследования являются особенности организации медиапроизводства в области печатных и сетевых музыкальных медиапроектов.
Предметом исследования является медиапродюсирование в творческом объединении DMG на примере журнала «Бункер» и других проектов.
Целью настоящей работы является раскрытие особенностей продюсирования печатных и сетевых музыкальных медиапроектов и его позиционирование в пространстве современного медиарынка и шоубизнеса. Для достижения цели выполняются следующие задачи:
– рассмотреть исторический, культурологический и в ряде аспектов – философский бэкграунд продюсирования печатных и Интернет-СМИ;
– изучить правовые и экономические особенности медиапродюсирования и определить проблемы, стоящие перед продюсером печатных и сетевых СМИ;
– произвести сравнительный анализ ряда существующих музыкальных медиапроектов в печатном и сетевом формате на примере изданий о неформатной музыке, что подытоживается оценкой перспектив их развития и взаимодействия;
– на примере медиахолдинга DMG изучить практику продюсирования печатных и сетевых музыкальных медиапроектов и составить рекомендации.
Методы исследования: сравнительный анализ, вторичный анализ данных, case study, метод экспертной оценки.
В качестве теоретической базы исследования автор опирается на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам продюсирования или упоминающие медиапроизводство. Среди зарубежных исследователей следует отметить Чарльза Вайнберга, Пола Димаггио, Кэтрин Кэллисон и Пола Бредшоу. Обоснования социально-культурных медиапроектных технологий рассматриваются в работах О.В. Белоцерковского, В.С. Малышева, Ю.В. Криволуцкого, В.И. Сидоренко и др. Концептуальные основы теории и методики деятельности медиапродюсера содержат исследования Д.С. Жаркова, В.Е. Новаторова, Б.И. Криштула, В.А. Евстафьева и др.
Эмпирической базой исследования служит опыт музыкального медиахолдинга DMG, располагающего такими активами, как печатный музыкальный журнал с CD-приложением, музыкальное новостное агентство, музыкальный лейбл, концертное агентство и др., а также широким набором промо-инструментов для продвижения музыкальных коллективов. Данный медиахолдинг предоставляет возможность максимально широко и с разных ракурсов изучить в действии продюсирование печатных и сетевых музыкальных медиапроектов благодаря наличию у автора доступа к внутренней документации и отчётам DMG. Также используются данные крупных исследовательских компаний, таких как Mediascope, The Nielsen Company, InterMedia, АКАР.
Практическое применение исследования заключается в формировании теоретической базы, которая может послужить как основой для более фундаментального исследования по данному вопросу и/ или для построения более точечных маркетинговых теорий, так и для непосредственного применения конечными пользователями (компаниями и частными лицами), заинтересованными в продвижении медиапроектов музыкальной направленности с применением печатного и сетевого аппарата.
В современном мире медиасфера является одним из важнейших социальных институтов, так как она не только транслирует информацию, но и определяет ход событий. Соответственно, продюсирование средств массовой информации требует особо ответственного профессионального подхода и чёткого понимания сути этого вида продюсерской деятельности. В настоящей работе мы максимально многогранно рассмотрели особенности медиапродюсирования в целом: его исторический путь, культурологическое значение, правовые и экономические аспекты, а также проиллюстрировали эти особенности на примере печатных и сетевых музыкальных медиапроектов, проанализировав неформатный сегмент и сделав выводы и рекомендации.
Целью настоящей работы было раскрытие особенностей продюсирования печатных и сетевых музыкальных медиапроектов. Назовём их:
1. Нормативное сопровождение продюсирования печатных и сетевых медиапроектов (в том числе – в сфере музыки) отличается от аналогичных процессов в других видах средств массовой информации и областях журналистики. Главной проблемой правового положения медиапродюсера является отсутствие в действующем законодательстве функций этого субъекта и ответственности за какие-либо правонарушения в рамках своей профессиональной деятельности, а также ориентация только на кинопродюсеров. Ещё одна проблема продюсирования медиапроектов состоит в невозможности определить на правовом уровне точный спектр задач, которые должен решать непосредственно продюсер.
2. Рынок печатных и сетевых медиапроектов во многом отличается от рынка других средств массовой информации. В то время как спрос на телевидение, радио и услуги информационных агентств относительно стабилен, наблюдается стремительное увеличение спроса на сетевые медиапродукты и сокращение спроса на печатные СМИ. Поэтому и с точки зрения способа получения коммерческой выгоды от продюсирования рассматриваемых медиапроектов, и с точки зрения размещения рекламного контента они требуют особого подхода, так как на них действуют другие законы воздействия на потребителя.
3. При детальном анализе спектра печатных СМИ неформатной музыкальной направленности, существовавших на протяжении последних 15 лет в России, было выявлено отсутствие многообразия игроков на этом рынке. В настоящее время сохранилось очень мало печатных музыкальных изданий, которые пользуются доверием аудитории, стабильной востребованностью и устойчивой позицией на рынке. Отсутствие серьёзной конкуренции между игроками и интенсивная, но всё более проигрываемая борьба за внимание читателя с другими типами СМИ как нельзя более точно описывается цитатой Сони Соколовой (корреспондента электронного музыкального журнала Звуки.ру): «Мы все понимаем, что бумажные издания о музыке – это уже прекрасный винтаж, который, в отличие от винила, даже коллекционировать не прикольно». Строго обратная ситуация наблюдается в сфере сетевых музыкальных медиапроектов, представляющих собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер в Интернете.
4. За последние пятнадцать лет отечественный шоу-бизнес и музыкальная индустрия сильно изменились, так как данные сферы максимально чувствительны к смене трендов и, как следствие, изменению вкусов аудитории. Одни культуры перестали быть актуальными (например, готическая субкультура, субкультура эмо), другие, напротив, приобрели популярность (например, субкультура рэперов). Соответственно, подходы к организации медиапродюсирования в этой сфере тоже претерпели серьезные изменения. Медиапродюсер должен чётко чувствовать, что хочет видеть целевая аудитория, и своевременно на это реагировать. Это особенно актуально для печатных и сетевых средств массовой информации.
5. Чтобы успешно и эффективно работать в своей области, медиапродюсер должен обладать рядом качеств и компетенций. В первую очередь, ему следует быть талантливым организатором и многопрофильным менеджером. Медиапродюсер постоянно поддерживает связь с командой, ставит задачи и контролирует их исполнение, что предполагает способность выдерживать ненормированный график работы. Функции продюсера – это генерация идей, создание условий для их воплощения и регулирование всех этапов реализации будущего проекта. Таких специалистов очень мало, и чаще всего они переквалифицируются в более узкий профиль работы. С этим связано отсутствие конкуренции в первую очередь на рынке печатных музыкальных СМИ, так как борьба за потребителя на данном этапе представляется почти проигранной, этот рынок находится в стадии стагнации. Более перспективной выглядит ситуация в сфере сетевых медиапроектов, так как она требует меньшей финансовой, организационной и временной ответственности.
6. Медиахолдинг DMG является уникальной для России организацией, объединившей в своих активах печатное издание и сетевые медиапроекты. Несмотря на сравнительно небольшой охват аудитории, DMG – эталонный пример творческой организации, которая при отсутствии инвесторов и бюджета сумела реализоваться и стать коммерчески успешной за несколько лет работы группы энтузиастов.
Кроме того, для общего понимания специфики работы медиапродюсера и позиционирования данной сферы деятельности в пространстве современного медиарынка и шоубизнеса были рассмотрены исторический, культурологический и в ряде аспектов – философский бэкграунд продюсирования печатных и Интернет-СМИ. Создавая проект, медиапродюсер не просто формулирует цели, он управляет будущим. С философской точки зрения статус продюсера предполагает интегральную власть, которая является неотъемлемым атрибутом его деятельности. Эта власть предполагает превращение механизмов так называемой soft-power, связанной с внушением, «заражением», убеждением, в эффективные инструменты управления и организации, а нередко и в атрибутику личной внутрицеховой диктатуры.
Практическая ценность данной работы для лиц, заинтересованных в продвижении медиапроектов музыкальной направленности с применением печатного и сетевого аппарата, заключается также в детальном описании особенностей координации работы творческого коллектива в российских условиях на примере медиахолдинга DMG.
Иностранные источники:
Brudney, J. Art, Evolution, and Arts Education. Cambridge, 2010. – 249 p.
Dawson, W. The Arts and Marketing. New York, 1998. – 174 p.
DiMaggio, P. Nonprofit Organizations in the Production and Distribution of Culture. Yale University Press, New Haven, 1987. – 342 p.
DiMaggio, P. The Case of Arts Organizations. Cambridge, 1998. – 197 p.
DiMaggio, P. The Impact of Public Funding on Organizations in the Arts. –Yale University. 1981. – 135 p.
Eccles, J. Focusing on the Audience. – International Arts Manager, 2003.
Hilder T.R., Stobart H. Music, Indigeneity, Digital Media. Eastman/Rochester Studies Ethnomusicology. 2017. – 268 p.
Jasper A. I am not a goth! The Unspoken Morale of Authenticity within the Dutch Gothic Subculture // Etnofoor. 2004. Т. 17. № 1/2. Pp. 90-115.
Kellison C. Producing for TV and New Media // Taylor & Francis, 2012. p. 49.
Kelly, R. The “Enemy” Within. Marketing in the Arts. Montreal, Canada, 1991. 310 p.
Kiilakoski T.; Oksanen A. Soundtrack of the School Shootings: Cultural Script, Music and Male Rage // Young. – 2011. – № 3. – р. 247–269.
Knauft, E.B., Berger, R Achieving Success in the nonprofit Sector. San Francisco: Jossey-Bass, 1991. – 330 p.
Ladouceur L. Encyclopedia Gothica. – ECW Press, 2011. – 313 p.
Lester, M. Arts, Culture and Recreation. New York: Foundation Center, 2002. – 194 p.
Meer, D. Marketing Trends in the ’90s for the Performing Arts. Dance/USA Journal, 2011. – pp. 16-23.
Michaelis, D. Divergent Views on Promoting the Performing Arts. New York: ACUAA, 2016. – 402 p.
Morison, B., Fliehr, K. In Search of an Audience. New York: Pitman, 2008. – 270 p.
Morton, M. Aida Comes Alive. International Arts Manager. 2014. – p.26.
Mueller C.A. The Music of the Goth Subculture: Postmodernism and Aesthetics. – Tallahassee: Florida State University, 2008. – 245 p.
Peterson, R. From Impresario to Arts Administrator: Formal Accountability in Nonprofit Cultural Organizations. San-Francisco, 2007. – 169 p.
Randall, M. ‘Artist Meets Marketer. Philadelphia Inquirer, 2009. – p. 57.
Reiss, A. Arts Management: A Guide to Finding Funds and Willing Audiences. Rockville, Md.: Fund-Raising Institute, 2002. – 211 p.
Rotschild, M., Gaidis, W. Behavioral Learning Theory: Its Relevance to Marketing and promotions. Journal of Marketing, 1981. – p. 21.
Stensaeth K. Music therapy and interactive musical media in the future: Reflections on the subject-object interaction. Nordic Journal of Music Therapy, 2018. – pp. 34-37.
Wauters R. Digital music startup Jamendo runs out of steam, mulls sale. Techcrunch, 2017. – pp. 27-28.
Weinberg, C. Marketing Planning for the Arts Organization. New York: Praeger, 1980. – pp. 108-109.
Zibart, E. Paper, Plastic or Tickets? Washington Post, 13.05.2017. – p. 3
Cowles, G. The Plot Thins. The New York Times, 2014. – pp. 9-10.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!