«проектная деятельность как средство приобщения школьников к сохранению культурного наследия (на примере орловской области)»
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проектная деятельность: методологические основы и компоненты ее развития
1.2. Ключевые компетенции проектной деятельности
1.3. Организация проектной деятельности: функциональные категории и факторы трансформации
2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Содержание и методика разработки социально-культурного образовательного проекта «Исследуя Орловщину».
2.2. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «История Орловского края»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Происходящая модернизация в системе образования Российской Федерации способствует созданию в современной школе оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка и комплексного учета индивидуальных особенностей, обучающихся на каждом этапе обучения.
Актуальность темы исследования связана с тем обстоятельством, что модернизация системы образования влечет за собой и изменения к требованиям организации образовательного процесса. Происходящая сегодня смена цивилизационных типов культуры, возникновение новых форм социабельности, требования к образовательным и воспитательным результатам обуславливают необходимость переосмысления традиционных, во многом неэффективных по причине их категорического устаревания подходов к обучению, воспитанию и организации образовательного процесса. В связи с этим, необходим подбор наиболее продуктивного, адекватного современной историко-культурной и образовательной парадигме методологического арсенала.
Одним из таких современных векторов развития является требование к применению инновационных технологий обучения. Внедрение инновационных технологий обучения – важнейшее направлений развития школьников в системе общего образования и является обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода. В первую очередь – это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей интеграции теоретических знаний школьников с их практическим применением. Системно-деятельностный подход предусматривает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся.
Под проектированием понимают мыслительную деятельность, направленную на процесс в будущем и результат преобразования существующей действительности на основе выбора и принятия решений для удовлетворения общественных и человеческих потребностей.
Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Данная педагогическая технология ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Формирование готовности школьников к деятельности в новой ситуации, развитие и воспитание креативной личности – главная цель проектной технологии, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развивать самостоятельность в процессе обучения .
Использование проектного метода не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения эффективно ее дополняет. При этом реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивать личностный рост ребенка, а также вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту . Метод проектирования актуален и распространен в образовательной деятельности и может быть успешно использован для привлечения школьников к изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
Цель исследования – выявить педагогические условия развития компетенций проектной деятельности школьников при изучении историко-культурного наследия Российской Федерации.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проектной деятельности.
2. Охарактеризовать функциональные категории и принципы проектной деятельности.
3. Описать ключевые компетенции проектной деятельности.
4. Обосновать и раскрыть методику использования проектной технологии в сфере сохранения историко-культурного наследия.
5. Изучить и проанализировать педагогический опыт по организации проектной деятельности школьников.
6. Разработать и апробировать проект в сфере сохранения историко-культурного наследия, направленный на развитие компетенций проектной деятельности у школьников.
7. Провести анкетирование среди школьников.
8. Разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающая программу «История Орловского края» для внедрения в деятельность образовательного учреждения Орловской области.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– сравнительно-сопоставительный анализ;
– изучение и обобщение передового педагогического опыта;
– наблюдение;
– анализ учебно-методической документации и результатов проектной деятельности;
– анкетирование обучающихся с целью определения их отношения к истории родного края
– количественный и качественный анализ данных.
Объект исследования – процесс всестороннего развития школьников на основе использования образовательных механизмов проектной деятельности в сфере сохранения историко-культурного наследия.
Предмет исследования – организация методической работы по развитию компетенций проектной деятельности школьников с целью эффективного вовлечения их в процесс сохранения историко-культурного наследия России и Орловской области.
Источниковой базой исследования выступили нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , ФГОС среднего общего образования , Историко-культурный стандарт , Профессиональный стандарт «Педагог» , Закон «Об образовании в Орловской области» Данные источники дают полное представление о нормативно-правовом регулировании и обеспеченности образовательной сферы в Российской Федерации и в Орловской области в целом.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта показал, что модернизация системы образования влечет за собой и изменения к требованиям организации образовательного процесса. Одним из таких изменений является требование к применению инновационных технологий обучения, в том числе и метод проектов.
Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебно-воспитательной работы. В первую очередь – это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей интеграции теоретических знаний обучающихся с их практическими потребностями.
Историко-культурный стандарт уделяет значительное внимание региональному компоненту в школьном курсе изучения истории России, однако не даёт чётких рекомендаций по реализации данного компонента.
Научную литературу, посвящённую изучению проектной деятельности, по содержанию следует разделить на несколько блоков.
Теоретико-методологические основания формирующейся проектной парадигмы в образовании в определенной степени получили развитие в трудах
В. Н. Аверкина , Н. В. Бочкиной , В. И. Загвязинского , В. З. Юсупова . В них осуществлен концептуальный анализ и синтез теоретических представлений о проектировании в разных областях гуманитарного знания, позволяющий сделать новый шаг в осмыслении педагогической наукой сущности проектной парадигмы применительно к целям реформирования и развития российского образования; осуществлена конкретизация общефилософского принципа развития, на основе которого сегодня совершаются инновационные сдвиги в образовании; разработаны теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании, определяющие его сущность, общие принципы, технологии, методы проектной деятельности в процессах регионализации современного образования; сформулировано общее понятие «образовательный проект» как главный механизм развития и саморазвития образовательной системы
Также в работе были использованы многочисленные публикации, в которых педагоги обозначали роль истории родного края в школьном образовании, характеризовали учебники и учебные пособия по региональной истории. Это работы таких авторов, как О. С. Груздова , Т. Н. Логачева , С. А. Фортуна .
О. С. Груздова в публикации «Краеведение в школе как компонент исторического образования» на примерах педагогического опыта показывает неразрывную связь обучения и воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности. Автор утверждает, что изучение истории и культуры родного расширяет кругозор учащихся, формирует чувства патриотизма и сопричастности к истории.
Т. Н. Логачева в своей статье «Особенности преподавания исторического краеведения» анализирует вопросы преподавания истории родного края в Волгоградской области. Она приводит результаты опроса среди педагогов общеобразовательных организаций, касающегося проблем исторического краеведения. Педагоги подтвердили, что изучение данного материала способствует повышению интереса учащихся к предмету «История». Автор убеждена в том, что, изучая историю отдельного края, можно изучить историю страны в целом. Ведь на небольших регионах отражаются все изменения, происходящие в стране.
Следует отметить, что научно-методическая литература, представленная по данной теме, достаточно многообразна, т.к. учёные-методисты всех поколений отмечали необходимость использования материалов региональной истории в школьном обучении.
В целом, следует отметить, что научно-методическая литература, представленная по данной теме, достаточно многообразна, т.к. учёные-методисты всех поколений отмечали необходимость использования материалов региональной истории в школьном обучении. Но при этом отсутствует комплексное исследование проблемы. А еще отсутствует методика проектирования на региональном уровне.
Изучение методической и педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие компетенций проектной деятельности у школьников для их привлечения к работе по сохранению историко-культурного наследия возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
– ознакомление учащихся с содержанием и техникой выполнения проектов;
– создание положительного эмоционального фона проектной деятельности;
– организация творческого партнерства и сотрудничества учащихся в ходе реализации проектов;
– проведение самооценки и оценки результатов проектной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты и методические рекомендации могут использоваться учителями образовательных организаций при использовании проектной технологии в системе урочной и внеурочной деятельности по тематике сохранения и популяризации историко-культурного наследия.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения магистерской диссертации были представлены и обсуждены на научно-практических конференциях и круглых столах, в том числе: на международной студенческой научно-практической конференции «Трансформация социально-культурной сферы в современных условиях: экономико-управленческие аспекты», прошедшей в онлайн формате 7 декабря 2020 года (тема доклада «Использование социально-культурных проектов в образовательном процессе», сборник конференции находится в печати); на региональном круглом столе «Социально-культурная деятельность волонтеров по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», прошедшем в онлайн-формате 16 декабря 2020 года (тема доклада «Проекты в сфере историко-культурного наследия, как инструмент работы со школьниками», сборник круглого стола находится в печати); на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Проблемы преподавания истории и обществознания в школе: традиции и инновации» 6 апреля 2021 года (тема выступления «Использование проектного подхода в преподавании истории родного края в школах Орловской области»). Помимо этого, в журнале «Вестник государственного и государственного управления» (рецензируется ВАК) опубликована статья «Аспекты проектной деятельности в сфере сохранения историко-культурного наследия Орловской области: проблемы и перспективы» (Вестник государственного и муниципального управления, 2020. Т. 9. № 4. С. 190-199).
Предмет, цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Каждый параграф, глава сопровождаются краткими выводами.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы и использования проектной деятельности как средства приобщения школьников к сохранению культурного наследия.
В первой главе «Теоретико-методологические основы проектной деятельности» отражена теоретическая сторона работы. Глава подразделяется на три параграфа. Первый – это исследование теоретико-методологических основ проектной деятельности. Во втором параграфе «Организация проектной деятельности: функциональные категории и принципы» нами были выявлены основные функциональные категории метода проектов и принципы организации проектной деятельности. Третий параграф посвящен характеристике ключевых компетенций проектной деятельности, определены критерии успешных проектов и умения, которые формируются в процессе разработки.
Вторая глава «Разработка социально-культурного проекта для привлечения школьников к деятельности в сфере сохранения историко-культурного наследия Орловской области» подразделена на два параграфа. В первом мы рассмотрели цели, задачи и содержание и этапы разработки проекта «Исследуя Орловщину» как средства приобщения школьников к сохранению культурного и исторического наследия Орловской области. Третий параграф является разработкой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «История Орловского края».
В заключении подводятся итоги исследования.
Источники
1. Директивы ЦК ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917-1947 годы, вып. 1, М., Изд-во АПН РСФСР, 1947, стр. 151-152.
2. Закон Орловской области от 6 сентября 2013 г. №1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области» (с изменениями на 30 июня 2020 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/460177875
3. Историко-культурный стандарт. URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурныйстандарт.pdf
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70535556/
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
7. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: https://fgos.ru
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70291362/
9. Чапкевич Е. И., Ашихмина Е. Н., Власов В. А., Ковылов С. В., Минаков С. Т. и др. История Орловского края. Ч. I. С древнейших времен до конца XIX века. Орёл. 2004. 392 с.
Литература
1. Абитаева Л. Г. Формирование интеллектуальных умений в процессе обучения математике. Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее: материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Б. М. Бредихина: 1-2 ноября 2006. СГПУ. М., 2006. 470 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2011. 128 с.
3. Аверкин В. Н. Проекты в системе образования и их эффекты // Народное образование. 2011. № 9. С. 36-40.
4. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения русскому языкам). М., 2009. 448 с.
5. Алексеев Н. Г., Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. М., 2011. №. 1. С. 25-30.
6. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24-33.
7. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №2. С. 85-103.
8. Ананьина Л. Д. Проектировочная деятельность учащихся как инструмент познания // Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера. Екатеринбург, 2007. с. 67
9. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации по курсу «Исследовательская и проектная деятельность школьников». М., 2013.
10. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М. Просвещение, 2010. 117 с.
11. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 2010. 154 с.
12. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69-73.
13. Баранова Е. В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. 2004. С. 7-8.
14. Бочкина, Н.В. Самостоятельность личности школьника. Системно-структурный анализ. СПб., 1996. 89 с.
15. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2011. №2. С.108-115.
16. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2018. 189 с.
17. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. № 9. С. 177-180.
18. Вертякова Э.Ф. Сущность понятия «проектная деятельность» и ее особенности // Новая наука: проблемы и перспективы. Уфа, 2016. С. 123-127.
19. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. М. Издательский центр «Академия», 2008. 320с.
20. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита, 2011. С. 58-65.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008. 671 с.
22. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. М., 2003. 409 с.
23. Гаврилова Е.Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита, 2012. С. 66-72.
24. Гаврилова М.А. Метод проектов в теории и практике современного обучения. Пенза: ПГПУ, 2005. 64 с.
25. Гам В.И., Филимонов А.А. Организация проектной деятельности. Омск: ОмГПУ, 2005. 256с.
26. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования, 2001. №2. С.69-74.
27. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. 2002. № 8.
28. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара, 2013. 188 с.
29. Горленко Н.М. Запятая О.В., Лебединцев В.Б. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование, 2012. С. 153-160.
30. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. М. Вентана-Граф, 2015.
31. Груздова О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. 133-138 с.
32. Гуленко Т.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе // Образование в современной школе. 2004. № 12. С. 15–21.
33. Дорошина Л.А. Инновационная проектная деятельность как путь совершенствования проектной деятельности учащегося // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: Сборник материалов II международной научно-практической конференции. Липецк, 2018. С. 23-26.
34. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. Н.Д. Виноградова. М.: Совершенство. 1997. 208 с.
35. Дьюи Дж. Школы будущего. Берлин.: госуд изд-во РСФСР, 1922. 69 с.
36. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 2002.256 с.
37. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 2013. 384 с.
38. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. С. 163–231.
39. Карачев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 1997. № 2. С. 10.
40. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002. 95 с.
41. Кильпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. 43 с.
42. Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления: пособие для студентов высших и средних 70 педагогических заведений. М., 2013. 86 с.
43. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Издательский, 2005. 288 с.
44. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 2007. 148 с.
45. Крупенина М.В. В борьбе за марксистскую педагогику. М., 1929, 185 с.
46. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 102-108.
47. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 2011. 176 с.
48. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. М.: “ВАКО”, 2018. 160 с.
49. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. C. 18-24.
50. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А.М. Леонтьев. М.: Педагогика, 2013. 189 с.
51. Логачева Т. Н. Особенности преподавания исторического краеведения // Научный вестник ЮИМ. 2018. №1. 98-101 с.
52. Лошкарева Н.А., Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составной части целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2008. 378 с.
53. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Т. 1. М., 1957. 783 с.
54. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. С. 27-36.
55. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. №7. С. 151-157.
56. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18–38.
57. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Изд. «Аркти». 2005. С. 92-113.
58. Полат Е. C. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М. 2001. С. 123.
60. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. С. 34-39.
61. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2007.
62. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22-32.
63. Савенков, А.И. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании // Школьный психолог. 2007. № 23. С. 6-10.
64. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М. Народное образование, 1998. С. 60–65.
65. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие. М. АРКТИ, 2004. 80 с.
66. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М., 2005. 158 с.
67. Султанова Л.Ф. Скрябина Л.С., Митакович Л.А. Педагогическое проектирование: учебно-методическое пособие. Уфа, 2015. 95 с.
69. Фортуна С. А. Роль краеведения в школьном образовании // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. №1. 147-150 с.
70. Чечель, И. Д. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе. Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2003. 100 с.
71. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 304 с.; Т.2. 414 с.
72. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 1997.
73. Юсупов В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования. Киров, 1998.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!