Профессиональное благополучие и особенности социальной перцепции юристов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ феноменов профессионального благополучия, социальной перцепции и психологических аспектов деятельности юристов 7
1.1 Феноменология понятия «профессиональное благополучие» 7
1.1.1 Основные подходы к определению понятия «профессиональное благополучие» 7
1.1.2. Факторы и критерии оценки профессионального благополучия личности 11
1.2 Представления о социальной перцепции в психологической науке 18
1.2.1 Социальная перцепция в общении 18
1.2.2 Механизмы, факторы и функции социальной перцепции 24
1.3 Психологические аспекты профессиональной деятельности юристов 29
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия и особенностей социальной перцепции юристов 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2 Сравнительный анализ психологического благополучия и особенностей социальной перцепции у юристов с разным стажем работы 48
2.3 Анализ взаимосвязей между показателями профессионального благополучия и особенностями социальной перцепции у юристов 65
Выводы по второй главе 74
ГЛАВА 3. Рекомендации по работе с особенностями психологического благополучия и социальной перцепции юристов 76
3.1 Общие рекомендации 76
3.2 Программа тренинга «Повышение профессионального благополучия» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Вопросы профессионального благополучия рассматривалась в работах Р.М. Шамионова, Л.В. Куликова, М. Аргайла, М.В. Сокольской, С.Р. Зенина, Э.В. Бородкина, Ю.П.. Поваренкова, Н.С. Батурина, А.В. Кужильной и т.д. Ряд авторов подчёркивает роль межличностных факторов в структуре профессионального благополучия (Л.В. Куликов, Н.А. Батурин, Е.Е. Бочаров). Межличностная адаптация в профессиональном коллективе оказывает существенное влияние на ощущение специалистом своего профессионального благополучия, и, как следствие, влияет на успешность выполнения им профессиональных обязанностей. Важным компонентом, влияющим на успешность межличностных взаимодействий, является возможность адекватно воспринимать и понимать партнёра по общению, т.е. осуществлять социально-перцептивную деятельность.
Согласно классификации E.A. Климова юрист относится к типу профессий «человек-человек», что обуславливает его вовлечённость в широкий круг соци-альных контактов, как с клиентами, так и с коллегами. Умение устанавливать контакты с людьми, эффективно взаимодействовать с ними, вести переговоры, а также правильно воспринимать и понимать партнёра по общению играет важную роль в деятельности юриста. Поэтому необходимо отметить, что успешное решение профессиональных задач, достижение высокого уровня профессионального благополучия, требует от субъекта юридической деятельности не только высоких профессиональных навыков, но и определенных навыков в сфере реализации социальных взаимодействий, в том числе высокого уровня развития социальной перцепции. Это делает изучение особенностей социальной перцепции и профессионального благополучия юристов весьма актуальным.
Цель исследования: изучить особенности социальной перцепции и профес-сионального благополучия у юристов.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретический анализ феномена профессионального благополучия;
2. Проанализировать теоретические подходы к проблеме социальной перцепции в психологической науке;
3. Опираясь на данные литературных источников определить психологические аспекты деятельности юристов;
4. На основе данных эмпирического исследования установить особенности социальной перцепции и профессионального благополучия у юристов с различным стажем работы;
5. Исследовать взаимосвязи между особенностями социальной перцепции и профессионального благополучия юристов;
6. Разработать рекомендации по работе с особенностями социальной перцепции и профессионального благополучия юристов;
7. Разработать тренинговую программу по повышению профессионального благополучия юристов.
Гипотеза исследования: у юристов с разным стажем работы имеются определённые особенности в сфере социальной перцепции и профессионального благополучия, которые тесно взаимосвязаны между собой и могут рассматриваться в качестве объекта тренинговой работы по повышению профессионального благополучия юристов.
Объект исследования: психологические особенности юристов.
Предмет исследования: особенности социальной перцепции и профессио-нального благополучия у юристов с различным стажем работы.
Теоретической базой исследования являются базовые для отечественной психологии теоретические и методологические принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, системности (Рубинштейн, С.Л., Леонтьев, A.Н., Ананьев, Б.Г., Эльконин, Д.Б., Ломов, Б.Ф.). При проведении исследования мы ориентировались на подходы к пониманию феноменологии психологического и профессионального благополучия К. Риффа, Р.М. Шамионова, Л.В. Куликова, М. Аргайла, М.В. Сокольской, С.Р. Зенина, Э.В. Бородкина, Ю.П.. Поваренкова, Н.С. Батурина, А.В. Кужильной и т.д. Основой исследования особенностей социальной перцепции послужили работы Дж. Брунера, Р. Тагиури, Г.М. Андреевой, А.С. Фомиченко, М.Р. Битяновой, А.А. Бодалева, Э. Мелибруды, А.А. Реана, А. Майерса, Г. Келли и т.д. При определении психологических аспектов деятельности юристов мы опирались на взгляды С.С. Алексеева, А.А. Свистунова, В.И. Майорова, Е.А. Климова, О.Н. Дунаевой, Поляковой С.В., Н.И. Иоголевича, М.А. Габриловича, В.В. Собольникова, Э. Ф. Зеера и т.д.
Эмпирическая база. Методы исследования: организационные: сравнительный метод – сопоставление групп. Эмпирические: анализ литературы по проблеме исследования, психологическое тестирование. Методы обработки данных: количественные (анализ статистически значимых различий, корреляционный анализ). Интерпретационные: установление структурных связей между характеристиками личности.
База исследования. В исследовании приняли участие три группы юристов, членов Волгоградской областной коллегии адвокатов с различным трудовым стажем:
1. Юристы со стажем до 1го года – 33 человек в возрасте от 21 до 25лет;
2. Юристы со стажем от 1 до 3х лет – 35 человек в возрасте от 23х до 27ми лет;
3. Юристы со стажем от 3х до 5ти лет – 32 человека в возрасте от 26и до 30ти лет;
По половому составу все три группы гетерогенны – в выборках представлены как мужчины, так и женщины.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные об особенностях социальной перцепции и профессионального благополучия юристов могут быть использованы для диагностической, профилактической, психоконсультативной и тренинговой работы по выявлению, предотвращению и преодолению трудностей, возникающих в профессиональной деятельности юристов, а также по повышению профессионального благополучия сотрудников. Практические рекомендации и тренинговая программа, представленные в главе 3 данной работы, могут быть востребованы практическими психологами, работающими в системе кадрового отбора и работы с персоналом учреждений и организа-ций, оказывающих юридическую помощь населению.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, 8 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 74 наименования, и приложений. Общий объём работы составил 91 страницу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтунина И.Р. Социальная психология./ под ред. Р.С. Немова – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 428с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363с.
3. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
4. Бажин Е. Ф., Эткинд, А. М. Цветовой Тест Отношений: метод. рекоменда-ции / Бажин Е. Ф., А. М. Эткинд; Ленинградский науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983
5. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №4 С.4-14.
6. Бессонова Ю.В. Психологическое благополучие личности в труде // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. – Москва. 2012. – С. 412-415.
7. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 368с.
8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Книга по требованию, 2012. – 200 с
9. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31-34.
10. Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. Психология и этика делового общения. – М.: Юрайт, 2012. – 463с.
11. Бочарова Е.Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. 2012. №2. С. 38-45
12. Бояркин М.Ю., Долгополова О.А. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.
13. Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. – 418с.
14. Бучацкая М.В. Основные факторы, влияющие на психологическое благополучие работающих женщин // Специальная психология. 2006. №4. С. 46-54.
15. Габрилович М.А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: теория и практика. / Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 13. С. 31-34.
16. Гаврюченко С.Н. Особенности субъективного благполучия сотрудников полиции в кризисный период профессиональной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №4. С.31-33.
17. Дементий Л.И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) // Известия АлтГУ. 2009. – N 2. С. – 48–53.
18. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации : теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл. 2002. С. 103–121
19. Дружилов С.А. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. – № 2. – С. 692-699.
20. Дружилов С.А. Освоение студентами модели и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. – 2010. – Т. 13. – № 4. – С. 299-318.
21. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/433-dubovik15 (дата обращения: 28.03.2014).
22. Дунаева О.Н., Полякова С.В. Психологическая характеристика юридиче-ской деятельности и профессиональная подготовка / Символ науки. – 2016. – № 6-2 (18). – С. 250-254.
23. Дычек Валерий Александрович. Социально-психологические аспекты профес-сиональной деятельности юриста. – М.: РПА Минюста России, 2011. – 109 с.
24. Заусенко И.В. Особенности самоотношения педагогов с разными показателями психологического благополучия // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10 С.191-197.
25. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. – 1997. – № 6. – С. 35-44.
26. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. – 194 с.
27. Зенина С.Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере // Теория и практика общественного развития. 2012. №5 С.127-129.
28. Идобаева О.А., Резницкая Г.И. Самоактуализация личности как условие психологического благополучия современных студентов // Вестник МГЛУ. 2011. №622 С.29 – 41.
29. Иоголевич Н. И., Майоров В.И. Профессиональная подготовка юриста: компетентностный подход и базовая модель компетенции // Право и образование. 2008. № 11. С. 76 – 83.
30. Караваев А. Ф. Психологические особенности профессиональной деятель-ности юристов (на примере следователей). – Омск : Издательство Омского экономического института, 2009. – 303 с.
31. Карпов А.В. Ященко Е.Ф. Психология способностей: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 383с.
32. Климов Е.А. Пути в профессионализм. – М.: МПСИ, 2003. – 320 с.
33. Кужильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60) С.83-86
34. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие для вузов. – СПб., Питер; 2004. – 464 с.
35. Лепешинский Н.Н.. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, 2007 г. – №3 – с. 24-37
36. Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. Профессиональное самочувствие субъекта // горизонты образования. 2012. – №2 (35). – С. 14-19.
37. Лотарева Т.Ю. Влияние стажа работы на жизнеспособность профессионалов социальной сферы // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 99–116.
38. Майерс, Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с.
39. Майоров В.И., Полякова С.В., Базаров Р.А. Введение в юриспруденцию: Учебное пособие. Челябинск: Цицеро, 2015. – 327с.
40. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. №4 С.2-22.
41. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 2011. 496 с.
42. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. – М.: Прогресс, 1986. – 256с.
43. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. №1 С.94-101.
44. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию – СПб, ГП “ИМАТОН”, 1996 – 56 с.
45. Отчет (информация) рабочей группы Всемирной федерации обществ ане-стезиологов по профессиональному благополучию. Настало время задуматься о профессиональном здоровье анестезиологов и начать действовать в этом направлении (It Is tIme to reflect on, and do somethIng about, the anesthesIologIst’s occupatIonal health Report of the Professional Wellbeing Working Party (PWWP) of the World Federation of Societies of Anesthesiologists (WFSA) // Анестезиология и реаниматология. 2011. – № 4. – С.76-78.
46. Панова Н.В. Роль личностного развития педагога в профессиональном благополучии // МНКО. 2011. №2 С.118-121.
47. Перова Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии. 2009. №1. С. 51-57.
48. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – Москва, 2002. – 160 с.
49. Полунина О.В. взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания (на примере представителей сферы обслуживания). Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. Москва. 2009. 24 с.
50. Рат Т., Хартер Д. Пять элементов благополучия. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. 146 с.
51. Реан, А.А. , Коломинский. Я.М. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
52. Реньш М.А., Лесик А.В. Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности [Электронный ресурс] // Психологические ис-следования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 08.10.2017). 0421100116/0033.
53. Родичкина И.И. Условия развития профессиональной идентичности в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Серия: Психолого-педагогические науки. 2008. – N 12(88). – С. 226–229.
54. Россинский Б. В. Некоторые проблемы совершенствования высшего юри-дического образования // Правовая культура и образование. 2012. № 2 (13). С. 199 – 206.
55. Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремаль-ных условиях. – Л., 1965. – С. 267-274.
56. Сафонова И.О. Взаимосвязь профессионально эмоционального выгорания с субъективным благополучием личности медицинских сестер // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. №1 С.76-84.
57. Свистунов А. А., Щепанский И. С., Проблемы современного юридического образования в России и возможные пути их решения // Юридическое образование и наука. – 2014. – №4. – С. 9-11.
58. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: “Манн, Иванов и Фербер”, 2013. 440с.
59. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогиче-ских учебных заведений– М.: Academia, 2011. – 608 с.
60. Смирнов А. А., Постнова А. А. Генезис компонентов личности юриста на вузовском этапе профессионализации // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 3 (21). С. 109 – 114.
61. Собольников В.В. Социальная перцепция как условие формирования коммуникативной компетентности следователей. / Вестник Академии Следственного Комитета Российской Федерации 2016. – №04. – С. 153-158.
62. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала // Вестник БФУ им. И. Канта. 2009. №5 С.21-29.
63. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. М. 2005. 26 с.
64. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Психотерапия. – 2009 – 544с.
65. Филонова О.В., Ионцева М.В. Социальная перцепция, общение, самовос-приятие. В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 197-202.
66. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции. / Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. – № 2 (202). – С. 17-20.
67. Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Опросник «Профессиональная востребован-ность личности» (ПВЛ): методическое руководство. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – 40 с.
68. Хвостикова В.А. Удовлетворённость работой и субъективное благополучие сотрудника как фактор эффективности деятельности организации (на примере зарубежных исследований) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. №2-3. 2012. С. 103 – 124.
69. Цыганий С.А. К вопросу о сущности культуры профессионально-правового общения юриста. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. – № 1-2. – С. 144-148.
70. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия //Вопросы социальной психологии личности. Саратов, 2003. Вып. 4. С. 27-41.
71. Юдина С.Д. Профессиональное образование и психологические аспекты в работе арбитражного суда. / Профессиональное образование в современном мире. – 2014. № 4 (15). – С. 162-170.
72. Bossom, J. Security of Judges as a Factor in Impressions of Warmth in Others / J. Bossom, A.H. Maslow. – Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1957. – №55. – Р. 147–148.
73. Kelly, H.H. The process of causial attribution / H.H. Kelly. // Amer. Psychol. – 1973. – №2 28. – P. 107–129.
74. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 4. Vol. 69. P. 719 -727.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!