Психологическое консультирование лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения психологического консультирования лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности 7
1.1 Личностная тревожность как психологический феномен 7
1.2 Психологические факторы личностной тревожности 14
1.3 Особенности консультирования лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности 23
2 Эмпирическое исследование особенностей личностной тревожности у лиц юношеского возраста 32
2.1 Программа эмпирического исследования 32
2.2 Результаты и анализ исследования 39
3 Программа консультирования лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности 58
3.1 Теоретическое обоснование программы 58
3.2 Основное содержание программы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 113
Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Специалисты отмечают и рост количества людей, которые обращаются за психологической помощью с проблемой повышенной тревожности. Страх и тревога не имеют возрастных границ, но, как правило, пики развития тревожных состояний приходят на подростковый и юношеский возраст. В основе этого лежат физиологические и социальные факторы.
В юношеском возрасте также приходится формирование основных структур личности, Я-концепции, и этот процесс может носить конфликтный и противоречивый характер. Внутри личностные конфликты становятся источником повышенной тревожности, и тревожность в этом возрасте может приобрести свойство устойчивой личностной черты.
На данный возрастной период приходится период окончания средней школы и поступления в профессиональные учебные заведения. Выпускные испытания, школьные результаты, а также ответственность за дальнейшее профессиональное самоопределение являются сильными стрессогенными факторами. Поступление и учеба на первом курсе также являются стрессовыми, как и любая адаптация в новых условиях.
Сама тревога является защитным механизмом на опасность, но когда она в избытке то она дезорганизует личность, приводит ее к дисгармонии. Что же такое тревога эмоциональное состояние, беспокойство, вызванное иногда неопределенным страхом, без какой-либо причины, либо имеющее причину, предмет.
Во время тревоги или страха надпочечники выделяют гормон норадреналин, который с одной стороны помогает человеку сконцентрироваться на решении какой-либо задачи, мобилизовать свои силы, «собраться» и действовать, а с другой стороны он приводит к разбалансировке организма и заторможенности. В другом случае, произвольная тревога и страх препятствуют и приводят к нестабильности личность дезорганизуется и не в состоянии нести ответственность за свои действия.
Объект работы: лица юношеского возраста.
Предмет работы: консультирование лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности.
Цель работы: исследование особенностей личностной тревожности, а также разработка программы консультирования лиц юношеского возраста по данной проблеме.
Задачи работы:
1) проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме личностной тревожности;
2) выявить психологические факторы формирования личностной тревожности;
3) изучить психологические особенности юношеского возраста;
4) уточнить особенности консультирование лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности;
5) разработать программу эмпирического исследования, направленную на выявление уровня и факторов личностной тревожности;
6) разработать программу консультирование лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности.
На основе теоретического анализа проблемы страха и путей его профилактики в юношеском возрасте, сформулированы гипотезы.
Гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между уровнем личностной тревожности у лиц юношеского возраста и показателями само отношения, уровня субъективного контроля, перфекционизма, использованием дезадаптивных копинг-стратегий.
2. Программа консультирования лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности результативна в том случае, если она:
– учитывает возрастные особенности юношей;
– направлена на преодоление использования дезадаптивных копинг-стратегий, формирование положительного само отношения, внутреннего локуса контроля, адекватного уровня притязаний.
Степень научной разработанности: в последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с тем, что возрастает количество юношей, у которых тревожность приобретает устойчивый характер. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется как личностная как более или менее устойчивая черта индивидуума и ситуативная как реакцию личности на угрожающую ситуацию. Особенности роста ситуативной тревожности зависят от специфики ситуации и возрастных особенностей личности. (Гришанов, Цуркан, 1990; Мельник, 2010; Савотина, 2006; Соловьев, 2007; Трошкова, 2012)
Методологическая основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.М.Прихожан, Н. Е Аракелов, В.М. Астапов, Н.Г. Путимцева и др., исследующих возрастные особенности тревожности, тревожность как черту личности.
Практическая значимость исследования в том, что его материалы могут быть использованы специалистами-психологами, работающими с подростками и юношами в процессе профилактики коррекции тревожности.
База исследования: данное исследование проводилось на базе Азербайджанского государственного педагогического колледжа г. Баку.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы применили следующие методы исследования: анализ литературных источников, опрос, тестирование, методы математической статистики.
Методики:
1.Тест на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергерга-Ханина.
2.Методика диагностики субъективного уровня контроля (УСК) Е. Бажина.
3. Методика исследования копинг-стратегий Р. Лазаруса.
4. Методика самоотношения В. Столина
5. «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта – Флетта» П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт.
6. Авторская анкета для выявления особенностей переживания тревоги.
7. Методы статистической обработки эмпирической информации: U-критерий Манна – Уитни.
Структура работы. Данная работа состоит из: введения, 3 глав, 7 рисунков, 8 таблиц, заключения, 60 источников литературы, из них два – интернет журналы, 6 приложений.
1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 128 с.
2. Аракелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности // Г. Г., Аракелов , Н. Е.Лысенко Е. К. Шотт – Психол. журн. – 2015. – Т. 17. – № 1. – С. 97-101.
3. Артюхова Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности / Т. Ю. Артюхова – Новосибирск, 2000. – 197 с.
4. Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии // Вестник Бурятского государственного университета. Э. Д Бабудоржиева– 2012. – № 5. – С. 41-45.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович – М.: Институт практической психологии, 2007. – 352 с.
6. Брегдон А. Игры, в которые играет мозг / Д. Гэймон, А. Брегдон – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.Б. Г. Мещеряков. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
7. Буменской Г.К. Возрастно-психологический подход в консультировании молодых людей и юношей / Под ред. Г. В. Бурменской и др. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.
9. Выбойщик И. В. Акцентуации характера: учебное пособие / И. В. Выбойщик, Л. П. Паршукова – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. – 84 с.
10. Глейтман Г Д. Основы психологии / под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. Г. Глейтман , А.Фридлунд, Д. Райсберг– СПб.: Речь, 2001. – 247 с.
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
12. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг – СПб.: Питер, 2014. – 496 с.
14. Данилова Н. Н. Физиология ВНД / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – М.: МГУ, 1989. – 399 с.
15. Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и образование. Я. Г. Евдокимова– 2015. – №5. – С. 71-81.
16. Забродин Ю. М. Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Ю. М. Забродин. Л. В.Бороздина , И. А. Мусина . Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 5. – С. 87-94.
17. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности. Б. В., Зейгарник, Б. С. Братусь– М.: изд-во МГУ, 1980. – 245 с.
18. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
19. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин – СПб: Питер, 2005. – 412 с.
20. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев – СПб.: «Питер», 2009. – 512 с.
21. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности / О. Кернберг. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 368 с.
22. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства / О. Кернберг. – М.: «Класс», 2000. – 460 с.
23. Клепач Ю. В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников / Ю. В. Клепач – Воронеж, 2015. – 230 с.
24. Ковалева Е. Б. Тревожность как фактор возникновения психологической защиты [Электронный ресурс] / Е. Б. Ковалева. – М., 2013. – 10 с. –
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!