Психолого-педагогические условия формирования мотивации использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве школы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИКТ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Мотивация учебной деятельности школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Информационные технологии в образовательном процессе школы как средство развития мотивации учебной деятельности обучающихся 17
1.3 Модель формирования активизации учебной деятельности обучающихся средствами современных информационных технологий 26
Выводы по Главе 1. 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ 41
2.1. Организация опытно – экспериментальной работы и анализ состояния проблемы формирования мотивации использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве школы 41
2.2. Реализация модели формирования активизации учебной деятельности обучающихся средствами современных информационных технологий 49
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию мотивации у учащихся средствами информационных технологий 56
Выводы по Главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
Список использованной литературы 68
Приложение 72
Актуальность исследования. В настоящее время отмечаются глобальные процессы информатизации в системе образования. Данное явление обусловило интенсивное развитие учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: доступность образования, разнообразие форм представления учебного материала, использование новых форм и методов образования и многие другие. Программное обеспечение для образования также способствует решению одной из важных психологических проблем, а именно, проблемы формирования мотивации учебной деятельности посредством использования ИКТ.
Использование ИКТ в образовательном процессе дает ряд преимуществ как для учителей старших и младших классов, так и для обучающихся. Учитель сокращает временные затраты на изложение учебного материала и, таким образом, приобретает дополнительное время на повышение степени творчества в своей деятельности. Различные средства ИКТ позволяют значительно облегчить процесс осуществления контроля полученных школьником знаний и умений и повысить наглядность представления учебного материала за счет использования технологии мультимедиа, компьютерной графики, компьютерного моделирования. ИКТ также позволяют воспроизводить учебный материал необходимое количество раз в нужной последовательности.
Проблему использования ИКТ в образовательном процессе школы исследовали такие авторы, как Н.В. Апатова, Е.И. Африна, A.M. Коротков, С.И. Матюхин, Ю.Г. Молоков, С.В. Монахов, С.П. Новиков.
Вопросы развития активности обучающихся в процессе использования информационных технологий рассматриваются так же в исследованиях специалистов Х.И. Асхабова, Э.Д. Алисултановой, Н.А. Моисеенко, Б.С. Сайдулаевой, Р.С. Хатаевой, и др. Ими проведен анализ возрастных особенностей пользователей ИКТ: использование ИКТ в качестве средства активизации познавательной деятельности обучающихся, усовершенствование процесса контроля знаний и т. д.
Эффективность использования программных средств ИКТ в образовательном процессе анализировали также Ю.П. Дубенский, С.Г. Кальней, В.А. Стародубцев, В.П. Беспалько, Ю. Волков, Е.С. Трофимова, И.В. Богданов и др. Следует отметить, что в вышеперечисленных исследованиях под эффективностью понимается повышение уровня усвоения учебного материала, но при этом проблема развития мотивации учебной деятельности средствами ИКТ рассматривается косвенно и недостаточно раскрыта.
Исходя из вышеизложенного, цель исследования состоит в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию мотивации учебной деятельности школьников средствами ИКТ.
Объект исследования – образовательный процесс средней школы.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности обучающихся старших классов школы средствами ИКТ.
Гипотеза исследования: использование ИКТ в образовательном процессе школы будет способствовать повышению эффективности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся, если:
1. Раскрыто понятие мотивация учебной деятельности обучающихся как психолого-педагогическая проблема
2. Выявлены особенности использования современных информационных технологий в учебном процессе для активации мыслительной деятельности обучающихся.
3.Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие формированию мотивации у обучающихся к учебной деятельности.
4. Апробирована модель формирования мотивации использования ИКТ средствами информационных технологий в процессе изучения математики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационно-коммуникативная составляющая в образовательном процессе школы определяется нами как комплекс знаний основ, теории коммуникации, информационных технологий, умений коммуникативного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает наличие коммуникативной мотивации, рефлексии, способность использовать различные источники информации и информационные технологии, применять технические средства для решения широкого спектра учебных коммуникативных задач;
2. Модель формирования информационно-коммуникативной компетенции школьников в образовательном процессе школы включает цель, основные подходы (компетентностный, личностно ориентированный, контекстный, информационно-технологический, проблемно-модульный, системный), принципы (межпредметная интеграция, гуманизация, профессиональная направленность, автономность, проблемность), структурные компоненты (когнитивный, мотивационный, оценочно-рефлексивный, деятельностный).
4. Педагогические условия, способствующими формированию информационно-коммуникативной компетенции школьников в образовательном процессе школы, выступают:
– организация самостоятельной коммуникативной деятельности школьников, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями, навыками;
– адекватность, гибкость, интегративность использования содержания, методов, форм, средств формирования информационно-коммуникативной компетенции;
– высокий уровень информационно-коммуникативной компетенции учителя.
При решении поставленных задач предполагается использовать следующие методы научного исследования: теоретический анализ источников; изучение педагогического опыта учителей; теоретический анализ наиболее известных программных продуктов различной предметной направленности; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос), эксперимент.
Методологической основой исследования являются: идеи антропоцентрического подхода (К.Д. Ушинский, В.И. Слободчиков, Б.М. Бим-Бад, JI.A. Байкова ), согласно которому человек является самоценностью и субъектом жизни и деятельности, педагогическое взаимодействие строится на принципе субъект-субъектных взаимоотношений, диалога и сотрудничества; развитие и саморазвитие осуществляется по свободно выбираемой индивидуальной траектории; теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Базой исследования является МБОУ «СОШ №1». Выборку составили 30 учеников экспериментальной группы и 30 учеников контрольной группы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий применения программных средств ИКТ, а именно, применения средств информационно-коммуникационных технологий на разных этапах уроков; самостоятельное использование обучающимися информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности, которые способствуют формированию мотивации учебной деятельности обучающихся старших классов в образовательном процессе школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании совокупности психолого-педагогических условий использования образовательных программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности, выявлении совокупности показателей ее развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей по использованию программных средств ИКТ в образовательном процессе с целью развития мотивации учебной деятельности школьников.
Выявленные психолого-педагогические условия использования программных средств ИКТ в образовательном процессе, могут быть применены при разработке программных средств ИКТ по учебным дисциплинам в вузах, колледжах и школах, на курсах повышения квалификации учителей специальных учебных заведений, а также при подготовке специалистов-разработчиков программных средств ИКТ для образования, при разработке курсов по выбору.
Список использованной литературы
1.Барский А.Б. Параллельные информационные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Барский А.Б.— Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017.— 503 c.
2.Батюта М.Б. Возрастная психология. Практикум для студентов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 178 c
3.Брайан Трейси Мотивация [Электронный ресурс]/ Брайан Трейси— Электрон. текстовые данные.— Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014.— 126 c.
4.Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечорко Г.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2014.— 272 c.
5.Волкова Е.В. Психология специальных способностей. Дифференционно-интеграционный подход [Электронный ресурс]/ Волкова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.
6.Гангнус Н.А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гангнус Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 136 c
7.Гроголева О.Ю. Психология мотивации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гроголева О.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015.— 126 c.
8.Гурина И.А. Информационные технологии в электроснабжении [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии в электроснабжении» для студентов специальности 140211 «Электроснабжение»/ Гурина И.А.— Электрон. текстовые данные.— Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014.— 34 c.
9.Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология. Тесты [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гурова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Аспект Пресс, 2005.— 174 c
10.Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 320 c.
11.Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Москва: Академический Проект, 2009.— 544 c.
12.Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Евразийский открытый институт, 2011.— 302 c
13.Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Т.И., Гаврилова С.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Евразийский открытый институт, 2010.— 264 c
14.Избранные вопросы методики преподавания математики [Электронный ресурс]: сборник научно-методических статей/ В. Азаров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский городской педагогический университет, 2013.— 76 c.
15.Калицкий Э.М. Разработка средств контроля учебной деятельности [Электронный ресурс]: методические рекомендации/ Калицкий Э.М., Ильин М.В., Сикорская Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016.— 52 c.
16.Кучугурова Н.Д. Интенсивный курс общей методики преподавания математики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кучугурова Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2014.— 152 c.
17.Комиссаров В.В. Практикум по математическим методам в психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Комиссаров В.В.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012.— 87 c
18.Лизунова Л.Р. Основы учебной деятельности [Электронный ресурс]: курс лекций с практикумом/ Лизунова Л.Р.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 86 c.
19.Левченков А.И. Тестирование по политологии. Методика и тесты [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Левченков А.И., Пусько В.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2011.— 96 c
20.Луковцева А.К. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: курс лекций/ Луковцева А.К.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Мир и Образование, Книжный дом «Университет», 2008.— 192 c.
21.Махова Н.Б. Неопределенные и определенные интегралы [Электронный ресурс]: курс лекций/ Махова Н.Б., Мацур Ф.К.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2015.— 67 c.
22.Методика изучения математики в основной школе [Электронный ресурс]: курс лекций для организации самостоятельной работы студентов по вопросам частных методик/ ГЛ. Васильева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011.— 96 c.
23.Павельева Е.Б. Неопределенные интегралы [Электронный ресурс]: методические указания к решению задач по курсу «Интегралы и дифференциальные уравнения»/ Павельева Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2014.— 92 c.
24.Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.
25.Санина Е.И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий [Электронный ресурс]: монография/ Санина Е.И., Помелова М.С., Ням Нгок Тан— Электрон. текстовые данные.— Москва: Российский университет дружбы народов, 2012.— 168 c.
26.Сборник задач по математике для проведения рубежного контроля в 8-11-х классах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.В. Афанасьева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2013.— 68 c
27.Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 479 c
28.Скорнякова А.Ю. Методика применения математических методов в психологии и педагогике [Электронный ресурс]: практикум/ Скорнякова А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016.— 49 c.
29.Холодная М.А. Психология понятийного мышления. От концептуальных структур к понятийным способностям [Электронный ресурс]/ Холодная М.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2012.— 288 c.
30.Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ В.А. Алексеева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2015.— 112 c
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!