Психолого-педагогический аспект работы тьютора в начальной инклюзивной школе
Оглавление
Введение .
Глава 1. Теоретические основы работы тьютора в инклюзивной начальной школе…………………………………………………………………………….
1.1. Психолого-педагогические основы работы тьютора…………..
1.2. Тьюторские практики в инклюзивной начальной школе………
1.3. Теоретические основы определения инвариантных и вариативных характеристик деятельности тьютора в инклюзивной начальной школе………………………………….
Глава 2. Инвариантные и вариативные характеристики работы тьютора в опыте инклюзивных начальных школ…………………………………………
2.1. Анализ зарубежного опыта работы тьютора в начальной
инклюзивной школе……………………………………………………
2.2. Анализ отечественного опыта работы тьютора в инклюзивной
начальной школе……………………………………………………….
2.3. Описание региональных практик работы тьюторов в инклюзивной
начальной школе……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Введение
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в российской системе образования, представляют собой глобальный процесс, который происходит во всём мире благодаря интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения. Первый документ, с которого начались первые преобразования в нашем мире: «Всеобщая Декларация прав человека» (ООН, 1948 г.), но если быть точнее, то первый этап преобразования начался ещё в России в 996–1715 годах [33].
Сегодня детям с ОВЗ не обязательно обучаться в специализированных образовательных учреждениях, напротив, обучение в обычной школе поможет лучше адаптироваться к жизни и получить более качественное образование, а остальным детям развить в себе толерантность и ответственность.
Соответственно, для успешной социализации детей с ОВЗ, обеспечения полноценного участия в жизни общества, их самореализации в жизни, получение образования необходимо и очень важно. Следовательно, получение полноценного образования помогает детям с ОВЗ входить в разные социальные роли, вести полноценную жизнь, самостоятельно определять свой жизненный путь, что способствует их социальной адаптации и интеграции в общество.
Для реализации обеспечения образования детей с ОВЗ наравне со всеми и их успешной социализации было введено «инклюзивное образование». Данный термин в переводе с английского означает «включение». Таким образом, инклюзивное образование подразумевает собой образовательную систему, где дети с ОВЗ обучаются наравне со здоровыми детьми. Инклюзивное образование в большей мере предусматривает перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей [10].
На сегодняшний день тьюторство приобретает все большую актуальность в образовательной среде, являясь новаторской формой педагогической деятельности, являясь наиболее ориентированным на ученика, педагогическим ресурсом. Образовательные учреждения, в частности начальные инклюзивные школы, нуждаются в высококвалифицированных тьюторах, способных оказывать эффективную образовательную деятельность, сопровождая детей с ограниченными возможностями здоровья для выполнения ряда поставленных перед инклюзивной образовательной средой, вопросов образовательно-воспитательной деятельности.
Комплексное рассмотрение психолого-педагогического аспекта работы тьютора в начальной инклюзивной школе является одной из новаторских вещей во всеобъемлющей образовательной исследовательской парадигме. Данная проблематика в науке имеет небольшой ряд работ и тезисов, которые могут составить основу для теоретического материала, помогающего тьютору повышать собственный профессиональный потенциал.
В связи с чем, с практической точки зрения, данная тема актуальна, так как знание особенностей психолого-педагогического аспекта работы тьютора в начальной инклюзивной школе позволит педагогам эффективно выполнять образовательные задачи и цели, повышать свой профессиональный потенциал, делая образовательный процесс более успешным и комфортным для обучающихся.
Степень изученности. Анализ ряда работ показал, что проблема исследования психолого-педагогических аспектов работы тьютора в начальной инклюзивной школе включена в работы многих отечественных и зарубежных исследователей, которые затрагивают такие стороны проблемы как: формирование основных психолого-педагогических аспектов работы тьютора, в исследованиях Е.В. Бондаревской, Г.Н. Григорьева, Л.И. Гурье, изучение сущности тьюторской деятельности и функций педагога, осуществляющего тьюторское сопровождения обучающихся с ОВЗ в работах: Н.В. Борисовой, В.В. Давыдова, С.В. Дудчика; Г.П. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина. Данные работы легли в основу исследования психолого-педагогического аспекта работы тьютора в начальной инклюзивной школе.
Все вышесказанное позволяет сформулировать противоречия:
– между существующими возросшими требованиями к профессиональной подготовке тьютора и выполнения им ряда образовательных задач и целей и недостаточной степенью изученности психолого-педагогического аспекта работы тьютора в учреждении инклюзивного образования;
– между существующей в образовательной среде задачей включения детей с особыми возможностями здоровья в образовательную среду и недостаточно разработанной степенью квалификационной подготовки тьюторов, в основе которой лежит ряд психолого-педагогических аспектов деятельности, исследование которых, делает работу тьютора эффективной.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности психолого-педагогического аспекта работы тьютора в начальной инклюзивной школе.
Объект исследования – работа тьютора в начальной инклюзивной школе.
Предмет исследования – особенности психолого-педагогического аспекта работы тьютора в начальной инклюзивной школе.
Цель исследования – изучить особенности психолого-педагогического аспекта работы тьютора в начальной инклюзивной школе.
Задачи исследования:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Володина, И. Инклюзия и интеграция в образовании / И. Володина. – Москва : Просвещение, 2009. – 138 с.
2. Волошина, Е. А. Контекст и условия введения тьюторства в современной школе / Е. А. Волошина // Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании». – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – С. 15–26.
3. Волошина, Е. А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов / Е. А. Волошина // Перемены. – 2009. – № 3. – С. 61–75.
4. Дудчик, С. В. Портфолио как инструмент в управлении качеством подготовки специалистов в области образования / С. В. Дудчик. – Москва : АСТИ, 2003. – 124 с.
5. Дудчик, С. В. Проводник в будущее. Заочные курсы повышения квалификации / С. В. Дудчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 346 с.
6. Дудчик, С. В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С. 82–88.
7. Дудчик, С. В. Тьюторство в начальной школе / С. В. Дудчик // Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании». – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – С. 42–53.
8. Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения / С. В. Дудчик. – Москва : Просвещение, 2008. – 127 с.
9. Железцова, Г. А. Сопровождение: теория и практика / Г. А. Железцова // Практика развития образования: научно-методические материалы. – Красноярск : б/и, 2001. – С. 23-25.
10. Иванковский, Д. С. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) / Д. С. Иванковский. – Москва : Просвещение, 2011. – 87 с.
11. Карпенкова, И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития / И. В. Карпенкова. – Москва : ЦППРиК «Тверской», 2010. – 198 с.
12. Ковалева, Т. М. К обсуждению принципиальной модели тьюторского сопровождения / Т. М. Ковалева // Научнометодический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2008. – № 5. – С. 19–24.
13. Ковалева, Т. М. Основные тенденции развития тьюторства в России / Т. М. Ковалева // Педагогика инклюзивного. – Пермь : ПГГПУ, 2012. – С. 3–7.
14. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева. – Москва : «СФК-офис», 2012. – 303 с.
15. Ковалева, Т. М. Реализация принципа индивидуализации как новое качество образования / Т. М. Ковалева. – URL : http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14159.html (Дата обращения: 26.05.2020).
16. Ковалева, Т. М. Основные схемы тьюторского сопровождения / Т. М. Ковалева // Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании». – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – С. 27–41.
17. Кузьмина, Е. В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология / Е. В. Кузьмина. – Москва : МГППУ, 2013. – 461 с.
18. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.
19. Мухина, С. Б. Роль ИКТ в дистанционном обучении, тьюторстве (перспективы использования в дошкольном образовании) / С. Б. Мухина. – Москва : Просвещение, 2000. – 284 с.
20. Николаева, А. В. Состояние проблемы тьюторства на современном этапе развития образования / А. В. Николаева // Науки и бизнес: пути развития. – 2014. – № 3. – С. 28–31.
21. Пилипчевская, Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы / Н. В. Пилипчевская. – Красноярск : АСТ, 2009. – 136 с.
22. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – Москва : Высшая школа, 1984. – 174 с
23. Пьянин, В. С. Создание тьютором образовательного маршрута учащихся / В. С. Пьянин // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – №1. – С. 220–222.
24. Сидоренко, И. В. Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования / И. В. Сидоренко // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 217–221.
25. Сурнина, Т. Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя / Т. Ю. Сурнина. – URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id= 11729656 (Дата обращения: 26.05.2020)
26. Степанов, С. А. Тьюторство как навигация личностного роста / С. А. Степанов // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции. – Пермь : ПГГПУ, 2012. – С. 11–13.
27. Суханова, Е. А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа / Е. А. Суханова. – URL: http://www.thetutor.ru/library/dop_prod_obr/32 (Дата обращения: 26.05.2020).
28. Теров, А. А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении / А. А. Теров // Перемены. – 2009. – № 3. – С. 37–47.
29. Теров, А. А. Тьюторство в основной школе / А. А. Теров // Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании». – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – С. 4–15.
30. Хидинова, Н. Т. Тьюторство в образовательном процессе / Н. Т. Хидинова. – Москва : Педагогика, 1998. – 248 с.
31. Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования: учебно-методический комплекс / В. В. Хитрюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 372 с.
32. Шалимова, Н. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы / Н. А. Шалимова. – Кострома : Педагогика, 2012. – 294 с.
33. Щедровицкий, П. Г. Сопровождение к неизвестному – высший пилотаж / П. Г. Щедровицкий // Тьюторское сопровождение. – 2011. – №1(1). – С. 7–10.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!