Психолого-педагогическое сопровождение развития самосознания интеллектуально одаренных подростков
Введение 3
Глава 1 Самосознание интеллектуально одаренных подростков как объект исследования 8
1.1 Теоретические подходы к изучению вопроса развития самосознания личности в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Структура и функции самосознания 18
1.3 Особенности самосознания интеллектуально одаренных подростков 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Развитие самосознания интеллектуально одаренных подростков средствами психолого-педагогического сопровождения 33
2.1 Условия успешного становления самосознания интеллектуально одаренных подростков 33
2.2 Формы и средства организации психолого-педагогического сопровождения развития самосознания интеллектуально одаренных подростков 39
Выводы по второй главе 47
Глава 3 Экспериментальное исследование развития самосознания интеллектуально одаренных подростков в условиях психолого-педагогического сопровождения 48
3.1 Организация и методы исследования 48
3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 63
Выводы по третьей главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 84
Приложения 91
Анализ научных источников свидетельствует о существовании противоречий, которые заключаются, в том, что в психологии и педагогике разработаны теоретико-методологические основы, которые могут быть положены в основу создания эффективной системы психолого-педагогического сопровождения развития и становления адекватного самосознания у интеллектуально одаренных подростков. В то же время недостаточно исследованными остаются особенности личностного становления одаренных учащихся, вопросы соотношения интеллектуального и социального развития. Особого внимания требует обоснование условий и разработка мероприятий психолого-педагогического сопровождения интеллектуальных подростков, которая бы основывалась на принципах средового подхода и учитывала особенности социально-воспитательного пространства общеобразовательной школы.
1. Арендачук, И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности / И. В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 110-119.
2. Атаманенко, Е. С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е. С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – Т. 13. – № 2. – С. 12-17.
3. Базылевич, Т. Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т. Ф. Базылевич. – Москва : Инфра-М, 2018. – 251 c.
4. Белоусова, С. С. Взаимосвязь самореализации и духовно-нравственного самосознания личности / С. С. Белоусова // В сборнике : Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы. материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 697-702.
5. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – Москва : Эксмо, 2013. – 368 с.
6. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
7. Булгаков, В. М. Направления изучения образа я в структуре самосознания личности / В. М. Булгаков // В сборнике : Проблемы личности в современном мире. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Кафедра социальной психологии и акмеологии института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. – 2017. – С. 159-162.
8. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
9. Васягина, Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности / Н. Н. Васягина // Дискуссия. – 2019. – № 4 (34). – С. 96-104.
10. Вахромов, Е. Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии / Е. Е. Вахрамов // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 35.
11. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
12. Гаджимурадова, З. М. Самосознание личности : теории, аспекты и методы исследования : Монография. ДГПУ / З. М. Гаджимурадова, Ж. Т. Курбанова. – Москва : Парнас, 2018. – 236 с.
13. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
14. Даниленко, Т. В. Проблема самосознания личности (аксиологический аспект) / Т. В. Даниленко // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2016. – № 23. – С. 130-137.
15. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c.
16. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
17. Зарубина, О. В. Особенности формирования самосознания у подростков / О. В. Зарубина // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
18. Ибрагимова, Л. А. Проблема исследования самосознания личности в современной психологии / Л. А. Ибрагимова // В сборнике : Современные проблемы психолого-педагогического образования. Материалы 4-ой Региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане) : в 5-ти частях. Ответственные редакторы У.К. Аминов, Д.К. Аминова, М.М. Асильдерова. –2017. – С. 135-141.
19. Инина, Н. В Детство в формировании самосознания зрелой личности / Н. В. Инина // В сборнике : Горизонты зрелости. Сборник научных статей. Редакторы: Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. – 2015. – С. 231-2140.
20. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с.
21. Каташев, В. Г. Самосознание и саморазвитие личности в старшем школьном возрасте / В. Г. Каташев // В сборнике : Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 135-139.
22. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2020. – 506 с.
23. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 225 с.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Алетей, 2015. – 560 с.
25. Кривых, С. В. Становление социального самосознания личности одаренных подростков / С. В. Кривых // В сборнике : Международное образование и профессиональная самореализация. Сборник научных статей международной конференции. Отв. ред. Е. В. Федосенко, Л. Ф. Уварова. – 2015. – С. 243-250.
26. Кригер, Г. Н. Структура самосознания личности в условиях современного мира / Г. Н. Кригер // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 1 (68). – С. 91-93.
27. Кучугова, М. Г. Психологический анализ самосознания личности одаренного подростка / М. Г. Кучугова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 53. – С. 16-18.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
29. Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития : теоретический аспект / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 67–80.
30. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – Москва: АСТ, 2014. – 369 с.
31. Мартынова, А. И. Структурно-содержательные характеристики самосознания личности / А. И. Мартынова // В сборнике : Наука и образование. IV Всероссийский фестиваль науки. Сер. «Психология. Реклама. Связи с общественность». – 2014. – С. 35-38.
32. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : Монография / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 8-47.
33. Миннахметов, Р. Р. Теоретический анализ концептуальных подходов к исследованию самосознания личности / Р. Р. Миннахметов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 369-372.
34. Молчанова, Е. В. Чувство собственного достоинства как сторона морального самосознания личности / Е. В. Молчанова // В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия : Т. Н. Рябченко, Е. И. Бурьянова. – 2017. – С. 287-289.
35. Мохова, Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю. А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1 (105). – С. 157-160.
36. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 412 с.
37. Новикова, А. А. Самосознание личности в среде современной молодежи / А. А. Новикова // В книге : Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история. Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 70-73.
38. Оруджева, С. В. Процесс самосознания личности и его сущность / С. В. Оруджева // Международный научный журнал. – 2019. – № 5. – С. 136-139.
39. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
40. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика : Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2018. – 496 c.
41. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2011. – 623 с.
42. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности : Монография / О. А. Пикулева. – Москва : Инфра-М, 2015. – 32 c.
43. Платонов, К. К. Психология личности / К. К. Платонов. – Москва : АСТ, 2016. – 456 с.
44. Раева, М. С. Результаты специальной работы по развитию самосознания личности одаренных подростков / М. С. Раева // В сборнике : Интеграционные процессы в праве, экономике, культуре и образовании в рамках евразийского пространства таможенного союза. материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 93-99.
45. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 502 с.
46. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 856 с.
47. Романова, Э. А. Изучение вопросов сознания и самосознания личности в отечественной психологии / Э. А. Романова // В сборнике : Русский язык в современных социокультурных условиях : состояние и перспективы. материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 241-253.
48. Рысева, А. А. Характер самоотношения в структуре самосознания личности интеллектуально одаренного подростка / А. А. Рысева // Современные гуманитарные исследования. – 2007. – № 4 (17). – С. 243-246.
49. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
50. Саидова, З. Х. Самосознание как условие субъектного становления личности / З. Х. Саидова // Форум молодых ученых. – 2016. – № 3 (3). – С. 232-235.
51. Саидова, З. Х. Исследование проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии / / З. Х. Саидова // В сборнике : Наука и молодежь. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов. – 2016. – С. 29-33.
52. Сараева, Е. В. Самопрогнозирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
53. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 456 с.
54. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с.
55. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
56. Столяренко, Л. Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону : Феникс, 2017. – 396 c.
57. Тагирова, Р. А. Теоретические подходы к исследованию самосознания личности одаренных подростков / Р. А. Тагирова // В сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. сборник статей Международной научно-практической конференции. –2017. – С. 102-104.
58. Утлик, Э. П. Психология личности : Учебник / Э. П. Утлик. – Москва : Academia, 2018. – 448 c.
59. Храмова, К. В. Социокультурная обусловленность самосознания личности / К. В. Храмова // European Social Science Journal. – 2012. – № 8 (24). –С. 247-253.
60. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
61. Фадеева, О. Д. Самосознание как личностное свойство подростка / О. Д. Фадеева // Народное образование. – 2010. – №4. – С. 56-63.
62. Файзрахманов, И. И. Формирование я-концепции как условие развития самосознания личности / И. И. Файзрахманов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 316-320.
63. Черносвитов, Е. В. Самосознание в структуре сознания / Е. В. Черносвитов // Философские науки. – 2014. – №4. – С. 150-155.
64. Эльконин, Д. Б. Психология развития : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 458 с.
65. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. – Москва : Академия, 2014. – 284 с.
66. Trafimow D., Brown J., Grace K., Thompson L.A., P. Sheeran. The relative influence of attitudes and subjective norms from childhood to adolescence: Between-participant and within-participant analyses // American Journal of Psychology. – 2002. – Vol. 115. – № 3. – P. 398.
67. Veronneau M.-H., Koestner R.F., Abela J.R.Z. Intrinsic Need Satisfaction and Well-Being in Children and Adolescents: An Application of The Self-Determination Theory // Journal of Social and Clinical Psychology. – 2005. – Vol. 24. – № 2. – P. 280–281.
68. Waldinger R., Fitzgerald D. Transnationalism in Question // American Journal of Sociology. – 2004. – Vol. 109. – № 5. – P. 1177– 1179.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!