Разработка и обоснование условий комбинированного страхования рисков международных транспортных операторов в россии
Введение 3
Глава 1. Особенности страхования международных грузоперевозок в России и зарубежных странах 8
1.1. Становление и современное состояние рынка страхования международных грузоперевозок 8
1.2. Принципы расчета тарифных ставок в страховании грузоперевозок и условия страхования транспортировки грузов 21
Глава 2. Расчет параметров рисков в договоре комбинированного страхования международных транспортных операторов 37
2.1. Учет факторов, влияющих на параметры страхования транспортировки грузов 37
2.2. Анализ условий страхования грузов для разработки клиентских скидок и надбавок 52
Глава 3. Практические вопросы комбинированного страхования международных грузоперевозок 62
3.1. Обеспечение обязательств участников страхования международных перевозок товаров 62
3.2. Опыт комбинированного страхования международных грузоперевозок компанией TT Club 75
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения 97
Актуальность темы настоящей магистерской диссертации обусловлена следующими аспектами.
Транспорт является в России одной из приоритетных отраслей, в развитии которой заинтересованы не только российские участники внешнеэкономической деятельности, но и иностранные партнеры, так как кратчайшие пути движения товаров проходят по территории РФ. В международный транспортный поток, определенная часть которого может и должна находиться в России, на сегодняшний день вовлечены страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Азии и Европы.
С позиции системного подхода как основополагающего принципа логистики международная транспортная деятельность представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: производителей, перевозчиков, экспедиторов, представителей таможенных органов и конечных потребителей товаров и услуг. Таким образом, как в отношении всей транспортной системы страны, так и в рамках международного транспортного партнерства и сотрудничества, в будущем позиции логистики будут существенно укрепляться.
Процесс транспортировки грузов сопровождается множеством опасных событий, способных ухудшить финансовое положение грузовладельцев, принести вред участникам транспортного процесса, причинить ущерб перевозимым материальным ценностям, окружающей среде и привести к необходимости компенсационных выплат. Страхование грузоперевозок, обеспечивая защиту имущественных интересов перевозчиков, грузовладельцев и других участников торгового оборота, стимулирует развитие производственных, торговых и транспортных предприятий, способствует укреплению позиций стран на мировых рынках и развитию их внешней торговли. Более того, развитие страховых отношений способствует решению социальных задач, повышает эффективность коммерческой эксплуатации транспорта, а поступления от продажи страховых услуг по внешнеторговым контрактам являются дополнительным источником доходов бюджетов. Поэтому страхование грузоперевозок, обеспечивая защиту интересов на уровне индивидуумов, предприятий, отрасли и государства, правомерно рассматривать в качестве эффективного метода обеспечения безопасности грузоперевозок, экономической безопасности, а также инструмента снижения рисков негативных последствий катастроф и аварий. Мировые торговые державы широко поддерживают и стимулируют развитие страхования международных грузоперевозок.
В то время как во всем мире экспедиторы продолжают из года в год благополучно страховать свою ответственность, справедливо считая это одним из важных условий успешного ведения бизнеса на рынке, в России пользуется популярностью ноу-хау, продиктованное несовершенством нашего законодательства: страховщики призывают экспедиторов страховать абсолютно все грузы своих заказчиков, зачастую без их ведома и соответствующего распоряжения.
Комбинированное страхование ответственности и грузов позволит экспедитору не только полностью защитить свои интересы, но и существенно снизить свои затраты на страхование за счет привлечения новых заказчиков, готовых страховать грузы у его партнера-страховщика. Очевидно, что немалую роль в успешной реализации данной модели должен играть страховщик, опыт и репутация которого позволяют говорить о его профессиональном подходе к оценке обсуждаемых рисков и работе с ними.
Целью настоящей магистерской диссертации является разработка и обоснование экономических параметров договоров комбинированного страхования рисков международных транспортных операторов в России по основным направлениям товаропотоков.
Исходя из цели, определим задачи работы:
выявление особенностей становления и современного состояния рынка страхования международных грузоперевозок;
изучение принципов расчета тарифных ставок в страховании грузоперевозок и условий страхования транспортировки грузов;
выработка подходов к расчету параметров рисков в договоре комбинированного страхования международных транспортных операторов;
проведение анализа условий страхования грузов для разработки клиентских скидок и надбавок;
разработка авторских рекомендаций по практическим вопросам комбинированного страхования международных грузоперевозок.
Объектом исследования являются экономические отношения по формированию страховой защиты имущественных интересов международных транспортных операторов.
Предмет исследования – система страхования рисков международных транспортных операторов.
Научная новизна исследования заключается в развитии теории, методического обеспечения и разработке практических рекомендаций в области страхования рисков международных транспортных операторов, направленных на эффективное функционирование рынка грузоперевозок в России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Комбинированное страхование ответственности и грузов позволяет экспедитору не только полностью защитить свои интересы, но и существенно снизить свои затраты на страхование за счет привлечения новых заказчиков, готовых страховать грузы у его партнера-страховщика. Очевидно, что немалую роль в успешной реализации данной модели должен играть страховщик, опыт и репутация которого позволяют говорить о его профессиональном подходе к оценке обсуждаемых рисков и работе с ними. Базисным видом страхования для комбинированного страхования является страхование ответственности транспортного оператора. Страховщиком по данному риску выступает английский клуб взаимного страхования «TT Club».
2. Страхование ответственности не подменяет собой страхование грузов. Особенно это касается дорогих грузов. Ответственность экспедиторов обычно ниже стоимости утраченных или поврежденных грузов, т.к. все претензии, как правило, урегулируются путем переговоров между экспедитором и предъявителем претензии, причем последнему нужно доказать не только размер своего убытка, но и вину экспедитора.
3. Сумма скидки к страховому тарифу будет зависеть от объема страхования грузов и ответственности: чем больше объем страхования, тем выше скидка, но до тех пор, пока размер скидки не вырастет до 60%. Надбавки к страховому тарифу могут быть установлены, например, за высокие показатели убыточности в календарном году, за увеличение агрегатного лимита и т.д. Максимальный размер надбавки может быть при максимальной убыточности и относительно небольшом количестве пересекающегося бизнеса.
4. Очень важным обстоятельством для грузовладельца, страхователя и в особенности для того, кто впервые покупает страховой полис, является перестраховочная политика выбранной им страховой компании, то есть как страховая компания делит принятый риск, финансовую ответственность перед своим клиентом со своими партнерами. Перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любой страховой компании.
Теоретической и информационной базой исследования явились международные и российские законодательные акты, монографии, учебники и учебные пособия в области логистики и страхования (Асеев С.В. Транспортное право. Общая часть; Зеркалов Д.В., Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов; Миротин Л.Б. Транспортная логистика; Пустоветова И.К. Международные перевозки; Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов и др.), публикации в периодических изданиях.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы логические и графические методы, классификация, группировка, методы сравнения и аналогии, индукции и дедукции, а также принципы диалектической логики.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 №4015-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изменениями и дополнениями).
4. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 №81-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Монографии и учебники:
5. Адонин А.С. Взаимное страхование морских рисков и пути его развития в России. Дисс. … к.э.н. – М., 2008.
56. World Insurance in 2012 — Swiss Re Annual Report, 2013.
Интернет-ресурсы:
57. Материалы сайта http://www.map.asmap.ru
58. Материалы сайта http://www.rzd-partner.ru
59. Материалы сайта http://www.ttclub.com
60. Материалы сайта
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!