Разработка механизма коммерциализации инновационного продукта в нефтегазовой отрасли

Чернова, Кристина Сергеевна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объектом исследования в диссертационной работе является инновационный продукт – телеуправляемый подводный робот “Odyssey”.
Основная цель диссертации — разработка механизма коммерциализации инновационного продукта в нефтегазовой отрасли.
В процессе исследования проводился анализ зарубежного и отечественного опыта коммерциализации инноваций, а также опыта коммерциализации инноваций в нефтегазовой отрасли, рассматривается модель “четырхзвенной спирали” и ее применение в процессе коммерциализации инноваций, рассчитывается эффективность различных способов коммерциализации инноваций.

Реферат ……………………………………………………………………………………………… 5
Введение …………………………………………………………………………………………….. 8
1 Теоретико-методологические основы коммерциализации инноваций …….. 11
1.1 Понятие инновационного продукта …………………………………………………… 11
1.2 Принципы и способы коммерциализации инновационного продукта .. 18
1.3 Проблемы внедрения инновационных технологий в нефтегазовой
отрасли в современных экономических условиях ……………………………………. 26
2 Разработка механизма коммерциализации инновационного продукта в
нефтегазовой отрасли ……………………………………………………………………………. 36
2.1 Роль маркетинга в коммерциализации инноваций ………………………………. 36
2.2Анализ существующих механизмов коммерциализации инновационного
продукта в нефтегазовой отрасли……………………………………………………………. 44
2.3 Разработка механизма коммерциализации инновационного продукта в
нефтегазовой отрасли ……………………………………………………………………………. 57
3 Практическая реализация механизма коммерциализации инновационного
продукта в нефтегазовой отрасли……………………………………………………………. 70
3.1 Описание инновационного продукта …………………………………………………. 70
3.2 Расчет эффективности коммерциализации инновационного продукта в
зависимости от разных её способов ………………………………………………………… 74
3.3 Апробация маркетингового подхода к коммерциализации
инновационного продукта на примере робота «Odyssey» …………………………. 82
3.3.1 Мировой рынок подводных роботов ……………………………………………….. 83
3.3.2 Обзор рынка в России ……………………………………………………………………. 85
3.3.3 Анализ конкурентоспособности инновационного продукта ……………… 88
3.3.4 Сегментирование рынка, определение потенциальных потребителей .. 97
3.3.5 Комплекс маркетинга …………………………………………………………………….. 99
4 Социальная ответственность ……………………………………………………………… 108
4.1 Сущность корпоративной социальной ответственности ……………………. 108
4.2 Определение стейкхолдеров программы КСО ………………………………….. 109
4.3 Анализ эффективности программ КСО ……………………………………………. 113
Заключение …………………………………………………………………………………………. 115
Список публикаций магистранта ………………………………………………………….. 117
Список используемых источников ………………………………………………………… 118
Приложение А …………………………………………………………………………………….. 122

Актуальность темы диссертационного исследования. В современном
мире главным условием модернизации экономики и одним из основных
факторов повышения эффективности работы нефтегазовых компаний
является инновационная деятельность. Инновация служит ключевым
фактором развития бизнеса в условиях рыночной конкуренции. В этих
условиях, связанных с постоянными изменениями внешней среды, на первый
план выходят проблемы, связанные с коммерциализацией инноваций.
Коммерциализация инновационного продукта выступает
необходимым условием стратегического развития компаний. В настоящее
время выделяют несколько различных форм коммерциализации инноваций
продукции, но не существует стандартизированного, распространенного
способа коммерциализации, который был бы эффективен в любой ситуации.
В учебной литературе преобладает «технический» подход к
коммерциализации, однако он недостаточно обоснован. Акцент делается
только на техническую составляющую, что является первопричиной неудачи
разработки на рынке. Компаниям приходится вкладывать дополнительные
финансовые ресурсы на доработку и адаптацию инновации на рынке. В
случае если это не дает никаких изменений, проект замораживается и
затраченные на НИОКР ресурсы, не получают коммерческой отдачи.
Перспективность инновационной разработки на рынке позволяет обосновать
маркетинговый подход к коммерциализации, так же доказывает
необходимость инвестирования проекта.
Степень проработанности проблемы. Над проблемами перехода к
инновационному пути развития, коммерциализации инноваций и создания
национальных инновационных систем работают как отечественные, так и
зарубежные исследователи. Российские ученые М. Н. Афанасьева, Г. А.
Дробота занимаются изучением вопросов инновационного развития и
коммерциализации.
Понятийный аппарат инноваций и коммерциализации инноваций
рассматривали в своих трудах такие зарубежные исследователи как: Э.
Мэнсфилд, Ф. Никсон, И. Перлак, Б. Санто, Р. Фостер, Й. Шумпетер, а также
российские ученые: Л. С. Барютин и др.
Вопросами коммерциализации инноваций занимаются многие
отечественные исследователи: Л. Н. Васильева, П. Н. Завлин, Н. И. Иванова,
Ю. П. Морозов, А. А. Трифилова и др. Следует отметить, что подробно
факторы эффективности рассматриваются в работах: А. В. Васильева, П. Н.
Завлина, Р. Купера, В. И. Мухина и др. Механизмы коммерциализации
инноваций подробно рассмотрены в работах: И. Катешовой, А. Квашнина, О.
Лукши, М. Мижинского, др. Анализ зарубежной и отечественной научной
литературы выявил необходимость провести исследование в области оценки
эффективности коммерциализации инновационного продукта.
Цели и задачи диссертационной работы. Основная цель диссертации –
разработка механизма коммерциализации инновационного продукта в
нефтегазовой отрасли.
Для реализации поставленной цели в исследовании были
сформулированы следующие частные задачи, определившие логику данной
работы:
− проанализировать понятие инновации, инновационный процесс;
− исследовать различные принципы и способы коммерциализации
инновационных продуктов;
− проанализировать проблемы внедрения инноваций в
нефтегазовой отрасли;
− оценить особенности коммерциализации инновационного
продукта в нефтегазовой отрасли;
− разработать механизм коммерциализации для инновационного
продукта в данной отрасли;
− рассчитать эффективность коммерциализации инновационного
продукта в зависимости от её способов
− провести апробацию маркетингового подхода к
коммерциализации инновационного продукта на примере робота «Odyssey».
Объектом исследования в диссертационной работе является
инновационный продукт, применяемый в нефтегазовой отрасли –
телеуправляемый подводный робот «Odyssey».
Предметом исследования выступает – система экономических
отношений в процессе коммерциализации инновационного продукта.
Теоретическая и методологическая база исследования состоит из
научных трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам
инновационного процесса, процесса коммерциализации инновационных
продуктов, статистических данных нефтегазовых компаний.
В ходе исследования были использованы основные методы
экономического анализа: метод группировок, сравнения, графический
способ, экспертно-аналитический метод, классифицирование.
Научная новизна результатов исследования состоит в:
1) совершенствовании методики оценки эффективности
коммерциализации инновационного проекта путем разработки показателей
при реализации продукта методами: купли/продажи лицензии, лизинговой
схемы и продажи прав собственности;
2) выявление переменных, влияющих на значение показателей
эффективности коммерциализации инновационного проекта, в соответствии
со спецификой нефтегазовой отрасли;
3) разработке алгоритма выведения инновационного продукта на
рынок с учетом специфики нефтегазовой отрасли на основе модели
«четырехзвенной спирали» и комбинации трех подходов к процессу
коммерциализации инноваций: технического, рыночного и маркетингового.
Практическая значимость результатов ВКР – результаты исследования
могут быть использованы для работы в организациях инновационной
инфраструктуры, коммерческих компаниях, работающих и продвигающих
собственные разработки.

В работе была достигнута основная цель магистерской диссертации –
разработан механизм коммерциализации инновационного продукта в
нефтегазовой отрасли, который представляет собой поэтапную систему
взаимодействия технического, рыночного и маркетингового подходов, а
также охватывает всех участников процесса коммерциализации, включая
общество, как новый компонент «четырехзвенной» спирали.
Для реализации поставленной цели в исследовании были
сформулированы и решены следующие частные задачи, определившие
логику диссертационной работы:
− проанализированы понятие инновации, инновационный процесс;
− исследованы различные принципы и способы коммерциализации
инновационных продуктов;
− проанализированы проблемы внедрения инноваций в
нефтегазовой отрасли;
− оценены особенности коммерциализации инновационного
продукта в нефтегазовой отрасли;
− разработан механизм коммерциализации для инновационного
продукта в данной отрасли;
− рассчитана эффективность коммерциализации инновационного
продукта в зависимости от её способов
− проведена апробация маркетингового подхода к
коммерциализации инновационного продукта на примере робота «Odyssey».
Проведенная работа позволила оценить существующие принципы и
способы коммерциализации инноваций, проанализировать процессы
разработки и вывода инновационного продукта на рынок, а также причины
неудач при выведении инновационных продуктов на рынок. В работе были
рассмотрены технический, рыночный и маркетинговый подходы к процессу
коммерциализации. Проведена апробация маркетингового подхода к
коммерциализации инновационного продукта на примере робота «Odyssey»,
составлена схема необходимых маркетинговых мероприятий для успешного
выведения и реализации продукта на рынке. В результате анализа был
составлен механизм коммерциализации инноваций в нефтегазовой отрасли и
на основе полученных знаний был разработан механизм выведения
инновационного продукта на рынок с точки зрения гипотезы о
«четырехзвенной спирали» и взаимосвязи трех подходов к процессу
инноваций и коммерциализации – технического, рыночного и
маркетингового. Механизм был апробирован с точки зрения маркетингового
подхода на инновационном продукте (подводный робот «Odyssey»). В
третьей главе была рассчитана эффективность инновационного проекта в
зависимости от способов его коммерциализации. Проведены следующие
маркетинговые исследования: анализ рынка, сегментирование, конкурентный
анализ, а также был проведен анализ комплекса маркетинга и предложены
рекомендуемые мероприятия по выведению и сбыту телеуправляемого
подводного робота «Odyssey».
Полученные результаты будут использоваться для успешной
реализации инновационного продукта на рынке нефтегазовой отрасли.
Разработанный механизм коммерциализации инновационного
продукта, а также основные выводы и положения полученные и
приведенные в магистерской диссертации могут быть использованы в
учебно-методической работе в высших учебных заведениях
соответствующих профилях представителями бизнес-структур в качестве
схемы процесса коммерциализации инновационных продуктов, которая
позволит лучше спланировать и продумать процесс выведения
инновационного продукта на рынок.
Список публикаций магистранта

1. Чернова К.С., Чистякова Н.О. Проблемы внедрения
инновационных технологий в нефтегазовой отрасли в современных
экономических условиях // Наука и просвящение: IV Международной
научно-практической конференции “Результаты современных научных
исследований и разработок” – Пенза. Издательство: МЦНС, 2018. С.92-97.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Характеристики CEO и финансовая результативность компании
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Влияние государственных мер поддержки на развитие МСП в России
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет