Разработка стратегии развития региональной франшизной сети как механизма повышения привлекательности и прибыльности малого бизнеса
В работе раскрывается вопрос значимости франчайзинга для современных предпринимателей, в том числе – для представителей малого и среднего бизнеса. Описывается история развития франчайзинга, его ключевые преимущества, раскрываются его особенности франчайзинга и классификации его видов. Для наилучшего понимания функций франчайзинга рассматривается зарубежный опыт в использовании франчайзинга таких развитых стран как США, Германия, Франция, Великобритания. Успешный опыт в использовании франчайзинга может быть рекомендован для использования механизма франчайзинга в России. Однако отечественный франчайзинг развивается недостаточно быстрыми темпами, что связано с рядом проблем. В данной работе описываются проблемы развития франчайзинга в России и предлагаются пути их решения.
Реферат…………………………………………………………………………….10
Введение………………………………………………………………………….11
1 Франчайзинг как особая форма ведения бизнеса……………………….15
1.1 История развития и опыт функционирования франчайзинга……15
1.2 Особенности франчайзинга, преимущества и недостатки его
использования…………………………………………………………………….27
1.3 Основные классификации франчайзинга…………………………34
2 Мировой опыт использования франчайзинга в странах ЕС и США……41
2.1 Особенности регулирования франчайзинговых отношений в
странах Европы и США………………………………………………………….41
2.2 Практика использования механизма франчайзинга в зарубежных
странах……………………………………………………………………………51
3 Разработка стратегии развития франшизной сети в регионе……………74
3.1 История отечественного франчайзинга и его современный уровень
развития в России ……………………………………………………………….74
3.2 Проблемы системы франчайзинга в России и возможные пути их
решения…………………………………………………………………………..86
3.3 Методика выбора франшизы………………………………………102
4 Социальная ответственность ………………………………………………..115
Заключение………………………………………………………………………126
Список использованных источников…………………………………….……130
Приложение А. Franchising and features of the development of the franchise
system in Europe and the USA……………………….………………………….139
Приложение Б. Сферы использования франчайзинга ……………………….156
Приложение В. Преимущества франчайзинга для участников
франчайзинговых отношений………………………………………………….157
Приложение Г. Основные схемы участия коммерческих банков в
финансировании франчайзинговых компаний……………………………….158
Приложение Д. Существующие программы поддержки малого и среднего
бизнеса…………………………………………………………………………..160
Приложение Е. Перечень услуг единого центра франчайзинга…………….161
Приложение Ж. Анкета эксперта………………………………………………163
Приложение И. Финансовые показатели одной из точек компании
«Шоконель»……………………………………………………………………..164
Реферат
Выпускная квалификационная работа содержит 164 страницы, 46
рисунков, 19 таблиц, 77 использованных источников, 8 приложений.
Ключевые слова: франчайзинговая система, франчайзи, франшиза,
франчайзер, договор франчайзинга, договор коммерческой концессии.
Объект исследования: экономические отношения, сложившиеся
между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной
предпринимательской деятельности.
Цель работы: комплексное исследование экономической сущности
франчайзинга, разработка теоретико-методических основ функционирования
франчайзинговой системы в России и подготовка практических
рекомендаций в части минимизации рисков субъектов франчайзинговой
системы.
Степень внедрения: с рекомендациями и выводами, приведенными в
исследовании, ознакомлено руководство ООО «УК ШОКОНЕЛЬ».
Дальнейшая стратегия развития компании скорректирована с учетом
основных тезисов, рассмотренных в данной работе, в том числе – в
стратегию развития добавлено мероприятие по включению в Национальный
Реестр.
Область применения: предлагаемые рекомендации по теме
исследования могут быть использованы в целях совершенствования
франчайзинговой системы на уровне регионов и страны в целом.
Значимость работы: практическая значимость результатов
настоящей работы характеризуется возможностью применения
рекомендаций при организации работы любого субъекта франчайзинговой
системы.
В будущем планируется разрабатывать данную тему исследования
на непосредственном рабочем месте.
Одной из ключевых особенностей современного бизнеса является
наличие ряда факторов, которые сдерживают его развитие. Сюда можно
отнести потребность в расширении реализации произведенной продукции,
необходимость привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных
компаний, повышение эффективности и увеличение срока работы компаний,
которые относятся к малому бизнесу. Также существенной проблемой
является само взаимодействие между предприятиями малого и крупного
бизнеса.
Для того, чтобы решить данные проблемы, необходимо обратиться к
экономическим механизмам, одним из которых является франчайзинг. Этот
способ ведения бизнеса позволяет объединить положительные черты малого
и крупного бизнеса, а также принести хорошие результаты деятельности
каждой заинтересованной компании. Франчайзинг – это способ ведения
бизнеса, при котором тиражируется опыт успешно работающих компаний.
Объединяясь под одним торговым знаком, представители малого и крупного
бизнеса осуществляют свою деятельность, которая приносит выгоду
каждому участнику франчайзинговой кампании.
Отмечая положительные стороны использования франчайзинга,
нельзя не обратиться к зарубежному опыту: в США и странах Европы
данный способ ведения бизнеса существует более ста лет и на данный
момент давно продемонстрировал свою значимость для предпринимателей.
Привлекательность франчайзинга объясняется его прозрачностью и
простотой использования с точки зрения минимальных стартовых вложений
для франчайзи. В то же время, франчайзер получает возможность расширить
свою систему сбыта с эффективным распределением ресурсов и увеличить
степень своего присутствия на рынке. В связи с этим, изучение специфики
франчайзинга, его значимости для предпринимателей, является актуальной
задачей для многих исследователей.
В то же время, современный франчайзинг в реалиях России развит
еще недостаточно хорошо вследствие ряда причин экономического,
организационно-правового и социально-психологического характера.
Отсутствие устоявшихся механизмов финансовой поддержки начинающих
предпринимателей, решившихся на покупку франшизы, несовершенство
нормативно-правовой базы в части ГК РФ №54 «Коммерческая концессия» и
недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах
франчайзинга – все это замедляет развитие отечественного франчайзинга и
создает определенные трудности для функционирования зарубежных
франчайзеров в России.
В настоящее время вопросами развития франчайзинга занимаются
многие исследователи, однако на данный момент данная проблема изучена
недостаточно. Четкие механизмы, способствующие выходу франчайзинга на
новый уровень, находятся в разработке или же не предложены вовсе. Это
предопределяет выбор данной темы студентом для магистерской
диссертации.
Цель работы состоит в комплексном исследовании экономической
сущности франчайзинга, в разработке теоретико-методических основ
функционирования франчайзинговой системы в России и подготовке
практических рекомендаций в части минимизации рисков субъектов
франчайзинговой системы.
Для достижения вышепоставленной цели автор ставит перед собой
следующие задачи:
– исследовать теоретические аспекты франчайзинга – его историю,
Мировая практика показывает, что франчайзинг как способ
организации и развития бизнеса активно используется во многих странах
мира. Это обуславливается несомненными плюсами данного формата
ведения бизнеса. С одной стороны, франчайзинг существенно снижает риски
создания собственного бизнеса, предоставляя франчайзи возможность
приобретения готовой бизнес-идеи. С другой стороны, франчайзер может
развить собственную сеть без вложений собственных средств, приобретая
заинтересованных партнеров и задействовав их ресурсы, в обмен
предоставляя свои знания и опыт на оговоренных заранее обеими сторонами
условиях.
Однако в России потенциал франчайзинга раскрыт не полностью. Это
связано с наличием ряда экономических, организационно-правовых и
социально-психологических проблем, которые на данный момент
существенно замедляют развитие отечественного франчайзинга.
Одним из основополагающих направлений реализации данных
проблем становится комплексный анализ состояния развития франчайзинга в
России, что подтверждается полученными в ходе исследования результатами.
Таким образом, при выполнении магистерской диссертации, в соответствии с
поставленной целью, были достигнуты все теоретические и практические
результаты исследования, доказывающие научную новизну и личный вклад
автора.
По результатам проведенного автором исследования были сделаны
следующие выводы:
1. Зарубежная практика франчайзинга насчитывает более ста лет
его существования. За это время данный формат ведения бизнеса доказал
свою актуальность и востребованность. Многие компании с мировыми
именами работают по системе франчайзинга. Это Макдоналдс, Сабвэй, КФС,
Баскин Роббинс, Дженерал Моторс, Кодак, Ив Роше и многие другие.
Франчайзинг за рубежом развивается быстрыми темпами и это связано,
прежде всего, с устоявшейся культурой предпринимательства, а также с
координаций взаимоотношений между субъектами франчайзинговой
системой со стороны государственных органов и отдельных организаций.
Принципы прозрачности деятельности франчайзера, добросовестного
поведения франчайзи и взаимовыгодного партнерского сотрудничества – вот
основные постулаты успешного ведения франчайзингового бизнеса за
рубежом.
2. В России франчайзинг развивается, однако недостаточно
быстрыми темпами, хотя неоспоримые преимущества франчайзинга уже
несомненны и доказаны. За период с 2008 по 2017 год число франчайзеров
выросло в 2,8 раза, в том числе существенно возросло количество
иностранных франшиз на отечественном рынке. Потенциал для развития
отечественного франчайзинга явно существует, однако на данный момент в
России сохраняется ряд проблем экономического, организационно-правового
и культурно-психологического характера сохраняется.
3. Анализ проблем, замедляющих развитие отечественного
франчайзинга, позволил сформировать механизм развития системы
франчайзинга в России, согласно которому необходимо усовершенствовать
работу над следующими направлениями:
– организация ознакомительной деятельности и специализированных
мероприятий для создания информационной среды среди предпринимателей,
которая будет повышать их компетентность в области франчайзинга;
– обновление и расширение национального реестра франшиз;
– оказание консультационной и организационной помощи в упаковке
франшизных пакетов для потенциальных франчайзеров;
– предоставление информационных и консультационных услуг при
выборе франшизы для потенциальных франчайзи;
– организация личных встреч потенциальных субъектов
франчайзинговой системы для обеспечения их плодотворного
сотрудничества.
Совместное и единовременное исполнение всего комплекса
мероприятий по совершенствований вышеуказанных направлений способно
вывести отечественный франчайзинг на новый уровень развития.
Грамотное изучение всевозможной информации при выборе партнера
для дальнейшего сотрудничества в формате франчайзинга позволит избежать
конфликтных ситуаций между представителями бизнес-структур. Для того,
чтобы снизить риски покупки франшизы у недобросовестного франчайзера,
покупки «дутой» франшизы или франшизы с высокой степенью вероятности
отсутствия положительных результатов деятельности, франчайзи должен
следовать определенным рекомендациям:
1. Заявленные франчайзером цифры могут существенно различаться в
зависимости от множества факторов (стоимость аренды, проходимость
точки, сезон продаж). Тщательное изучение информации позволит франчайзи
избежать ошибок;
2. Учитывая экспертное мнение, при выборе франшизы необходимо
обращать внимание, в первую очередь, на следующие элементы:
– срок окупаемости и его реалистичность;
– размер стартовых инвестиций и возможность их погашения;
– паушальный взнос и что в него входит;
– наличие большого количества положительных отзывов о данном
франчайзере;
– количество закрытых точек и причины, по которым они закрылись.
Официально зарегистрированный товарный знак и наличие
франчайзера в Национальном реестре франчайзеров может стать
дополнительным аргументом в пользу выбора партнера для дальнейшего
сотрудничества.
Данные рекомендации могут способствовать развитию
отечественного франчайзинга и его выходу на новый уровень развития. В
свою очередь, это даст дополнительный стимул развития малому бизнесу и
экономике России в целом.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!