Развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга
В соответствии с поставленной целью и задачами, было проведено эмпирическое исследование возможностей развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга. Исследование проходило с ……. Базой исследования был. Выборку нашего исследования составили две группы студентов в количестве 50 человек. Психолого-педагогическое исследование проходило поэтапно.
Первый этап исследования включал в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Была сформулирована тема диссертационного исследования, цель, определены объект и предмет исследования, предложено две гипотезы. Основываясь на цели исследования, были определены задачи, которые необходимо решить. Далее нами был осуществлён выбор методов и методики для проведения исследования. Методики исследовали уровень развития эмпатии в целом, её компонентов, уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Также на первом этапе исследования, была определена база и выборка исследования.
Второй этап исследования включал в себя проведение первого обследования уровня развития компонентов эмпатии и общего уровня его развития, уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей. Цель данного этапа – определить общий уровень развития эмпатии, её компонентов, уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Также на данном этапе были определены две группы: контрольная и экспериментальная.
На третьем этапе исследования проводилось формирующий воздействие с экспериментальной группой. В рамках формирующего эксперимента была использована программа развития эмпатии для студентов педагогических направлений подготовки. Контрольная группа продолжала своё обучение в рамках основной образовательной программы по направлению подготовки.
На четвертом этапе исследования (март 2020) была проведена вторичная диагностика уровня развития эмпатии в экспериментальной и контрольной группе. Цель вторичной диагностики – подтверждение или опровержение поставленных гипотез о развитии эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга. Была осуществлена обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования.
Актуальность исследования. Любая деятельность в современном обществе основана на взаимоотношениях между людьми. Педагогическая деятельность не является исключением. Работа педагога насыщена постоянными взаимодействиями. Иногда, в ходе этих взаимодействий, происходят конфликтные ситуации, которые требует решения.
Решить проблемные ситуации невозможно без пониманий эмоций, чувств, личностных особенностей другого человека. Именно наличие высокоразвитых эмпатических способностей у педагога, даёт ему возможность осознать и понять, что испытывает ученик в данный момент времени. Эмпатия даёт педагогу возможность понять истинные причины того или иного поведения учащегося, встать на его место, принять верное решение.
Педагог, не обладающий должным уровнем эмпатии, может вести себя бестактно, прибегнуть к неоправданным наказаниям и навредить ученику. Именно поэтому эмпатия является неотъемлемо важным качеством для любого педагога. Эмпатия является одним из тех свойств, которые необходимы для наиболее эффективного педагогического взаимодействия. И именно поэтому очень важно развивать её у будущих педагогов в процессе их обучения в ВУЗе.
Феномен эмпатии достаточно хорошо изучен в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Объект исследования – эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки.
Предмет исследования – психологический тренинг как средство развития эмпатии.
При организации исследования исходили из гипотез:
– эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов;
– развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки обеспечивается средствами психологического тренинга.
1. Алехин, А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии [Текст]: монография / А. Н. Алехин, А. В. Курпатов. – М.: Олма Медиа Групп. – 2007. – 384 с.
2. Алёшина, Ю. Е. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование [Текст] / Ю. Е. Алёшина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 64 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Г М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 с.
4. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – №8 – С. 254-256.
5. Бачков, И. М. Основы группового тренинга [Текст] / И. М. Бачков. – М.: Ось-89, 2000. – 256 с.
6. Бегисова, С. Н. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту [Текст]: монография / С. Н. Бетисова, Ю. А. Иоакимиди, Л. Ф. Сельмидис. – Майкоп, 2006. – 122 с.
7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
8. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В. В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
9. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры [Текст] / В. Ю. Большаков. – СПб: Социально-психологический центр, 1996. – С. 10.
10. Бочкарева, С. В. Размышления об эмпатическом познании [Текст]: монография / С. В. Бочкарева. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 178 с.
11. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым [Текст] / Дж. Бьюдженталь. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – С. 22.
12. Вачков, И. В. Основы психологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2003. – 224 с.
13. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп [Текст] / И. В. Вачков. – М.: ЭКСМО, 2007. – 416 с
14. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) [Текст]: статья / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – М.: 1974. – №2 – С. 147– 158.
15. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т. П. Гаврилова. – М., 2004. – 80 с.
16. Гаврилова, Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком [Текст] / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – 2011. – №2 – С. 19.
17. Гаврилова, Т. П. Анализ эмпатических переживаний младших школьников и младших подростков [Текст] / Т. П. Гаврилова // Психология межличностного познания. – 2011. – №5 – С. 122– 138.
18. Гасиленко, К. М. Специфика эмпатии студентов гуманитарного ВУЗа [Текст] / К. М. Гасиленко, Т. Н. Кочеткова // Международный студенческий вестник. – 2015. – №5. – С. 10.
19. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст]: статья / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. – М., 1993. – С. 61–68.
20. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст]: справочная литература / С. Ю. Головин. – М.: Харвест, 2003. – 800 с.
21. Дзен, Н. В. Психотехнические игры в спорте [Текст] / Н. В. Дзен, Ю. В. Пахомов. – М., 1988. – С. 45–57.
22. Дроздикова-Зарирова, А. Р. Исследование эмпатии у первокурсников-будущих педагогов и психологов в контексте саморазвития личности [Текст] / А. Р. Дроздикова-Зарипова // Международный студенческий вестник. – 2015. – №5.
23. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга [Текст] / О. В. Евтихов. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 256 с.
24. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. – Л.: ЛГУ, 1985. – 167 с.
25. Желнова, Г. В. Особенности развития эмпатических способностей у студентов педагогического колледжа [Текст] / Г. В. Желнова // Наука и современность. – М., 2011. – №14 – С. 118–122.
26. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] / В. И. Загвязиский, Р. А. Астахов // Учебно пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/zagvyazinskiy_metodologiya-i-metodika-didakticheskogo-issledovaniya_1982/ (дата обращения 23.05.2020).
27. Зайтметов, Х. А. Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза [Электронный ресурс] / Х. А. Зайтметов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск.: Два комсомольца, 2015. – С. 99–102. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7345/ (дата обращения: 28.05.2020).
28. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец. – М., 2006. – С. 9.
29. Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг [Текст]: учебное пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. – Л.:ЛГУ, 1989. – 56 с.
30. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – №1 – С. 14–18.
31. Ильин, И. П. Эмоции и чувства [Текст]: монография / И. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 390 с.
32. Ильин, И. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия [Текст]: монография / И. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013 – С. 93.
33. Каган, В. Е. Психотерапия для всех и для каждого [Текст] / В. Е. Каган. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. – 105 с.
34. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01 / Т. Д. Карягина. – М., 2013. – 19 с.
35. Кеннет, Ф. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать [Текст] / Ф. Кеннет. – М.: «Добрая книга», 2014. – С. 34–37.
36. Кипурова, С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / С. Н. Кипурова. – Тула, 2006. – 22 с.
37. Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке [Текст] / А. В. Ковалевская // Психология. – 2001. – №2(23). – С. 11.
38. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Ходжаспирова. – М.: Академия, 2000. – С. 167.
39. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Ходжаспирова. – Ростов-на-Дону: «Март», 2012. – 357 с.
40. Колтаков, Г. С. Роль эмпатии в науке и обшестве [Текст] / Г. С. Колтаков // Психология: традиции и инновации. – Самара: Издательство АСТГАРД, 2016. – С. 1–3.
41. Кроль, Л. М. Очерки групповой психотерапии и тренинга [Текст] / Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 212 с.
42. Лабунская, В. А. Психология затруднения общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – С. 42.
43. Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера [Текст] / Е. А. Леванова, А. Н. Соболева, В. А. Плешаков. – СПб: Питер, 2012. – С. 42.
44. Лоскутова, Л. Ю. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте [Текст] / Л. Ю. Лоскутова. – М., 2007. – С. 40–56.
45. Максимец, С. М. Влияние эмпатийности на социально-психологическую адаптацию будущих учителей [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / С. М. Максимец. – Одесса, 2000. – 20 с.
46. Макшанов, С. И. Психология тренинга [Текст] / С. И. Макшанов. – СПб, 2015. – 145 с.
47. Михальченко, Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. и пед. вузов / Г. Ф. Михальченко. – М., 2009 – С. 18.
48. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология [Текст] / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. – М.: ИИНФРА, 2001. – 115 с.
49. Надирова, Л. Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Л. Надирова. – М., 2005. – С. 16.
50. Никифиров, Г. С. Психология менеджмента [Текст] / Г. С. Никифоров, С. И. Макшанов, И. М. Лущихина. – СПб, 1997. – 272 с.
51. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст] / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2013. – 192 с.
52. Пашукова, Т. И. Мотивирующая функция эмпатии [Текст] / Т. И. Пашукова // Исследование мотивационной сферы личности. – 2013. – №3 – С. 70.
53. Петрушин, С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе [Текст] / С. В. Петрушин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 256 с.
54. Полякова, М. Е. Изучение способности к эмпатии у студентов-психологов [Электронный ресурс] / М. Е. Полякова. – М., 2008. – URL: http://www.rusnauka.com/7._DN_2007/Psihologia/20502.doc.htm (дата обращения: 27.05.2020).
55. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие [Текст] / М. А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2006. – С. 11.
56. Пономарева, М. А. Эмпатия как профессионально значимое свойство будущего педагога [Текст] / М. А. Пономарева // Актуальные проблемы профориентации. – Барановичи: РИОБарГУ, 2008. – №6 – С. 110–118.
57. Рай, Л. Развитие навыков тренинга [Текст] / Л. Рай. – СПб: Питер, 2013. – С. 51.
58. Рзаева, Ж. В. Динамика формирования эмпатии у будущих педагогов-психологов в процессе вузовского обучения [Текст] / Ж. В. Рзаева // Наука. Образование. Технологии. – Барановичи: РИОБарГУ, 2009. – №1 – С. 77–78.
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПБ: Питер, 2002. – 720 с.
60. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1993. – С. 67.
61. Синди, Д. Сила эмпатии. Как развить свои интуитивные таланты [Текст]: монография / пер. Н. В. Буравова. – М.: Весь, 2017. – 304 с.
62. Слесаренко, З. Р. Эмпатия как сущностное свойство культуры наряду со стремлением к идеалу и духовной свободе [Текст] / З. Р. Слесаренко, Р. Г. Нугманов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №3 – С. 19–22.
63. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования [Текст] / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2003. – 304 с.
64. Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. и пед. вузов / Л. П. Стрелкова. – М., 2008. – С. 20.
65. Суслякова, К. В. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления [Электронный ресурс] / К. В. Суслякова // Научное сообщество студентов ХХI столетия. – 2013. – URL: https://sibac.info/studconf/hum/xii/33918 (дата обращения: 21.05. 2020).
66. Талайко, С. В. Психология высшей школы: курс лекций [Текст]: учеб-метод. пособие / С. В. Талайко. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – С. 37.
67. Титченер, Э. Б. Очерки психологии [Текст] / Э. Б. Титченер. – СПб, 2001. – 169 с.
68. Торп, С. Руководство для тренера и менеджера [Текст] / С. Торп, Дж. Клиффорд. – СПб: Питер, 2014. – 387 с.
69. Хлебодарова, О. Б. Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов [Текст] / О. Б. Хлебодарова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – №6 – С. 136–139.
70. Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Н. Ю. Хрящева. – СПб: «Ювента», 1999. – 256 с.
71. Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов [Текст] / Н. А. Щербакова. – М.: МОДЭК, 2006. – С. 37–69.
72. Эллис, А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса [Текст] / А. Эллис. – СПб: Питер Ком, 1999. – 288 с.
73. Юнг, К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг. – М.: «Университетская книга», 1996. – С. 243.
74. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) [Текст]: автореф. дис. … д-ра. псих. наук: 19.00.07 / И. М. Юсупов. – СПб, 1995. – 34 с.
75. Hoffman, M. D. Empathy, its development and prosocial implications / M. D. Hoffman // Nebraska Symposium on Motivation, 1977. – Pp. 10–15.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!