Развитие интереса учащихся-подростковк музицированию на гитарев условиях детской музыкальной школы
Содержание понятия «интерес к музицированию на гитаре»
Успешная работа по формированию интереса к музицированию на гитаре у учащихся-подростков при условии, что будет раскрыто содержание основного понятия нашего исследования. Для этого обратимся к публикациям И.В. Арябкиной, Т.Г. Егорова, В.Г. Иванова, А.Г. Ковалева, А.В. Петровского, Б.М. Теплова и др.
Чтобы определить сущность важнейшего понятия нашей работы, рассмотрим вначале каждую из его составляющих. Интерес с точки зрения психологии характеризуется как специфическое отношение личности. Его исследуют такие известные психологи, как Б.М. Теплов, Т.Г. Егоров, В.Г. Иванов, А.В. Петровский и др. Они отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний прямо связывают с отсутствием интереса к учению и неумением педагогов его пробудить.
Выдающийся российский психолог Б.М. Теплов под интересом понимает «такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него» .
Так, имея в виду музицирование на гитаре, можно говорить, что ученик заинтересован, если он музицирует часто, подолгу, «при первой же возможности» и т.п.
Т.Г. Егоров приводит следующее определение: «Под интересами людей понимается такое их отношение к предметам, явлениям жизни, которое характеризуется эмоциональной окрашенностью и стремлением знать эти предметы и явления, овладеть ими» . Т.Г. Егоров отмечает, что без эмоциональных и познавательных моментов интерес не существует.
Если иметь в виду музицирование, ученик заинтересован тогда, когда он, музицируя, испытывает новые эмоции и стремится узнать больше обо всех видах музицирования, пытается овладеть ими. Из этого следует, что основой интереса к музицированию является сформированная у ученика потребность в данном виде музыкально-исполнительской деятельности, характеризующаяся в стремлении заниматься ей систематически, подолгу.
Приведем толкование понятия «интерес» В.Г. Ивановым: «Интерес есть активное познавательное отношение личности к определенному объекту действительности или виду деятельности» . Из этого следует, что, если ученик активно стремится познать различные виды музицирования или один из его видов, то можно говорить о проявлении им интереса к музицированию на гитаре.
А.В. Петровский рассматривает интерес как эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. «Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Субъективно – для самого человека – интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, который приобрел значимость, узнать о нем еще больше, понять его» .
Обучение игре на гитаре является сегодня одним из самых востребованных направлений музыкального образования. Гитарой в Самаре занимаются сотни детей, обучающихся в ДМШ и ДШИ, студиях, кружках, клубах, Центре внешкольного образования. Востребовано и получение исполнительских навыков у преподавателей частной практики. Юные гитаристы показывают уровень выступлений на конкурсах различного уровня. Интерес к гитаре в обществе высок и продолжает расти.
Важнейшее качество гитариста заключается в умении быть готовым не только сыграть тщательно выученное произведение в обстановке концерта, конкурса или экзамена. Для учащихся-гитаристов очень важно свободное владение инструментом как средством эстетизации среды с помощью выразительных средств музыки: аккомпанирование пению, импровизация, чтение популярных произведений с листа, исполнение эскизно выученных мелодичных пьес. Но, несмотря на обилие самоучителей по музицированию, консультантов в Интернете, высокохудожественное исполнение, без которого утрачивается сам смысл культуры гитары сегодня является редкостью.
Проблема формирования интереса к музицированию у учащихся детской музыкальной школы требует особого внимания преподавателя гитары. Многие дети бросают учиться во 2 или 3 классе, потому что встречаются с «непреодолимыми», по их мнению, трудностями. Это может быть: «скучно учить нотную грамоту», «тяжело играть на инструменте» (физически). Необходимо найти выход из ситуации. Мы видим его во внедрении в практику «промежуточного звена» между классическим обучением и любительским –музицировании. В нашем понимании это не только любительская игра, без внимания к правильной постановке рук, красивому звуку, технике, а «микст» – интегрированный подход, при котором базой является профессиональное обучение гитариста.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Интерес к музицированию на гитаре – это комплексная проблема, включающая в себя многие компоненты, и формирование навыков музицирования может происходить исключительно в ситуации специально организованных условий для обучения, разработанной и реализуемой методики. Исполнителю помимо собственно техники исполнения, необходимо быть художественно убедительным, владеть координацией движений, кинестетикой, обладать определенными качествами личности и способностями.
Подростковый возраст в плане формирования навыков музицирования может быть хорошей почвой для проб себя как аккомпаниатора, певца под собственный аккомпанемент, отчасти – актера, потому что является переходным периодом от игровых к реальным социальным ролям, ролевым трансформациям. С другой стороны, он сложен из-за избытка энергии подростков, неспособности переносить ситуацию ожидания, изменения отношений между мальчиками и девочками, гипертрофированности чувства собственного достоинства, жажды популярности. Часто приходится наблюдать, как подростки копируют манеру тех исполнителей (даже «дворовых» музыкантов), которые кажутся им самыми яркими, успешными, но не стараются разобраться в средствах достижения «блеска».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Музыка [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru Дата последнего обращения: 17.01.2017
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Музыка [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru Дата последнего обращения: 17.04.2017
Диссертации и авторефераты
1. Тюменева Т.С. Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций: дис. … канд. пед наук. М., 2015. 170 с.
Монографии, исследования, статьи, очерки
1. Гладких. Л.Возрождение культуры семейного воспитания //Дошкольное воспитание. – 2004. №1. С. 7-11.
2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. Ред. Н.А. Крымова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1976. 412 с.
3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., АПН РСФСР, 1961. 562 с.
4. Фадеева А.П. Развитие творческих способностей детей и подростков в образовательной среде учреждений дополнительного образования / А.П. Фадеева // Среднее профессиональное образование. – 2010. № 7. С. 42-44.
5. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1.: Сборник статей/. Ред.-сост. В.А. Натансон. – М., Музыка, 1979. – 159 с.
6. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса: сборник статей под ред. Л.В.Комаровской, В.И.Кабрина – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1989.- 221 с.
7. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося: Сборник научных трудов: Ред. А.А.Бодалев, В.Я.Ляудис.- М, НИИ ОП, 1980.-159 с.
8. Психолого-педагогические проблемы воспитания и образования. В помощь учителям и научно-педагогическим кадрам: Сборник статей: Ред. Л.Г.Солатовская. Томск,- Изд-во Том. Ун-та, 1973.- 324 с.
9. Психолого-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса во внешкольных учреждениях: ред. Е.Я.Зазерский,- Л., ЛГИК. 1983г.-159 с.
10. Психология и педагогика: Сборник статей: Ред. В.Н. Мясищев. – Л.,ЛГУ, 1956. – 191 с.
11. Психология познания в процессе обучения: Сборник научных трудов под ред. В.В. Богословского. – Л., ЛГПИ, 1981. – 123 с.
12. Тютюнникова Т.Э. Музыка – не научная дисциплина. // Начальная школа: плюс – минус. № 1. 2000. – 20 с.
13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений./ К.Д. Ушинский. – М.: Академия педнаук РСФСР, 1949.- 420 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!