Развитие взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с корпорациями в нефтегазовой отрасли
Объектом исследования является ПАО “НК Роснефть”. Целью работы является анализ развития малого и среднего бизнеса и его взаимодействие с крупными корпорациями в нефтегазовой отрасли России. В результате исследования определены роль малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой отрасли и особенности его развития, выявлено значение малого и среднего предпринимательства в нефтяной отрасли Российской Федерации, обозначены основные направления развития малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой отрасли РФ.
Введение 10
1 Малое и среднее предпринимательство в нефтегазовой отрасли России и
особенности его развития 13
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса 13
1.2 Роль малого и среднего предпринимательства в экономике России и
других стран 22
1.3 Взаимодействие малого, среднего бизнеса и крупного
предпринимательства в нефтегазовой отрасли 29
Выводы по разделу 1 35
2 Малое и среднее предпринимательство в нефтяной отрасли Российской
Федерации 38
2.1 Роль предприятий нефтегазовой отрасли в экономике России 38
2.2 Место предприятия ПАО «НК «Роснефть» в нефтегазовой отрасли 44
2.3 Анализ взаимодействия ПАО «НК «Роснефть» с малыми
предприятиями 58
Выводы по разделу 2 66
3 Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в
нефтегазовой отрасли в РФ 69
3.1 Пути совершенствования малого и среднего предпринимательства в
нефтегазовой отрасли России в условиях современных реалий 69
3.2 Малый и средний бизнес как механизм снижения себестоимости
добываемых углеводородов России в условиях экономических санкций 84
3.3 Мероприятия по взаимодействию крупных предприятий с малым и
средним бизнесом 91
Выводы по разделу 3 101
4 Корпоративно-социальная ответственность ПАО “НК Роснефть” 103
4.1 Теоретические основы формирования системы управления
корпоративной социальной ответственностью 103
4.2 Деятельность ПАО “НК Роснефть” по реализации системы
управления корпоративной социальной ответственностью 111
4.3 Анализ эффективности системы управления корпоративной
социальной ответственностью в ПАО “НК Роснефть” и разработка
мероприятий по ее улучшению 114
Выводы по разделу 4 123
Заключение 125
Список использованных источников 129
Приложение А Модель совершенствования взаимодействия ПАО «НК
«Роснефть» с малыми предприятиями 133
Актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью
развития сектора малого и среднего предпринимательства России как важной
и неотъемлемой части экономической системы. Нефтегазовая
промышленность России имеет большое значение для отечественной
экономики. В сегодняшних условиях спрос на российские энергоносители
достаточно стабилен, и доходы, полученные от продажи нефти и газа, играют
значительную роль для бюджета Российской Федерации. Экономическая
важность нефтегазового комплекса страны неоспорима, однако,
немаловажную роль данный сектор играет и во внешней политике. Все
указанное обуславливается неоспоримой значимостью всего нефтегазового
комплекса для современной экономики нашей страны и немалыми
перспективами малого и среднего бизнеса на данной арене. Работа
направлена на изучение роли и места современного малого и среднего
бизнеса в нефтегазовой промышленности. Во многих странах субъекты
малого и среднего предпринимательства играют важную экономическую и
социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого
бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции,
внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.
В большинстве государств мира в этой сфере экономики
производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается
занятость большинства работающего населения. Доля производства малых
предприятий в Японии составляет 78 процентов ВВП страны, в США – до 70
процентов, в среднем по странам Европейского Союза – 66 процентов. В
России малые предприятия производят 17 процентов ВВП и обеспечивают
занятость 19 процентов населения. Малое предпринимательство содействует
развитию научно-технического прогресса, возникновению в обществе
современного «среднего класса».
Степень изученности проблемы. Проблема исследования заключается
в недостаточной исследованности вопроса значимости развития
взаимодействия между крупным и малым бизнесом в нефтегазовой отрасли.
Следовательно, становится очевидна научная и практическая значимость
данной проблемы.
Объект исследования – нефтяная и газовая отрасль.
Предмет исследования – малый и средний бизнес в нефтегазовой
промышленности.
Цель и задачи магистерской диссертации. Целью работы является
анализ развития малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли России. В
соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить
следующие задачи:
– Изучить понятие малого и среднего бизнеса.
– Выявить роль малого и среднего предпринимательства в экономике
России и других стран.
– Определить взаимодействие малого, среднего бизнеса и крупного
предпринимательства в нефтегазовой отрасли.
– Рассмотреть роль предприятий нефтегазовой отрасли в экономике
России.
– Исследовать место предприятия ПАО «НК «Роснефть» в
нефтегазовой отрасли.
– Выполнить анализ взаимодействия ПАО «НК «Роснефть» с малыми
предприятиями.
– Разработать пути совершенствования малого и среднего
предпринимательства в нефтегазовой отрасли России в условиях
современных реалий.
– Определить малый и средний бизнес как механизм снижения
себестоимости добываемых углеводородов России в условиях экономических
санкций.
– Сформировать мероприятия по взаимодействию крупных
предприятий с малым и средним бизнесом.
Методологические и теоретические основы исследования. Методы
исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение,
список литературы и приложения. В первой главе рассматривается малое и
среднее предпринимательство в нефтегазовой отрасли России и особенности
его развития. Во второй главе изучается малое и среднее
предпринимательство в нефтяной отрасли Российской Федерации. В третьей
главе разрабатываются основные направления развития малого и среднего
предпринимательства в нефтегазовой отрасли РФ. В четвертой главе
рассматривается корпоративно-социальная ответственность ПАО “НК
Роснефть, производиться анализ эффективности системы управления
корпоративно-социальной ответственностью в ПАО “НК Роснефть” и
разработка мероприятий по ее улучшению
Научная новизна:
– проанализирована взаимосвязь малого предпринимательства и
нефтегазового комплекса;
– определена специфика развития малого и среднего бизнеса в
нефтегазовой отрасли;
– обоснована необходимость развития взаимодействия между
крупным и малым бизнесом нефтегазового комплекса;
– предложены рекомендации по совершенствованию взаимодействия
крупного бизнеса с малыми предприятиями нефтегазовой отрасли.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования результатов работы для деятельности ПАО «НК «Роснефть».
Реализация и апробация работы. Фрагменты работы использованы с
целью написания научных статей.
1 Малое и среднее предпринимательство в нефтегазовой
отрасли России и особенности его развития
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант – Плюс.
[Электронныйресурс]Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2.Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» //
СПСКонсультант-Плюс.[Электронныйресурс] Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343.
3.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
// СПС Консультант – Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
4.Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О
предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для
каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» //
СПСКонсультант-Плюс.[Электронныйресурс] Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415.
5.Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему
развитию малого и среднего предпринимательства» // СПС Консультант –
Плюс.[Электронныйресурс]Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670.
6.«Роснефть» и Федеральная корпорация по развитию малого и
среднего предпринимательства расширяют сотрудничество [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/178423/.
7.Гордеев А. Обследование малого и среднего бизнеса [Электронный
ресурс]Режимдоступа:https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017
/03/30/683339-malii-srednii-biznes.
8.Госкомпании выше конкуренции [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/04/03/5ac24e539a794784d6a76a96
9.Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://zakupki.rosneft.ru/zakup_msp.
10. Ильяс А. А., Тасмуханова А. Е. Обзор существующих подходов к
оценке корпоративных стратегий нефтегазовых компаний. В сборнике:
Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые
решения.// Сборник научных трудов по итогам международной научно-
практической конференции. – 2015. – С. 106–111.
11. Кондратьев А. Малый и средний бизнес: 40% ВВП России к 2030
году?[Электронныйресурс]Режимдоступа:
http://businessofrussia.com/2017_03/monitoring/item/1531-vvp.html.
12. Конищева Д. В. Критерии определения размеров малого и среднего
бизнеса в России и за рубежом. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/195/48619/.
13. Конищева Д. В. Критерии определения размеров малого и среднего
бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. – 2018. – №9. – С. 83-86.
14. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста. –
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 384 с.
15. Ларичева Е.А, Скляр Е.Н. Сравнение анализ развития малого
среднего предпринимательства в России и за рубежом // Молодой ученый. –
2018. – №9. – С. 83-86.
16. Литау, Е.Я. Малые и средние предприятия: критерии разграничения
// Е. Я. Литау / Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – 34 (337).
– С. 55–64.
17. Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого и
среднего в России и за рубежом: реалии и прогнозы [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://moluch.ru/archive/36/4095/.
18. Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в
экономике страны // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III
Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 16-19.
19. Официальный сайт ПАО НК «Роснефть» [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://www.rosneft.ru/
20. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.gks.ru
21. ОфициальныйсайтСоюзапроизводителейнефтегазового
оборудования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://derrick.ru/
22. Пурыжова, Л.В. Особенности финансирования малого и среднего
бизнеса // Л. В. Пурыжова, С. Н. Клочко / Вопросы экономики и управления.
– 2016. – № 2. – С. 64–67.
23. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я.В. Финансовая поддержка малого и
среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и
практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 18.
Краснодар: Кубанский государственный университет. – 2015. – С. 75–83.
24. СафуановаЛ.Ф.,ТасмухановаА.Е.Стратегическиеи
нестратегическиебарьерывзаимодействиямалогоисреднего
предпринимательства с крупным бизнесом в нефтегазовой отрасли //
Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 439-442.
25.Сердюченко Л.А. Анализ и моделирование отношений в среде:
«малый бизнес» – «крупный бизнес» – «социум» // МИР (Модернизация.
Инновации. Развитие). – 2014. – № 19. – С. 39-45.
26. Тасмуханова А. Е., Бирюкова В. В. Джобберская программа как
инструмент развития операционного маркетинга в нефтегазовых компаниях
// Наука Красноярья. – 2016. – № 3–3 (26). – С. 236–245.
27. Черкасов Д.О. Роль малого предпринимательства в экономике
России // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 626-629.
28. Ивасюк Р.Я. Развитие информационно-методического обеспечения
анализа финансового состояния субъектов малого предпринимательства
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01004829953.
29. Электронная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
30.Кожухова О.С. Нефтегазовый комплекс России: состояние и
перспективы развития // Вопросы экономики и права.– 2011.
31.Кочин Д.В. Региональный аспект организации конкурсного
предоставления земельных участков для нефтедобычи [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01003309988.
32.Сердюченко Л.А. Анализ и моделирование отношений в среде:
«малый бизнес» – «крупный бизнес» – «социум» // МИР (Модернизация.
Инновации. Развитие). – 2014. – № 19. – С. 39-45.
33.Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в
условиях антироссийский санкций [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://creativeconomy.ru/lib/9145?download-pdf=999880854.
34.Шевелева А.В., Акиева Л.Б. Диверсификация деятельности
нефтегазовых компаний в условиях снижения цен на нефть и введения
экономическихсанкция[Электронныйресурс]Режимдоступа:
http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/issledovatelskie-stati/diversifikaciya-
deyatelnosti-neftegazovyh-kompaniy-v-usloviyah.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!