Реализация принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УЧЕТА РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 10
1.1. Основные положения и концепция реализации принципа учета родного языка 10
1.2. Сущность и определение лингвистической компетенции в контексте реализации принципа учета родного языка 19
1.3. Основные особенности формирования лингвистической компетенции учащихся старших классов 36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УЧЕТА РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 50
2.1. Анализ методических приемов и принципов реализации принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов 50
2.2. Подготовительный этап и реализация экспериментального исследования по реализации принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов56
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Роль родного языка в процессе обучения учащихся английскому языку неоценима, поскольку использование родного языка способствует осмысленному усвоению материала. Поэтому в преподавании иностранного языка учителями школ соблюдается принцип учета родного языка учащихся, что позволяет сделать обучение иностранному языку более эффективным.
В условиях современной школы с введением ФГОС проблема выделения и учета принципа родного языка становится актуальной, как никогда в связи с необходимостью формирования как общеучебных, так и межпредметных компетенций обучающихся.
Действенным и эффективным принципом обучения иностранному языку, который применяется на различных стадиях обучения считается применение принципа учета родного языка при изучении английского языка. Посредством применения данного принципа учащиеся старших классов могут с легкостью разобраться в тонкостях иностранного языка, а также наиболее глубоко проникнуться в культуру изучаемого языка.
Таким образом, необходимость всестороннего, более глубокого изучения применения принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся является актуальной задачей на современном этапе.
В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагин, полагают, что иностранный язык нужно изучать «имманентным путем», то есть без учета родного языка [41]. Вольтер Э.Г [15]. По мнению Миньяр-Белоручева Р.К., [48] являясь представителем сознательного метода в процессе обучения, считает, что языки необходимо сопоставлять между собой, тем самым учитывая сопоставление родного языка при изучении английского языка, автор выделяет эффективность обучения.
Многие авторы методических пособий, такие как С.Ф. Шатилов, М.В. Ляховицкий, Н.И. Гез, С.К. Фоломкина [169], А.А. Миролюбов [50], Г.В. Рогова [59], выделяют методические, специфические и другие принципы обучения, где особое место занимает принцип учета родного языка на уроках иностранного.
Родной язык может оказывать помощь в овладении иностранным языком практически на любой ступени обучения, если его применение системно и если с его помощью достигаются не только практические, но также и образовательные и развивающие цели. Подобной точки зрения придерживаются многие исследователи: Р.К. Миньяр-Белоручев [48], Э.Г. Вольтер [15].
Е. В. Тихомирова в своем диссертационном исследовании отмечает, что лингвистическая компетенция проявляется в правильном употреблении лингвистических форм на иностранном языке (фонология, морфология, лексика, синтаксис), и предлагает следующее определение лингвистической компетенции: способность строить правильные, с точки зрения норм изучаемого языка, собственные высказывания и воспринимать чужие[65].
Проблема настоящего исследования заключается в недостаточной изученности возможностей применения принципа учета родного языка в процессе формирования иноязычной лингвистической компетенции учащихся старших классов средней школы.
Согласно выдвинутой нами гипотезе, при использовании принципа учета родного языка в процессе обучения эффективность обучения старшеклассников английскому языку может быть повышена, понимание учебного материала будет проходить быстрее и более осмысленно.
Методы и приемы реализации принципа родного языка, которые являются наиболее эффективными для формирования и развития иноязычной лингвистической компетенции учащихся, будут успешно использоваться при обучении и дадут положительные результаты на уроках английского языка.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении эффективности реализации принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции обучения иностранному языку в старших классах.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в старших классах, а предметом исследования выступает экспериментальная реализация принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов.
В соответствии с вышеуказанной гипотезой и целью исследования были определены следующие основные задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы реализации принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции;
2. Провести анализ методических приемов и использования учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов;
3. Определить условия реализации принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов;
4. Разработать модель экспериментального исследования реализации принципа учета родного языка;
5. Подтвердить эффективность педагогического эксперимента по учету родного языка при формирования лингвистической компетенции учащихся старших классов;
6. Провести анализ выявленных результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научных исследований:
1. Теоретические: проанализирована литература по проблеме исследования – педагогическая, психологическая, лингвистическая, методическая.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение; анкеты учителей и учащихся старших классов; педагогический эксперимент, экспериментальное обучение и статистические методы обработки результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрена роль принципа учета родного языка на уроках английского языка в основной общеобразовательной школе. Разработаны учебно-методические материалы и практические рекомендации по реализации принципа учета родного языка при формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его выводы вносят определенный вклад в дальнейшее развитие методики обучения иностранным языкам, дают обоснование необходимости дальнейшего применения принципа учета родного языка в процессе формирования иноязычной лингвистической компетенции у учащихся старших классов средней школы.
Практическая значимость определяется возможностью использования практических материалов и результатов эксперимента в профессиональной педагогической деятельности, направленной на усовершенствование организации и оптимизацию учебного процесса, профессиональное и личностное развитие учителя английского языка, работающего в старших классах общеобразовательной школы.
На защиту выносятся следующие положения:
– формирование лингвистической компетенции учащихся будет результативным, если обучение будет опираться на систему, включающую целенаправленное и поэтапное овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их в речи, на основе комплексного лингвистического анализа;
– применение принципа учёта родного языка в процессе формирования лингвистической компетенции является одним из действенных и эффективных принципов обучения иностранному языку, его следует применять на разных этапах обучения языку. Данный принцип позволяет учащимся наиболее ярко увидеть тонкости изучения иностранного языка, глубже проникнуться культурой изучаемого языка;
– использование родного языка на уроках английского языка эффективно при введении нового грамматического материала, так как отдельные грамматические явления тяжело объяснить детям без использования родного языка, что естественно не приводит к ожидаемому результату;
– родной язык на уроке английского языка определяется рядом факторов: степенью обучения, уровнем сформированности коммуникативной компетенции учащихся той или иной группы, степенью сложности изучаемого языкового материала.
Апробация результатов исследования осуществлялась в 5 этапов в период с сентября 2018 г. по декабрь 2020 г. на базе института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина» и МБОУ “Школа № 31” г. Рязань.
На первом этапе (сентябрь 2018 г. – январь 2019 г.) осуществлялся анализ актуальности выбранной темы исследования и ее осмысление в научной литературе.
На втором этапе (февраль 2019 г. – май 2019 г.) были выявлены основы констатирующего эксперимента. Проводился разведывательный эксперимент в формате анкетирования с целью выявления степени актуальности изучаемой темы, определения общего уровня знаний о степени реализации и эффективности принципа учёта родного языка на уроках английского языка среди учащихся старших классов. Был проведен анализ результатов проведенного исследования, разработаны методические рекомендации и намечены основные направления научного поиска.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2018. – 448 с.
2. Александров Ю.И. Психофизиологические закономерности учения и методы обучения // Психологический журнал. – 2016. – № 6 – C. 5-19.
3. Аронов А.М. Становление профессиональной аналитической компетентности в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс] – URL: http://www.sworld.com. ua/index.php/ru/current-statusand-the-development-ofthe-education (дата обращения: 10.11.2020).
4. Байдурова Л.А. Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2016. – С.5-11.
5. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. Пенза, 2017.
6. Безукладников К. Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 207 с.
7. Божович, Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Русский язык. – 2015. – №3. – C.11-15.
8. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2019. – 168 c.
9. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку // Иностр. языки в школе. – 2019. – C. 16-20.
10. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
11. Василенко Э.П. Принципы учета родного языка // РЯНШ. – 2013. – № 5. – 426 с.
12. Вагнер В.Н. Лингвоориентированная методика преподавания русского языка как иностранного // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного – РУДН. – 2017. – С. 60–74.
13. Вагнер В.Н. Русский язык для англоговорящих. М.: Рус. яз., 2016, – 621 с.
14. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 2015. – 246 с.
15. Вольтер Е.Г. Психолого – педагогический аспект перевода и самоперевода на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе – 2019. – №1 – C. 45 – 48.
16. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 2018. – №6. – С. 55-64.
17. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2018. – 192 с.
18. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М.:Айрис-пресс, 2015.
19. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. — М.: Высш. Школа, 1982. – 373 с.
20. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. – 2008. – № 2. – С. 161-187.
21. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – №7 – 1999. – С. 12-18.
22. Дубинина Т.Г. Значение и роль родного языка в обучении иностранному. – [Электронный ресурс]. – URL: http://pandia.ru.
23. Елухина Н.В. О включении элементов интенсивного обучения впреподавание иностранного языка в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2012. – N 6. – С.7-13.
24. Ерохина Е.А. Значение и роль родного языка в обучении иностранному языку. – Москва, 2017.
25. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. – 40 с.
26. Зуева И. Е. Особенности изучения лексического материала на начальном этапе обучения иностранному языку // Педагогическое обозрение. – 2008. – № 2. – С.232-238.
27. Иванцова М.А. Использование родного языка на уроках английского языка. – Москва, 2020.
28. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // РЯЗР. – 1990. – № 4. – С. 54-57.
29. Использование родного языка на занятиях иностранным языком. – [Электронный ресурс]. – URL: http://nikitindima.name.
30. Ильхамова И. Н. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 416-418.
31. Казаева Л. И. Родной язык в процессе обучения иностранному // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 6. – С.43-46.
32. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучении русскому языку как иностранному. – М.: Рус. яз. Курсы, 2018. – 312 с.
33. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика – М.:Русский язык, 2016. – 254 с.
34. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Высшая школа, Школа Китайгородской – Москва, 2014. – 280 c.
35. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи (практикум). – Москва, 2015. – 96 с.
36. Колкер Я.М. Роль родного языка в обучении иностранному // Иностранные языки в школе. – 2014. – №2.
37. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие. – СПб.:КАРО, 2014. – 224 с.
38. Колшанский Г.В. Проблемы владения и овладения языком в лингвистическом аспекте // Иностранные языки в школе. – 2017. – №10. – С.12-18.
39. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. — М.: ТетраСистемс, 2017. – 304 c.
40. Короткова И.П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора: автореф. дис. … канд. пед. Наук. – М., 2012. – 26 с.
41. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическая проблематика двуязычия // Русский язык за рубежом – 2017. – №6 – С. 67-73.
42. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и Методика. – М.:Академия, 2007. – 347 с.
43. Кручинина Г. А. Методика формирования иноязычных лексических навыков знаково-символическими средствами на начальном этапе: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Нижний Новгород, 2014. – 148 с.
44. Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии. – 2007. – №2. – С. 97-103.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!