Реализация технологий описания и моделирования этапов обращения ядерного топлива на атомной станции
Объектом исследования являются вопросы организации и функционирования системы обращения ядерного топлива на АЭС.
Целью работы является формирование универсального информационного ресурса для использования в образовательных целях.
В процессе работы проводился анализ нормативно-правовых актов по вопросам организации и функционирования ядерных объектов, условий безопасного обращения ядерного топлива на объектах, формулирование требований к технологическому процессу обращения.
Введение ……………………………………………………………………………………………………… 15
1 Предпосылки к созданию универсального информационного ресурса для
обучающихся ………………………………………………………………………………………………. 17
1.1 Анализ образовательных методик …………………………………………………………… 17
1.2 Обзор некоторых существующих виртуальных моделей в атомной отрасли
……………………………………………………………………………………………………………………. 23
1.3 Обучение с использованием виртуальных тренажеров ……………………………. 25
2 Технологии описания и моделирования этапов обращения ядерного топлива
на АЭС ………………………………………………………………………………………………………… 27
2.1 Нормативные документы, регламентирующие технологические процессы
обращения с ядерным топливом на АЭС………………………………………………………. 27
2.2 Постановка задачи проектирования ………………………………………………………… 30
2.3 Инструменты проектирования ………………………………………………………………… 31
2.4 Выборка и обоснование эскизных решений по описанию
технологическихпроцессов при обращении ядерного топлива на АЭС …………. 31
2.4.1 Объекты и события ……………………………………………………………………………… 32
2.4.2 Модель сущность-связь и диаграммы потоков работ ……………………………. 33
2.5 Характеристики для визуализации моделируемых объектов……………………. 35
2.6 Описание технологических операций на складе свежего топлива (ССТ) …. 45
2.7 Описание технологических операций в реакторном отделении …………. 47
2.8 Описание технологических операций в ХОЯТ ………………………………………… 52
3 Моделирование этапов обращения ядерного топлива на АЭС ……………………. 56
3.1 Анализ требований к воспроизводству этапов технологического процесса
обращения с топливом внутри локаций ………………………………………………………… 56
3.1.1 Склад свежего топлива ………………………………………………………………………… 56
3.1.2 Реакторное отделение ………………………………………………………………………….. 60
3.1.3 Хранилище ОЯТ ………………………………………………………………………………….. 63
3.2 Методика для создания сценариев обращения ядерного топлива внутри
локаций ……………………………………………………………………………………………………….. 68
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение ……. 72
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных
исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения …………. 72
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования ………………………. 72
4.1.2 Технология QuaD ………………………………………………………………………………… 72
4.1.3 SWOT-анализ ………………………………………………………………………………………. 75
4.2 Планирование научно-исследовательских работ……………………………………… 78
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования ……………………………….. 78
4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ …………………………………….. 79
4.2.3 Разработка графика проведения научного исследования ………………………. 80
4.2.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) ……………………………… 82
4.2.5 Расчет материальных затрат НТИ ………………………………………………………… 83
4.2.6 Основная заработная плата исполнителей темы……………………………………. 83
4.2.7 Дополнительная заработная плата исполнителей темы …………………………. 85
4.2.8 Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) …………….. 86
4.2.9 Накладные расходы……………………………………………………………………………… 87
4.2.10 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта ….. 87
4.3 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной,социальной и экономической эффективности исследования ………. 88
5 Социальная ответственность …………………………………………………………………….. 92
5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …………. 93
5.1.1 Правовые нормы обеспечения безопасности ………………………………………… 95
5.1.2 Организация рабочего места исследователя……………………………….100
5.2 Производственная безопасность……………………………………………………………. 102
5.2.1 Микроклимат …………………………………………………………………………………….. 103
5.2.2 Недостаточная освещенность рабочего места …………………………………….. 104
5.2.3 Шум и вибрация ………………………………………………………………………………… 105
5.2.4 Электромагнитное излучение …………………………………………………………….. 106
5.2.5 Психофизиологические факторы ……………………………………………………….. 107
5.2.6 Обеспечение электробезопасности …………………………………………………….. 108
5.3 Экологическая безопасность …………………………………………………………………. 109
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………………………. 110
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 111
Список использованных источников ………………………………………………………….. 112
Список публикаций студента ……………………………………………………………………… 113
Приложение А …………………………………………………………………………………………… 115
Приложение Б ……………………………………………………………………………………………. 116
Приложение В……………………………………………………………………………………………. 117
Приложение Г ……………………………………………………………………………………………. 118
Приложение Д……………………………………………………………………………………………. 119
Приложение Е ……………………………………………………………………………………………. 120
В настоящее время цифровизация, и в частности технологии, создающие
ощущение присутствия, повсеместно внедряются в промышленные и научные
отрасли. Одной из составляющих устойчивого развития государства является
обеспечение режима защищенности объектов со сложным технологическим
процессом путем создания системы безопасности. Формирование данных
условий происходит за счет выделения и проведения описания анализа основных
угроз по отношению к объекту. К тому же, современные тенденции
переоснащения производственных объектов и создание новых
высокотехнологичных производств ставят вопрос о квалификации
обслуживающего персонала. Полностью исключить влияние человеческого
фактора на безопасность производственных объектов не представляется
возможным.
Одним из вариантов уменьшения воздействия данного фактора на
безопасность важных объектов является обучение с помощью виртуальных
симуляторов. В настоящий момент в рамках атомной отрасли технологии
виртуальной реальности используются как для того, чтобы показать основные
принципы и технологии, благодаря которым осуществим ядерно-топливный
цикл, так и для обучения. Посетить реальные объекты в рамках учебных практик
в равной степени всеми студентами не всегда представляется возможным, и в
данном случае изучение технологических процессов под тем или иным углом с
помощью наглядно функционирующих моделей может повысить эффективность
усвоения учебного материала. Кроме того, подобные технологии можно
использовать в ситуациях, требующих быстрой трансформации имеющихся
знаний для облегчения восприятия материала.
На момент написания данной работы в открытом доступе
информационные модели, касающиеся обращения ядерного топлива в рамках
ядерно-топливного цикла, отсутствуют. Таким образом, цель данной работы
состоит в первичном формировании универсального информационного ресурса,
описывающего процесс обращения ядерного топлива на АЭС, для его
дальнейшей разработки и использования в образовательных целях. В рамках
данной цели были сформулированы следующие задачи:
– обоснование и выбор технологии моделирования и описания этапов
обращения ядерного топлива на АЭС;
– выработка эскизных решений по проведению моделирования этапов
обращения ядерного топлива на АЭС;
– выделение этапов технологического процесса на гипотетическом
объекте и изучение нормативных и технологических материалов по входящим в
каждый этап объектам моделирования;
– подготовка и адаптация исходных данных и материалов для создания
интерактивного ресурса;
– составление бюджета на разработку научно-технического исследования;
– анализ рабочего места студента на предмет возникновения вредных и
опасных факторов.
1 Предпосылки к созданию универсального информационного
ресурса для обучающихся
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!