Рецепция образа Гамлета в современном англоязычном романе

Шерихова Евгения Игоревна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена рецепции образа Гамлета в современном англоязычном романе на примере четырех произведений: «В скорлупе» (2011) И. Макьюэна, «Офелия» (2006) Л. Клейн, «Дайте мне рассказать» (2008) П. Грифитса и «Спасти Гамлета» (2016) М. Бут.
Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что анализ современных «гамлетовских» интерпретаций позволяет по-новому взглянуть на «Гамлета» Шекспира и сосредоточить внимание на таких аспектах произведения, которые становятся заметны только через призму прошедших веков. Кроме того, исследование вводит в научный оборот представление о ряде современных художественных произведений, ранее удостоившихся только рецензий в прессе, но не изучавшихся в контексте рецепции шекспировского наследия.
Гамлет Шекспира рассматривается в работе как образ архетипический, и его мифологическими чертами обусловлены особенности рецепции, такие как большое разнообразие встретившихся жанровых вариаций романа и проблем, поднимаемых авторами. Вместе с тем в результате работы выявлена проблематика, характерная именно для образа Гамлета, и встречающаяся во всех проанализированных произведениях.

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Гамлет как миф…………………………………………….7
Глава 2. Функционирование логики мифа в «Гамлете»………….14
Глава 3. Роман Иэна Макьюэна «В скорлупе»……………………26
Глава 4. Роман Лизы Клейн «Офелия»…………………………….34
Глава 5. Роман Пола Гриффитса «Дайте мне рассказать»………..40
Глава 6. Роман Молли Бут «Спасти Гамлета»…………………….49
Заключение…………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………….59

Рецепция творчества Уильяма Шекспира в критике и в литературе отличается поразительным разнообразием. Сложность и многоплановость его произведений не только вдохновляют на споры ученых-литературоведов, но и позволяют писателям предлагать бесчисленные художественные интерпретации известных образов и сюжетов. Так, например о «Гамлете» написано множество научных работ, но по его мотивам написано не меньшее количество литературных текстов. Из трагедии Шекспира заимствуются сюжетные линии, персонажи, отдельные узнаваемые образы и мотивы, ставшие крылатыми цитаты — не имеет значения, насколько мала «единица заимствования», важно то, что она обогащает культурный контекст современной литературы и — поскольку законы в искусстве имеют обратное действие — привносит что-то новое в интерпретацию классического текста.
В настоящей работе мы намерены рассмотреть рецепцию трагедии «Гамлет» Шекспира в современном англоязычном романе в самых разных проявлениях. Избрание англоязычной литературы в качестве объекта изучения обусловлено тем, что именно англоязычные авторы имеют дело с оригинальным текстом трагедии, живут внутри культуры, во многом определяемой творчеством Шекспира, говорят и пишут на языке, в плоть и кровь которого вошли шекспиризмы. Жанр романа выбран нами потому, что позволяет охватить наибольшее количество образов и мотивов, вывести наибольшее количество персонажей, и значит, является наиболее показательным для целей нашего исследования.
При этом, как мы уже говорили, рецепция шекспировского наследия весьма неоднородна, и особенно это касается «Гамлета», поэтому, даже сузив рамки исследования до рецепции одной пьесы в границах одного жанра, мы должны для сравнения выбранных произведений свести их к некоторому общему знаменателю. То есть нам придется ответить на вопросы: что, кроме общего источника, объединяет рассматриваемые романы? Почему именно «Гамлет» порождает столько несхожих между собой трактовок? И, наконец, что отличает рецепцию «Гамлета» в современной литературе от рецепции других классических произведений? Ответ, как нам кажется, можно найти, если рассмотреть трагедию Шекспира как миф, а ее рецепцию, соответственно, как рецепцию мифа.
Таким образом, цель нашей работы — изучить рецепцию образов «Гамлета» Шекспира в современном англоязычном романе. Задачи работы:
Рассмотреть трагедию «Гамлет» с точки зрения мифологии, выделить черты, роднящие ее с мифом;
Выяснить, каким образом мифологические черты произведения влияют на его интерпретацию в литературе;
Разобрать на конкретных примерах развитие «мифа о Гамлете» в современном англоязычном романе.
Актуальность работы заключается в выборе для исследования современных произведений, позволяющих в то же время обратиться к классическому тексту, значение которого для мировой культуры неоценимо, и который не теряет популярности даже спустя столетия.
Научная новизна проведенного исследования, в свою очередь, определяется тем, что через современную художественную литературу мы получаем возможность по-новому взглянуть на «Гамлета» Шекспира и сосредоточить внимание на таких аспектах произведения, которые становятся заметны только через призму прошедших веков. Кроме того, мы ввели в научный оборот представление о ряде современных художественных произведений, ранее удостоившихся только рецензий в прессе, но не изучавшихся в контексте рецепции шекспировского наследия.
Изучение рецепции образов «Гамлета» показывает, что, как по закону сообщающихся сосудов, не только классика обогащает современную культуру, но и современность привносит что-то новое в наше видение классических произведений.
Объектом нашего исследования стали следующие романы: «Офелия» («Ophelia», 2006) Лизы Клейн, «Дайте мне рассказать» («Let me tell you», 2008) Пола Гриффитса, «В скорлупе» («Nutshell», 2011) Иэна Макьюэна и «Спасти Гамлета» («Saving Hamlet», 2016) Молли Бут.
При сравнении выбранных романов мы используем компаративистский подход в сочетании с мифокритикой, методологической базой исследования являются труды по мифологии Е. М. Мелетинского, Я. Э. Голосовкера, Дж. Кэмпбелла, К. Г. Юнга, М. Элиаде, Дж. Фрезера. Кроме того, мы обращались к посвященным «Гамлету» Шекспира работам английских, французских и русских авторов. Чтобы подробно проследить развитие критической мысли, мы привлекли не только современные литературоведческие исследования, но и критику XIX века, начиная с С. Т. Кольриджа как основоположника современной шекспировской критики. При анализе же выбранных романов, поскольку большинство из них в силу тех или иных обстоятельств не изучались ранее, мы опирались на интервью с их авторами и отзывами в прессе.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 6 глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования, мы выносим на защиту следующие положения:
Трагедия Шекспира «Гамлет», а особенно образ героя, имеет много мифологических черт;
Означенные черты позволяют ей функционировать в мировой литературе (и шире — в культуре) схожим с мифом образом;
Архетип Гамлета не теряет актуальности, чем объясняется отчасти популярность «Гамлета» в наше время;
Именно обращением к «Гамлету» как к тексту мифологическому определяются особенности рецепции шекспировских образов в современной литературе.

В ходе работы мы проанализировали четыре современных англоязычных романа, так или иначе обращающихся к образу шекспировского Гамлета. Даже при такой ограниченной выборке можно увидеть, что диапазон жанровых модификаций очень широк: мы выделили философский, любовно-авантюрный и экспериментальный романы, роман для юношества. Во всех четырех произведениях различались интенции авторов, целевая аудитория, художественные средства, круг обсуждаемых проблем. Различным был и способ включения образа Гамлета в текст. У МакЮэна он выступил героем-повествователем с узнаваемыми чертами; Гриффитс реализовал в первую очередь архетипический сюжет «Гамлета»; Лиза Клейн оттеснила Гамлета на второй план, превратив его в персонаж-функцию; Молли Бут изобразила шекспировского Гамлета абстракцией, способной выражать любые смыслы.
Общая черта выбранных произведений, кроме использования образа Гамлета, – повествование от первого лица. Такой способ наррации типичен для современной литературы и, возможно, не требует дополнительного комментария. Однако заметим, что образ Гамлета, интроспективный и медитативный, сам по себе располагает к этому типу повествования.
Что же касается проблем, которых авторы касаются в своих романах, то их можно условно разделить на вечные и актуальные. Вечные проблемы поднимались еще в трагедии Шекспира и сохранили свое содержание в современной литературе: сюда отнесем проблемы выбора, мести, смерти и любви. Актуальные проблемы, встречающиеся в исследованных романах, это проблемы сексуальности, сексизма и гендерных ролей («Офелия», «Спасти Гамлета»), экологические и политические вызовы («В скорлупе»). Особняком стоит «Дайте мне рассказать» П. Гриффитса, где в круг внимания автора попадают также вопросы об ограниченности языка и языковой детерминированности сознания. Общей для всех романов является проблема самоидентификации, рассматриваемая с разных сторон, от иронического скептицизма Гамлета Макьюэна до борьбы с патриархальным обществом Офелии Клейн.
Именно это последнее обстоятельство и определило, на наш взгляд, обращение авторов к образу шекспировского Гамлета. По нашей гипотезе, Гамлет как архетип отражает процесс индивидуации современного человека, с которым сопряжены как положительные аспекты в виде возрастающей осознанности и свободы выбора, так и трагическая оторванность от окружающей реальности и усиливающаяся изоляция. Длительность этого процесса, начавшегося в эпоху Возрождения и не закончившегося до наших дней, позволяет архетипу Гамлета жить и функционировать в современной культуре на правах нового мифа.
Итак, в результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Гамлет Шекспира является архетипическим образом и имеет полное право стоять в одном ряду с мифическими образами и сюжетами;
Этим объясняется популярность трагедии «Гамлет» и образа ее главного героя в наши дни;
Обращение к образу Гамлета позволяет авторам поднимать очень широкий круг проблем, от вечных до ультрасовременных;
Обращение к образу Гамлета не налагает на авторов никаких ограничений в области жанра и жанровых модификаций;
Обращение к образу Гамлета позволяет решать любые художественные задачи, от экспериментальных до просветительских.
Безусловно, анализ четырех романов не может нам дать полную картину рецепции образа даже в пределах одного жанра. Исследование можно продолжать за счет анализа других произведений, таких как «Гертруда и Клавдий» Апдайка, где действие происходит внутри условного мира «Гамлета», или «Черный принц» А. Мердок и «Деньги: записка самоубийцы» М. Эмиса, где «Гамлет» Шекспира существует как часть реального мира. В романах последнего типа интересно было бы проанализировать ассоциирующиеся с «Гамлетом» знаковые атрибуты (череп, черная одежда и т.п.).
Для получения более точного представления о рецепции образа Гамлета можно расширить рамки исследования до других жанров (например, малой прозы) и родов литературы, включив в работу анализ лирических и драматических произведений, а также изучить интерпретации образа в литературе других эпох, а не только современной.
Такое всеохватное исследование позволило бы нам выявить тенденции и проследить их изменение с течением времени и разработать классификацию произведений, обращающихся к архетипу Гамлета, в зависимости от их проблематики, специфики интерпретации образа или других особенностей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет