Роль культурных мегасобытий в формировании внешнеполитического имиджа современной России

Рыжова Алёна Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Международные мега-события, такие как Олимпийские игры, Универсиада, ЧМ мира по футболу и многие другие становятся одним из основных инструментов повышения конкурентоспособности России на мировой арене в условиях глобализации мирового экономического пространства. Подобные события способствуют обновлению инфраструктуры региона, в котором они проводятся, увеличению туристического потока, а также стимулированию экономического развития и имиджевой привлекательности страны в целом.

Начало информационной эпохи, процесс глобализации и развитие компьютерных технологий существенно увеличили роль информации, затронув многие сферы общественной деятельности и выявив необходимость в разработке и дальнейшем применении новых инструментов для конкурентного развития государств.
Одним из главных таких инструментов на сегодняшний день является формирование и укрепление положительного внешнеполитического имиджа страны как компонента мягкой силы, основанной на притягательности культуры и ценностей нации. Создание положительного имиджа страны осуществляется с целью повышения международного влияния государства, улучшения его авторитета на мировой арене. Внешнеполитический имидж страны отражает экономическую силу государства, его мощь, богатство и уровень развития культуры. Сегодня в создании внешнеполитического имиджа страны применяется огромное количество PR-инструментов, разрабатываются специальные стратегии, направленные на благоприятное развитие имиджа страны. С целью развития туризма, привлечения зарубежных инвестиций, создания привлекательного образа страны все современные государства целенаправленно используют методы государственного пиара.
Имидж современного государства может формироваться из различных компонентов, включая политику, экономику, военную мощь. Однако в условиях глобализации особая роль среди имиджеобразующих факторов отводится культурному потенциалу нации и событиям в этой области. Культура охватывает все сферы общественной и личной жизни, национальная идея, представления о внутренней силе, сплоченности государства воплощаются в культурной идентичности народа.
Культура выражается не только через историческое и культурное наследие нации, но также проявляется через проведение государством различных мега-событий на территории своей страны. По мнению профессора социологических наук М. Роше именно мега-событие придает международную значимость государству-организатору, привлекая при этом внимание мировой аудитории.
В сравнении со странами запада, где актуализация имиджевой проблематики началась с конца двадцатого века и была обусловлена международной конкуренцией в силу высоких темпов глобализации, в России, пережившей к этому времени серьезную трансформацию социально-политической системы, вопрос о создании позитивного имиджа страны приобрел свое значение относительно недавно, когда стабилизировалось социально-экономическое положение в стране.
Подтверждением выступает развитие отечественной имиджеологии, проявляемый интерес государства к вопросам создания положительного имиджа страны, а также конкретные действия правительства Российской Федерации. Одно из таких направлений – организация мега-событий, хозяйкой которых стала Россия. Исследователи относят к мега-событиям финал Евровидения-2009, Универсиаду-2013 в Казани, Олимпиаду-2014 в Сочи, Кубок конфедераций-2017, Чемпионат мира по футболу-2018, а также ежегодные международные мероприятия в области кино, музыки, экономики. Подобные мероприятия позволили России оказаться на первых полосах мировых СМИ и привлечь внимание мировой аудитории. В результате проведения масштабных международных проектов в России были созданы дополнительные условия и перспективы в формировании и укреплении международного имиджа страны.
Мега-события, проводимые в различных областях культуры, способствуют установлению международных контактов, помогают налаживать культурные, политические и экономические связи. На время проведения мероприятия страна всегда находится в центре мировых СМИ, привлекая взгляды со всего мира, что можно эффективно использовать в долгосрочной перспективе.
Во время проведения подобных масштабных мероприятий огромная роль отводится представлению великой российской культуры как одному из самых эффективных инструментов в формировании и укреплении международного имиджа страны. Именно культура, выраженная высокими достижениями и успехами в области искусства, литературы, образования и науки, позволяет развеять сформированные негативные стереотипы в сознании иностранных граждан. Не случайно культура нации и разработанные на ее основе культурные коммуникации среди экспертов считается одним из наиболее эффективных способов преодоления культурных различий, политических предубеждений и языкового барьера.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование положительного внешнеполитического имиджа страны через использование средств «мягкой силы» эффективно используется сегодня государственными структурами. На сегодняшний день Россия обладает значительным опытом в подготовке и проведении масштабных культурных, спортивных событий и имеет огромный потенциал в реализации более крупных проектов. В преддверии столь значительного мега-события как Чемпионат мира по футболу, который пройдет в России летом 2018 года, тема исследовательской работы приобретает еще большую актуальность.
Цель данной работы определить влияние мега-событий на формирование внешнеполитического имиджа России, проанализировав самые значимые мега-проекты.
Для достижения поставленной цели автор определил следующие задачи:
Рассмотреть основные подходы к определению понятия внешнеполитического имиджа страны и способов его формирования,
Определить роль культуры и культурного компонента мега-событий в формировании международного имиджа страны,
Рассмотреть существующие определения понятия мега-события и выявить его роль в создании внешнеполитического имиджа страны,
Дать полную характеристику международному имиджу современной России через призму существующих международных рейтингов,
Выявить возможные инструменты улучшения внешнеполитического имиджа Российской Федерации,
Определить роль культурных, спортивных, молодежных мега-событий в формировании международного имиджа России, рассмотрев конкретные мега-проекты.
Объектом исследования выступает культурные мега-события в России. Предметом исследования являются технологии использования мега-событий на территории Российской Федерации в формировании внешнеполитического имиджа страны.
Степень изученности темы. Уровень разработки проблем, связанных с использованием проведения мега-событий как фактора формирования позитивного имиджа страны, на сегодняшний день крайне невысока в нашей стране, в зарубежных странах этой проблеме уделяется чуть больше внимания, например, в работах таких известных академиков, как М. Роше, М. Мюллер, У. Дженнингс.
В то же время довольно много внимания как в отечественных, так и в зарубежных работах уделяется разработке теоретических вопросов в формировании имиджа страны, описанию особенностей определенных коммуникативных технологий. Например, вопросы теории и истории имиджелогии всесторонне раскрыты в работах Д.П. Гавра, К.С. Гаджиева, Э.А. Галумова. Эти авторитетные специалисты предлагают различные подходы к определению понятия «имидж», исследуют механизмы и способы его формирования. В центре внимания этих специалистов лежит имидж государства как особая разновидность имиджа территории. В монографиях известных зарубежных академиков в области брендинга, таких как С. Анхольт и Дж. Хилдрет, Ф. Котлер, Д. Гайдер и И. Рейн, Н. Пападопулос и Л. Хэслоп представлены современные концепции брендинга, что явилось фундаментальной базой при написании теоретической части работы. Так, например, известный специалист по вопросам территориального брендинга С. Анхольт рассматривает имидж государства как основу государственного брендинга и связывает его с общественной дипломатией. Английский экономист Ф. Котлер считает государственный брендинг неотъемлемой частью политических стратегий современных государств. Авторы ряда монографий по проблемам странового брендинга Н. Пападопулос и Л. Хэслоп обосновывают его целесообразность на основе понятия конкурентной идентичности.
При написании работы автор обращался к статьям российских и зарубежных специалистов по связям с общественностью, большая часть из которых была представлена в современных журналах, сборниках, а также материалах различных конференций. В работах Ю.Г. ЖегловойС.М. Виноградовой и Г.С. Мельник, М.А. М.А. Бочанова всесторонне рассматривается внешнеполитический имидж России, способы его формирования и инструменты его улучшения. Так, представители петербургской научной школы проф. С.М. Виноградова и Г.С. Мельник отмечают, что в формировании современного имиджа государства исключительную роль играют СМИ.
Роль культуры в формировании международного имиджа страны была рассмотрена в работах отечественных исследователей, среди которых А.П. Садохин и Т.Г. Грушевицкая, Е.Л. Головлева, И.А. Гринев. Также стоит отметить работу С. Анхольта, который отводит огромное значение культуре в продвижении международного имиджа страны.
Источниковая база исследования. Для того, чтобы дать наиболее полную оценку имиджа современной России, автор обратился и к известным международным рейтингам, и проанализировал положение России. Автор рассматривал рейтинг «мягкой силы», «индекс хороших стран», глобальный индекс миролюбия, индекс процветания государств и другие. При анализе использовались самые последние данные, которые отражают реальное место России на мировой арене по главным показателям «мягкой силы»: уровень свободы прессы, наличие образовательных и культурных проектов, экология государства, уровень коррупции в стране и многие другие. Эти источники позволили исследовать место России в системе современных международных отношений с позиции различных систем оценки, а также увидеть сильные и слабые стороны в современном имидже нашей страны.
Несмотря на возросший интерес к проведению мега-событий со стороны государства, вниманию иностранных СМИ, в научной литературе роль культурных масштабных проектов полностью не изучена. В связи с этим при рассмотрении конкретных мега-проектов, автор обращался к официальным сайтам ФИФА, ПМЭФ, ПМЮФ, Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Материалы, доступные на этих сайтах, предоставляют точные статистические данные, позволяющие сделать более глубокий анализ проведения конкретного мероприятия.
Также автор обратился к официальным документам, таким как Концепция внешней политики Российской Федерации, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества с целью обозначения одной из приоритетных задач, одна из которых формирование и продвижение положительного международного имиджа России.
В ходе исследования были применены следующие методы: метод комплексного анализа, синтеза для изучения понятий внешнеполитический имидж, спортивный брендинг, мега-события, метод контент-анализа при изучении материалов в российских и зарубежных СМИ о проведенных мега-событиях в России, при работе со статистическими данными и рейтингами применялся вторичный анализ эмпирических данных.
Анализ научной литературы и источниковой базы выявил, что роль культурных мега-событий в формировании внешнеполитического имиджа страны, особенно имиджа России остается не изучена, что обуславливает научную новизну данного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала двадцать первого века, а именно когда Россия стала принимать участие в проведении крупных международных мероприятий. Анализируя современный период, автор рассматривает недавние мега-события, которые проходили в России.
Теоретическая значимость исследования состоит в попытке автора провести комплексный анализ того, какое влияние оказывают масштабные культурные и спортивные мега-события на имидж страны в контексте современных брендинговых теорий на фоне отсутствия обобщающих трудов по указанной проблематике.
Практическая значимость исследования основана на том, что предлагаемые автором результаты проведенного исследования могут использоваться в дальнейшей работе по формированию благоприятного имиджа нашей страны посредством организации культурных и спортивных мега-событий.
Структура диссертации.
В первой части работы представлена теоритическая часть, где подробно рассмотрены основные подходы в определении понятия внешнеполитического имиджа, способы его формирования. Подробно изучена роль культуры в формировании международного имиджа страны, а также способах его проявления. Также автор рассматривает существующие определения феномена мега-события и его значении в современном мире, а именно как проведение масштабного мероприятия способно повлиять на имидж страны.
Вторая часть работы отражает существующий внешнеполитический имидж современной России через ее положение в ведущих международных рейтингах, а также предложены способы по формированию благоприятного имиджа Российской Федерации. Далее на конкретных примерах показана роль определенных мега-событий в укреплении и продвижении положительного международного имиджа России.

В современном мире практически все страны заинтересованы в создании позитивного внешнеполитического имиджа, так как благоприятный имидж страны обеспечивает защиту национальных интересов, способствует достижению внешнеполитических задач, а также дает поддержку от всего мирового сообщества.
На сегодняшний день внешнеполитический имидж страны определяет роль государства на международной арене, также степень влияния в решении различных вопросах, включая возможность отстаивания национальных интересов.
Имидж страны играет важную роль как во внешнеполитическом процессе, так и может отражаться во внутренней жизни государства. В связи с чем укрепление международного имиджа страны становится эффективным инструментом в реализации государственных интересов.
Осуществленный в ходе исследования анализ существующих проблем формирования и продвижения внешнеполитического имиджа страны и роли культурных мега-событий как эффективного имиджеобразующего фактора позволил сделать следующие выводы:
Имидж страны является сложным комплексом объективных характеристик государственной системы: экономических, политических, национальных, географических, культурных, которые формируются в сознании общественности в процессе развития государственности страны как сложной динамической подсистемы мирового устройства.
Международный имидж страны приобрел большое значение в условиях роста глобализационных процессов и на сегодняшний день внешнеполитический имидж страны является отражением мощи государства и уровня его развития.
Разработка эффективных имиджевых стратегий являются неотъемлемой частью деятельности государственных структур, так как это напрямую влияет на создание благоприятного имиджа страны. Международный имидж формируется в условиях использования государственного пиара, который включает в себя различные средства, в том числе проведение международных мега-событий.
Ценность культуры проявляется в том, что она является качественным показателем и демонстрирует уровень развития нации, проявление которого способно подчеркнуть сильные стороны ее имиджа.
Использование проведения мега-события в формировании международного имиджа России является относительно молодым направлением, при этом такой способ зарекомендовал себя как успешный и эффективный инструмент. Масштабные мероприятия помогают наладить межкультурные коммуникации, улучшить политические связи, происходит привлечение большого количества СМИ к самому событию и к государству в целом.
За последние несколько лет имидж Российской Федерации претерпел серьезные изменения. Современные мега-события, которые проводятся в России, играют позитивную роль в формировании внешнеполитического имиджа страны. Среди таких международных проектов можно выделить Евровидение-2009, Всемирную летнюю Универсиаду-2013 в Казани, Олимпийские зимние игры-2014 в Сочи, Кубок конфедераций-2017 в Санкт-Петербурге, Чемпионат мира по футболу 2018, а также ежегодные международные форумы, например, Петербургский международный культурный форум, Петербургский международный экономический форум и другие.
Процесс подготовки к проведению крупных международных событий позволяет создавать долгосрочные условия для привлечения туристов и зарубежных инвестиций.
Проведение крупных международных событий привлекли внимание мировой аудитории и иностранных СМИ к России, при этом большинство отзывов и комментариев являлись положительными. Всегда отмечается уровень проведения и организации, гости всегда остаются под впечатлением от размаха мероприятий, оценивая при этом гостеприимность и доброжелательность.
Возможность стать России хозяйкой мега-события позволяет гостям и зрителям узнать традиции, ценности нации, в результате чего многие сложившееся стереотипы развеиваются и формируется новое представление о современной России.
Прошедшие мега-события, а также положительные отзывы об их проведении подтверждают, что значимым элементом в формировании международного имиджа России выступает организация подобных масштабных международных проектов.
Для российского правительства на сегодняшний день задача по формированию положительного внешнеполитического имиджа является актуальной и одной из приоритетных, так как это будет способствовать улучшению положения России на мировой арене в целом.
Исходя из того, на каком месте Россия находится в ведущих международных рейтингах, следует сказать, что необходима серьезная работа, направленная на улучшение международного имиджа России. Работа, направленная на изменение и улучшение международного имиджа Российской Федерации, должна начинаться прежде всего с долгосрочного стратегического планирования. Спонтанные и одиночные акции не способны привести к образованию устойчивых тенденций, тем более изменить сформированные стереотипы восприятия.
Таким образом, организованные в России мега-события подтверждают, что подобные масштабные международные проекты способны действенным образом улучшить международный имидж России и способствовать тому, чтобы мир по-новому воспринимал Россию и на высоком уровне оценивал ее притягательный культурно-исторический имидж.

Источники
Документы
Концепция внешней политика РФ, 28 июня 2000//Официальные сетевые ресурсы президента России- URL: http://kremlin.ru/acts/news/7893
Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. //МИД РФ-URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent
Тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000» //Дипломатический ве6стник. 2000. № 4 (апрель). С. 76-84.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету