Роль научно-фондовой работы в музее при создании экспозиции
Работа посвящена анализу особенностей взаимодействия научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельностей, оценке их актуального состояния и специфики связей. Рассматриваются проблемы одновременного проведения научно-исследовательской, научно-фондовой и экспозиционной работ. Освещаются различные подходы к работе с музейным предметом, вопросы актуальной практики «открытого хранения» музейных фондов как средства музейной коммуникации.
Введение 4
Глава 1. Цели и задачи научно-фондовой деятельности в российских государственных музеях……………………………………………………….11
1.1. История формирования и особенности законодательной и ведомственной регламентации научно-фондовой работы …………….………11
1.1.1 Законодательное регулирование общих вопросов государственной охраны и движения памятников истории и культуры…………….……………12
1.1.2 Нормативно-правовые акты, касающиеся работы по государственному сохранению, учету и хранению предметов…………….…14
1.1.3 Ведомственная регламентация учета и хранения музейных предметов….……………………………………………………………………………………………18
1.2. Задачи и цели организации, изучения, хранения и учета музейных фондов………………………………………………………………………..…..26
Глава 2. Современные тенденции экспозиционной деятельности российских государственных музеев в контексте научно-фондовой работы…………..37
2.1. Вопросы проектирования и принципы построения музейной экспозиции на базе научной концепции развития музея……………………37
2.2. Актуальная практика экспозиционной работы в созависимости от научно-фондовой деятельности……………………………………………….41
Глава 3. Аспекты взаимодействия научно-фондовой и экспозиционной деятельностей…………………………………………………………………….48
3.1. Музейный предмет как объект научно-фондовой и экспозиционной работы……………………………………………………………………………48
3.2. Одновременное проведение научно-исследовательской, научно-фондовой работ и создание временных выставок…………………………………………………………………………54
3.3. Проблемы «открытого хранения» музейных фондов……………..60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список источников и литературы, использованных в работе………………69
Приложения………………………………………………………………………82
Сегодня при заметном росте количества временных выставок в музеях необходимо подчеркивать значимость для государства, общества и профессионалов научно-фондовой и научно-исследовательской деятельностей. Еще в 1980-е годы в советском музееведении научно-собирательная и фондовая работы были действительно важны, но сегодня традицию научно-фондовой деятельности продолжают и развивают преимущественно главные российские государственные музеи с длительной собственной историей и сформированным образцом научно-фондовой работы.
Для современных российских музеев изменились экономические и юридические условия сложной деятельности по выявлению предметов, их сбору и комплектованию фондов. Музейный учет и музейное хранение теряют творческий аспект, воспринимаются абсолютно утилитарными и прагматичными. На фоне отклонения от традиций работы музеев России, стремления современного российского мира к зарубежным аналогам, появляется опасность потери специфических черт отечественного музея с его традиционным стремлением к сохранению, восстановлению, охране музейных ценностей, внутримузейной научно-исследовательской работе.
Тематика диссертационного исследования представляется актуальной по следующим причинам:
современная тенденция трансформации российских музеев (компьютеризация, модернизация, либерализация);
необходимость в оптимизации и популяризации различных форм музейной творческой деятельности;
нужда в понимании изменяющегося образа и пути развития российского музея;
необходимость представления научно-фондовой и экспозиционной деятельностей в условиях современной музейной реальности.
Научная новизна заключается в сравнительном анализе специфики и особенностей теории и практики взаимодействия научно-фондовой и экспозиционной деятельностей в современном музейном мире, введении понятия «потенциальный экспонат», актуальной оценке практики «открытого хранения» как новой формы музейной коммуникации предмета и посетителя.
Основные проблемы исследования:
Рассмотрены разные подходы в работе с музейным предметом как объектом научно-фондовой и экспозиционной деятельности.
Проанализированы практики одновременного проведения научно-исследовательской работы и создания временных выставок.
Определены особенности «открытого хранения» музейных фондов как формы сохранения и презентации музейной коллекции.
Обозначена специфика научно-фондовой работы с предметами современного искусства.
В связи с обозначенными проблемами необходимо рассмотреть ряд теоретических и практических вопросов, которые позволяют сформулировать цель и задачи исследовательской работы.
Цель исследования – сравнительный анализ современного состояния, специфики и связей научно-фондовой и экспозиционной работы в российской музейной среде.
Для достижения обозначенной цели нужно решить следующие задачи:
Проанализировать особенности научно-фондовой деятельности и экспозиционной работы в современном российском музее, базирующейся на теории документирования, теории тезаврирования и теории музейной коммуникации.
Изучить актуальные практики экспозиционно-выставочной деятельности через призму научно-фондовой работы.
Выявить формы взаимовлияния научно-фондовой работы на экспозиционную (путем обращения к темам «форм интерпретации музейных предметов», «научной концепции выставки»).
Проанализировать опыт создания «открытых фондов», выявить специфику данного музейно-коммуникативного средства.
Объект исследования – направления деятельности музея, предмет – современные практики взаимодействия научно-фондовой и экспозиционной деятельности.
Представляемые гипотезы:
Научно-фондовая работа – основа форм музейной коммуникации (экспозиции, экскурсии, публикации, лекции) и внутренних связей между формами, основа некоторых моделей музейной коммуникации (познавательной, эстетической и знаковой).
«Открытое хранение» – новый вид коммуникации предмета с человеком (наравне с экспозицией и фондовым хранилищем), позволяющий расширить формы взаимодействия музея и посетителя.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо отметить, что музей, являясь социально-культурным институтом, сохраняет и транслирует историческую память народа, выраженную в материальных или нематериальных ценностях, осуществляет следующие виды деятельности:
Роль научно-фондовой работы в музее при создании экспозиции. Почему не роль музейного дизайна или куратора? Для людей, включенных в музейную среду, действительно привычнее рассматривать подобные темы в экспозиционном контексте. Финальный блеск и успех экспозиции – это бесспорно заслуга огромной работы куратора, художника, экспозиционера, дизайнера, но и проведенной не в рамках планирования экспозиционных высказываний фондовой работы. Ведь в основе центральной формы музейной коммуникации – экспозиции – лежит информация, полученная в ходе проведения научно-фондовой деятельности. И сегодня необходимо повышать «взаимопонимание» между внутримузейными отделами, необходимое для полноценной научной и творческой работы в музее (например, путем увеличения базовых музееведческих знаний).
Поставленная перед исследованием цель комплексного изучения особенностей взаимодействия научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельностей, анализа их актуального состояния, специфики связей и различных подходов к работе с музейным предметом достигнута. Осуществлено путем сопоставления музейных идей и теорий (например, теория тезаврирования и теория музейной коммуникации), различных музейных категорий (например, информационное поле предмета), анализа практики и нормативной базы музейной работы, лежащих в основе и составляющих суть данных главенствующих форм музейной деятельности. В ходе исследования оценке был подвергнут коммуникативный потенциал научно-фондовой деятельности как формирующей музейные информационные связи (в контексте теории музейной коммуникации).
Были проанализированы:
1. Теоретические аспекты фондовой и экспозиционной деятельностей:
1) противоречия между научно-фондовой и экспозиционной работами;
2) связи научной концепции развития музея и комплектования фондов;
3) функции и свойства музейного предмета в контексте научно-фондовой и экспозиционной работы.
2. Практические аспекты фондовой и экспозиционной деятельностей:
1) типы структур научно-фондовой работы в музеях (различное понимание комплектования, систематизации, интерпретации);
2) конфликты в ходе реализации разных форм музейной деятельности (научно-фондовой, научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной);
3) записи информационной базы Государственного каталога Музейного фонда РФ как примеры результата научно-фондовой деятельности (достижения и недостатки);
4) потенциальные формы актуализации научно-фондовой работы в музее (информационные базы, веб-сайты данных).
В целях извлечения сущностных основ научно-фондовой деятельности были систематизированы по темам и блокам и проанализированы музейно-правовые нормативные документы. Также исследованы формы музейной работы с современным искусством, актуальная практика «открытого хранения», выявлены особенности данного средства музейной коммуникации.
Исследование основано на онтологическом и гносеологическом подходах к пониманию «музейного предмета». Данная работа не использует антропоцентрический подход или диалоговую модель музейной коммуникации, также не обращается к теме методов презентации музейного предмета в виртуальной реальности (пропедевтики посредством Интернет-представительств музеев) или публикации. Эти особые вопросы остаются открытыми для новых исследований.
В основе данной работы лежит представление о музейной деятельности как о постоянной коммуникации «предмет-человек» в разных формах публичного показа, в основе которой лежит внутримузейная научно-фондовая работа. Последняя осуществляет обработку закодированной в предметах информации, а значит, закладывает основы будущих форм музейной коммуникации. Обоснование сформулированной перед исследованием гипотезы, выдвигающей научно-фондовую работу в качестве основы будущих актов музейной коммуникации, происходит путем анализа моделей музейной коммуникации (познавательной, эстетической и знаковой), прослеживания уровня значимости научно-фондовой работы при реализации указанных моделей.
Проведенные учетно-хранительские мероприятия закладывают основу будущей коммуникации предмета со зрителем в разных формах музейной деятельности. Важная составляющая коммуникативного взаимодействия «музей-посетитель» обеспечивается раскрываемыми смыслами и закладываемыми идеями именно во время осуществления научных исследований, организации хранения, учета и документирования. Научно-фондовая работа в музее раскрывает полисемантичность музейного предмета. После многоэтапной атрибуции, экспертизы и исследований, в процессе организации хранения и благодаря профилактике музейного учета, раскрывается выставочный потенциал будущего экспоната. Выявленные в процессе проведения работы по учету и хранению черты и особенности предмета-документа в дальнейшем «влияют на его восприятие». Формы интерпретации музейного предмета, результаты заключенной в нем и раскодированной информации о культуре и истории, раскрытый информационный потенциал и считанные информационные поля отражаются в экспозиции. Однако любая музейная деятельность неизменно осуществляется для лучшего коммуникативного акта между музейным предметом и музейным посетителем.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!