Система навигации автономного мобильного робота для работы на Крайнем Севере

Петров, Дмитрий Дмитриевич Отделение автоматизации и робототехники (ОАР)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объектом исследования является способ корректировки местоположения, при инерциальной навигации мобильного робота на местности в условиях отсутствия/искажения сигнала ГЛОНАСС/GPS, для работы на Крайнем Севере.
Цель работы–разработка способа наземной корректировки навигации мобильного робота в условиях Крайнего Севера. В процессе исследования была изучена литература по тематике навигации мобильных роботов, в частности SLAM, судовой навигации, построения маршрутов, и видам алгоритмов, библиотек компьютерного зрения.
В результате исследования была разработана структурная схема, был сделан подбор устройств в соответствии с необходимым функционалом, был разработан алгоритм работы системы и написаны соответствующие программы.
Область применения: дорожные эксплуатационные предприятия.

Введение ………………………………………………………………………………………………. 14
1 Проблематика эксплуатации транспортной системы на Крайнем Севере
1.1 Существующие беспилотные решения……………………………. 17
1.2 Предлагаемое решение …………………………………………………… 20
1.3 Обзор литературных источников ……………………………………. 22
1.4 Наземные метки, анализ существующих решений ………….. 23
2 Предлагаемая система корректировки местоположения ……………….. 27
2.1 Форм фактор предлагаемой метки ………………………………….. 27
2.2 Способ корректировки местоположения мобильного робота
2.3 Распознавание метки и декодирование кода……………………. 31
3 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и
ресурсосбережение……………………………………………………………………………….. 34
3.1 Организация и планирование ОКР (НИР) работ ……………… 34
3.2 Определение продолжительности этапов работ ………………. 35
3.3 Расчет сметы затрат на выполнение проекта …………………… 39
3.4 Расчет затрат на материалы ……………………………………………. 39
3.5 Расчет заработной платы ………………………………………………… 40
3.6 Расчет затрат на социальный налог ………………………………… 41
3.7 Расчет затрат на электроэнергию ……………………………………. 41
3.8 Расчет амортизационных расходов …………………………………. 43
3.9 Расчет расходов, учитываемых непосредственно на основе
платежных (расчетных) документов (кроме суточных) …………….. 43
3.10 Расчет прочих расходов …………………………………………………. 44
3.11 Расчет общей себестоимости разработки ………………………… 44
3.12 Расчет прибыли ……………………………………………………………… 45
3.13 Расчет НДС ……………………………………………………………………. 45
3.14 Цена разработки ОКР (НИР) ………………………………………….. 45
3.15 Оценка экономической эффективности проекта ……………… 45
3.16 Заключение по экономической части ……………………………… 46
4 Социальная ответственность ……………………………………………………….. 47
4.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения
безопасности ……………………………………………………………………………. 47
4.2 Эргономические требования к рабочему месту исследователя
4.3 Производственная безопасность …………………………………….. 51
4.4 Анализ опасных и вредных производственных факторов … 52
4.5 Отсутствие или недостаток естественного света……………… 53
4.6 Превышение уровня шума ……………………………………………… 56
4.7 Опасные и вредные производственные факторы, связанные с
электромагнитными полями, неионизирующими ткани тела
человека…………………………………………………………………………………… 56
4.8 Экологическая безопасность…………………………………………… 59
4.9 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………….. 60
4.10 Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект
исследований …………………………………………………………………………… 60
4.11 Анализ вероятных ЧС, которые могут возникнуть при
исследовании объекта ………………………………………………………………. 61
4.12 Выводы по разделу «Социальная ответственность» ………… 65
Заключение ………………………………………………………………………………………….. 67
Список литературы ………………………………………………………………………………. 69
Приложение А(обязательное) Приложение на английском языке ………….. 74
Приложение Б «Листинг программы распознавания меток» ………………….. 83
Приложение В «Разработка мобильного робота на гусеничной платформе»
13

В Республике Саха (Якутия) 13 улусов (районов) находятся в
арктической зоне (рисунок 1). 90 % автомобильных дорог общего
пользования регионального значения составляют сезонные дороги
(автозимники), с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью
(грунтовые дороги V технической категории). До настоящего времени 248
населенных пунктов республики из 641 не обеспечены круглогодичной
связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам
с твердым покрытием [1].
В природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия)
содержание сезонных автомобильных дорог (автозимников) в связи с
высокой затратностью дорожной деятельности требует государственной
поддержки организаций, осуществляющих содержание дорог общего
пользования республиканского и межмуниципального значения в северных
и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия). От состояния
сезонных автомобильных дорог зависит завоз жизнеобеспечивающих
грузов в отдаленные и труднодоступные населённые пункты северных и
арктических улусов (районов) Республики Саха (Якутия) в зимний период.
В целях обеспечения жизнедеятельности населения арктических
районов республики, а также стабильного функционирования дорожной
сети в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия)
необходим надлежащий уровень содержания автомобильных дорог общего
пользования регионального и межмуниципального значения Республики
Саха (Якутия). С учётом высокой затратности дорожной деятельности по
обеспечению бесперебойного функционирования сезонных автодорог в
северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия)
требуется оказание государственной поддержки организациям,
обеспечивающим масштабные работы по реализации мероприятий,
предусмотренных планом дорожных работ.
В результате более 80 % территории республики имеет сезонную
транспортную доступность. Почти 88 % объема производства товаров и
услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений
и видами транспорта. Лишь около 20 % населения проживает в зоне
круглогодичного транспортного сообщения.

Проблема обслуживания зимников наиболее остро стоит перед
малонаселенными регионами страны, где расстояния между населенными
пунктами достаточно большие, а население этих поселков составляет 300-500
человек. В связи с климатическими изменениями последних лет проблема
обостряется, требуя увеличения финансирования и привлечения все больших
материальных и людских ресурсов. Возможное решение проблемы состоит в
применении автоматического комплекса по обслуживанию зимников.
Комплекс может быть построен на робототехнической платформе.
Дополнительная инфраструктура, для робототехнических устройств, может
быть построена на базе существующей инфраструктуры, предусмотренной
ГОСТом. Также мобильная часть комплекса может быть переоборудована из
существующих дорожным машин, путем внедрения устройства, аналогичного
(либо переобученного) решения “Cognitive Pilot”, компании “Cognitive
Technologies”, или решений других компаний. Данная работа посвящена
доработке инфраструктуры зимников, в условиях нестабильной спутниковой
системы навигации в высоких широтах, для наземной коррекции систем
навигации таких устройств. Показана возможность внедрения, простой в
изготовлении и обслуживании, системы меток и базы данных к ним,
позволяющая скорректировать накопленные ошибки инерциальных систем
навигации. Такая система корректировки навигации будет полезна также и для
беспилотных летательных аппаратов, так как применяемые сейчас
горизонтальные ARTag метки не применимы в условиях Крайнего Севера.
На основании вышесказанного, учитывая инфраструктурные,
технологические и правовые ограничения, предлагается внести поправки в
проект ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Зимние
автомобильные дороги (автозимники) и ледовые переправы. Технические
правила устройства и содержания», 2019 года, в части необязательного, но
возможного использования:
– меток, надеваемых на вешки;
– базы данных для беспилотных транспортных средств при
первоначальном обустройстве зимников.
Возможно, такие поправки послужат отправной точкой для развития
беспилотных транспортных средств для работы на Крайнем Севере.

1. В.Э. Карпов, Т.А.Волкова., «Управление роботом при движении по
вектору», Лаборатория робототехники и искусственного интеллекта
Политехнического музея. 2005 г.
2. Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю., Костюков В.А., Гайдук А.Р., Федоренко
Р.В., Гуренко Б.В., Крухмалев В.А., Медведева Т.Н. «Проектирование
роботов и робототехнических систем»: Учебное пособие – Ростов-на-Дону:
Изд-во ЮФУ, 2014. – 196 с.
3. Е. И. Берестов, И. В. Лесковец, «Методика расчета геометрических
параметровпризмыволочениянаотвале».ВестникБелорусско-
Российского университета. 2009. № 2 (23).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Робот для картографирования местности на базе стереокамеры
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Универсальный мехатронный модуль для мобильного робота
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Искусственные мускулы на основе капиллярной нити
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка автоматизированной системы обезвешивания на гибком подвесе
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Система виденья для людей с нарушением зрения
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Исследование роботизированной мобильной платформы KUKA youBot
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)