Словообразовательные модели абстрактных существительных в памятниках чешского языка

Тимофеева Мария Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена словообразовательным моделям абстрактных существительных в чешском памятнике XVI века. Основными источниками трактата, давшего материал для исследования, являются произведения античных авторов и писателей итальянского Возрождения. В процессе исследования выделяется ряд словообразовательных моделей и описываются их морфонологические особенности, дается характеристика словообразовательных типов и мотиваций анализируемых моделей, выделяются способы словообразования существительных, а также на основе разновременных словарей прослеживается история функционирования обозначенных абстрактных имен в чешском языке.

Значение словообразования в славянских языках трудно переоценить. Именно словообразовательный механизм в первую очередь обеспечивает язык бесконечным разнообразием слов, отвечающим всем потребностям общения: благодаря словообразованию язык постоянно пополняется новыми лексическими единицами разнообразного строения и семантики.
Данная работа посвящена исследованию словообразовательных моделей в древнем литературном тексте чешского языка. Материалом исследования послужил прозаический памятник XVI в. — трактат Яна Чешки «Řeči a naučení hlubokých mudrců» (философское научное сочинение, 12 728 печатных знаков с пробелами, использовался текст авторской редакции, вошедший в хрестоматийное издание NLN).
Предметом изучения являются абстрактные существительные. Само слово «абстракция» в переводе с латыни означает «отвлечение». Впервые этот термин был предложен еще Аристотелем. В лингвистике уже давно разрабатываются классификации лексических единиц на различных снованиях: грамматических, идеологических, лексико-семантических, функциональных и других. Как пишет И. В. Новицкая: «В таких группах выделяемые принципы представляют собой некий инвариантный признак, который должен быть свойственен всем элементам. Тем не менее внутри каждого из выделяемых классов или групп также можно установить определенную иерархию единиц, выстраиваемую на основе различной степени обобщенности понятия, стоящего за каждой единицей». Поэтому вполне обоснованы мнения лингвистов об уровневой организации как всего класса субстантивов, так и отдельных лексико-грамматических разрядов этого класса, выстраиваемой с точки зрения ступени абстракции. Отсюда следует, что вся лексическая система организована по уровням таким образом, что чем выше уровень, тем более абстрактное значение имеют слова, входящие в него. Таким образом, на самом высоком уровне находятся слова, обозначающие максимально обобщенные понятия, а на самом низком уровне находятся слова, которые характеризуются узкой сферой употребления и обозначают конкретные понятия. То есть в системе субстантива выделяют два типа единиц: абстрактные и конкретные. Связывая концепцию иерархической организации лексики с положением о различных типах абстракции, Л. О. Чернейко обосновала понимание абстрактного имени как «результат высшей ментальной деятельности человека». По мнению автора, абстрактное имя обобщает такие стороны материальной действительности, которые хотя и присущи ей, в самой действительности, кроме мысли ничем не объединены. Эмпирически постичь сущность явления, обозначаемого абстрактным именем невозможно. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что абстрактными именами следует считать такие лексические единицы, которые служат для обозначения понятий, относящихся только к области понимаемого и не обладающих чувственными образами. К подобным лексемам можно отнести обозначения качеств, свойств, признаков, способностей, состояний и так далее.
Объектом исследования являются словообразовательные модели абстрактных имен в обозначенном тексте.
Цель исследования — изучение структурной организации, продуктивности, семантических особенностей и истории функционирования словообразовательных моделей на материале абстрактных существительных, в трактате Я. Чешки «Řeči a naučení hlubokých mudrců».
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. методом сплошной выборки выявить абстрактные существительные в исследуемом тексте;
2. построить словообразовательные модели выделенных абстрактных имен;
3. на основе фиксации исследуемых существительных (и их производящих основ) в разнопериодных словарях (исторические словари, словари XIX в., словари современного чешского языка) проследить историю их функционирования;
4. проанализировать особенности словообразовательного значения и мотиваций в исследуемых моделях.
Поставленные задачи определяют методы, которые будут использованы в данном исследовании: описательный метод и метод компонентного анализа.
Как известно, изучение языка можно проводить в двух принципиально различных аспектах: синхронном и диахронном. В первом случае язык изучается как определенным образом организованная система средств общения, действующая в тот или иной период времени. «Задача такого изучения — описать устройство языка, вскрыть механизм его действия». При синхронном изучении не ставится вопрос о том, какие изменения в предшествующие периоды привели к современному состоянию. Цель диахронического языкознания — изучение языка как продукта исторического развития. На основе этих различий в науке сформировались два подхода к словообразованию: синхронный и диахронический. Из-за различия между ними одни и те же термины получают разное содержание. Так, при диахроническом подходе для того, чтобы установить производность слова, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них является более ранним, а какое поздним. При синхронном подходе для того, чтобы решить этот вопрос, устанавливается, какая из двух основ является более простой по форме и по смыслу. В данной работе будут применены оба подхода.
Описание словообразовательных аспектов в древних текстах позволяет определить базу современных словообразовательных процессов и вносит вклад в развитие исторического словообразования. Этим определяется актуальность исследования.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что ряд существенных вопросов, касающихся специфики словообразовательных аспектов в древних текстах, до сих пор в достаточной степени не изучен.
Теоретическую основу исследования составили труды В. В. Виноградова, М. Докулила, Е. А. Земской, Г. О. Винокура, И. С. Улуханова, Е. С. Кубряковой, Р. Х. Тугушевой, Г. П. Нещименко и других ученых-лингвистов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем еще раз ставятся дискуссионные вопросы, значимые для изучения словообразовательных процессов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные выводы могут быть использованы при изучении словообразовательных моделей в других памятниках и в другие периоды развития чешского языка.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет