Словообразовательные модели абстрактных существительных в памятниках чешского языка

Тимофеева Мария Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена словообразовательным моделям абстрактных существительных в чешском памятнике XVI века. Основными источниками трактата, давшего материал для исследования, являются произведения античных авторов и писателей итальянского Возрождения. В процессе исследования выделяется ряд словообразовательных моделей и описываются их морфонологические особенности, дается характеристика словообразовательных типов и мотиваций анализируемых моделей, выделяются способы словообразования существительных, а также на основе разновременных словарей прослеживается история функционирования обозначенных абстрактных имен в чешском языке.

Значение словообразования в славянских языках трудно переоценить. Именно словообразовательный механизм в первую очередь обеспечивает язык бесконечным разнообразием слов, отвечающим всем потребностям общения: благодаря словообразованию язык постоянно пополняется новыми лексическими единицами разнообразного строения и семантики.
Данная работа посвящена исследованию словообразовательных моделей в древнем литературном тексте чешского языка. Материалом исследования послужил прозаический памятник XVI в. — трактат Яна Чешки «Řeči a naučení hlubokých mudrců» (философское научное сочинение, 12 728 печатных знаков с пробелами, использовался текст авторской редакции, вошедший в хрестоматийное издание NLN).
Предметом изучения являются абстрактные существительные. Само слово «абстракция» в переводе с латыни означает «отвлечение». Впервые этот термин был предложен еще Аристотелем. В лингвистике уже давно разрабатываются классификации лексических единиц на различных снованиях: грамматических, идеологических, лексико-семантических, функциональных и других. Как пишет И. В. Новицкая: «В таких группах выделяемые принципы представляют собой некий инвариантный признак, который должен быть свойственен всем элементам. Тем не менее внутри каждого из выделяемых классов или групп также можно установить определенную иерархию единиц, выстраиваемую на основе различной степени обобщенности понятия, стоящего за каждой единицей». Поэтому вполне обоснованы мнения лингвистов об уровневой организации как всего класса субстантивов, так и отдельных лексико-грамматических разрядов этого класса, выстраиваемой с точки зрения ступени абстракции. Отсюда следует, что вся лексическая система организована по уровням таким образом, что чем выше уровень, тем более абстрактное значение имеют слова, входящие в него. Таким образом, на самом высоком уровне находятся слова, обозначающие максимально обобщенные понятия, а на самом низком уровне находятся слова, которые характеризуются узкой сферой употребления и обозначают конкретные понятия. То есть в системе субстантива выделяют два типа единиц: абстрактные и конкретные. Связывая концепцию иерархической организации лексики с положением о различных типах абстракции, Л. О. Чернейко обосновала понимание абстрактного имени как «результат высшей ментальной деятельности человека». По мнению автора, абстрактное имя обобщает такие стороны материальной действительности, которые хотя и присущи ей, в самой действительности, кроме мысли ничем не объединены. Эмпирически постичь сущность явления, обозначаемого абстрактным именем невозможно. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что абстрактными именами следует считать такие лексические единицы, которые служат для обозначения понятий, относящихся только к области понимаемого и не обладающих чувственными образами. К подобным лексемам можно отнести обозначения качеств, свойств, признаков, способностей, состояний и так далее.
Объектом исследования являются словообразовательные модели абстрактных имен в обозначенном тексте.
Цель исследования — изучение структурной организации, продуктивности, семантических особенностей и истории функционирования словообразовательных моделей на материале абстрактных существительных, в трактате Я. Чешки «Řeči a naučení hlubokých mudrců».
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. методом сплошной выборки выявить абстрактные существительные в исследуемом тексте;
2. построить словообразовательные модели выделенных абстрактных имен;
3. на основе фиксации исследуемых существительных (и их производящих основ) в разнопериодных словарях (исторические словари, словари XIX в., словари современного чешского языка) проследить историю их функционирования;
4. проанализировать особенности словообразовательного значения и мотиваций в исследуемых моделях.
Поставленные задачи определяют методы, которые будут использованы в данном исследовании: описательный метод и метод компонентного анализа.
Как известно, изучение языка можно проводить в двух принципиально различных аспектах: синхронном и диахронном. В первом случае язык изучается как определенным образом организованная система средств общения, действующая в тот или иной период времени. «Задача такого изучения — описать устройство языка, вскрыть механизм его действия». При синхронном изучении не ставится вопрос о том, какие изменения в предшествующие периоды привели к современному состоянию. Цель диахронического языкознания — изучение языка как продукта исторического развития. На основе этих различий в науке сформировались два подхода к словообразованию: синхронный и диахронический. Из-за различия между ними одни и те же термины получают разное содержание. Так, при диахроническом подходе для того, чтобы установить производность слова, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них является более ранним, а какое поздним. При синхронном подходе для того, чтобы решить этот вопрос, устанавливается, какая из двух основ является более простой по форме и по смыслу. В данной работе будут применены оба подхода.
Описание словообразовательных аспектов в древних текстах позволяет определить базу современных словообразовательных процессов и вносит вклад в развитие исторического словообразования. Этим определяется актуальность исследования.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что ряд существенных вопросов, касающихся специфики словообразовательных аспектов в древних текстах, до сих пор в достаточной степени не изучен.
Теоретическую основу исследования составили труды В. В. Виноградова, М. Докулила, Е. А. Земской, Г. О. Винокура, И. С. Улуханова, Е. С. Кубряковой, Р. Х. Тугушевой, Г. П. Нещименко и других ученых-лингвистов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем еще раз ставятся дискуссионные вопросы, значимые для изучения словообразовательных процессов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные выводы могут быть использованы при изучении словообразовательных моделей в других памятниках и в другие периоды развития чешского языка.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет