Социальные медиа как инструмент публичной политики (на примере гражданских инициатив в современной России)
Тема: «Социальные медиа как инструмент публичной политики (на примере гражданских инициатив в современной России)»
Объем выпускной квалификационной работы – 100 страниц, на которых размещены 13 рисунков и 1 таблица. В процессе написания работы использовалось 108 источников, из которых 30 – иностранных.
Объект исследования – социальные медиа в системе современного общественно-политического пространства.
Предмет исследования – особенности функционирования социальной сети Instagram в публичном пространстве на примере гражданского проекта «Baikal Save».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя ведение, три главы, разбитые на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении обозначена актуальность исследуемой проблемы, степень научной разработанности, гипотеза, объект и предмет, цели и задачи, эмпирическая база, теоретико-методологические основы исследования, методология, научная новизна и апробация результатов исследования.
В первой главе раскрывается теоретико-методологический аппарат понятия «публичная политика»: анализ терминологии и исследование сетевого подхода, приобретающий черты «сетевой публичной политики».
Во второй главе анализируются социальные медиа, функционирующие в контексте публичного пространства. Выделена теоретическая основа понятия, функции и специфика. Социальные медиа представляются как площадка для взаимодействия государства и гражданского общества, использующие практику интерактивных механизмов.
Третья глава включает в себя эмпирическое исследование социальной сети Instagram как часть социальных медиа на примере деятельности гражданской инициативы «Baikal Save». Представлены критерии эффективности социальных медиа в публичной политике (применимые к исследованию гражданских инициатив).
Заключение концентрирует все полученные выводы, сделанные в трех главах магистерской диссертации. Отмечены современные тенденции и результаты исследования. Даны рекомендации по совершенствованию механизма применения социальных медиа в публичной политике.
Приложения содержат рисунки, упомянутые в третьей главе магистерской диссертации.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования публичной
политики ………………………………………………………………………………………………….. 12
1.1 Феномен публичной политики: проблема теоретического осмысления ……. 12
1.2 Сетевой подход к анализу публичной политики …………………………………….. 21
Глава 2 Анализ социальных медиа в публичной политике …………………………… 30
2.1 Понятие, функции и специфика функционирования социальных медиа в
публичной политике …………………………………………………………………………………. 30
2.2 Социальные медиа как поле взаимодействия государства и гражданского
общества: интерактивные механизмы ………………………………………………………… 38
Глава 3 Измерение эффективности социальных медиа в публичной политике:
формирование гражданских инициатив в РФ ………………………………………………. 49
3.1 Анализ интерактивных механизмов и технологий социальных медиа на
примере гражданской инициативы «Baikal Save» ………………………………………… 49
3.2 Технологии и критерии эффективности социальных медиа в публичной
политике ………………………………………………………………………………………………….. 65
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 78
Список использованных источников ………………………………………………………….. 84
Приложения ……………………………………………………………………………………………… 95
Актуальность исследования. Развитие интернет-технологий в
современном коммуникативном пространстве – новый этап модернизации
информационного общества. Совершенствование электронных ресурсов, а
также цифровизация всех сфер жизнедеятельности позволяет по-новому
взглянуть на публичное пространство. Информирование граждан о том или
ином событии происходит весьма оперативно, создаются новые и гибкие
каналы взаимодействия общества и государства.
Средства массовой информации как один из основных и традиционных
каналов коммуникации демонстрируют постепенную тенденцию на снижение
своей главенствующей роли – телевидение, радио и газеты уходят на второй
план. Знаменитая теория сетевого общества М. Кастельса подтверждает данное
высказывание. Исследователь пришел к выводу о том, что именно Интернет
становится своего рода каркасом повседневной жизни все большего числа
людей. Он является основой их информирования, работы и технологическим
компонентом функционирования политики 1. Согласно социологическим
опросам Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), с января по август 2019 года
уровень опрошенных, которые каждый день смотрят ТВ, упал с 67 до 52%, а
процент тех, кто пользуется социальными сетями и блогами для просмотра
информационных сообщений возрос с 17 до 26%2.
Отмечая существенную роль и гибкость коммуникационных интернет-
каналов публичной политики, граждане могут тем или иным способом
оказывать влияние на органы государственной власти при решении проблем
общественно-политического характера. С помощью такого механизма как
социальные медиа люди способны обмениваться полученной информацией,
комментировать её, а также публиковать и распространять свою, донося ту или
См.: Castells, M. The Rise of the Network Society. Information Age, vol. 1; 2nd Edition with a New Preface
edition. Wiley-Blackwell, 2009.
СМИ: ТВ и Интернет. ФОМ, 2019. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14258 (дата обращения:
16.11.2019).
иную позицию не только до общественности, но и до органов государственной
власти.
Таким образом, социальные медиа представляют собой совокупность
коммуникативных инструментов современного интернет-пространства, с
помощью которого участники данного пространства способны получать,
создавать и интегрировать необходимую информацию с целью формирования
определённой повестки дня и общественного мнения; влиять на гражданскую
позицию участников и органы государственной власти3.
Социальные медиа – это способ интегрированной коммуникаций между
обществом и органами власти, открывающий доступ к публичному
пространству многим политическим субъектам. Поэтому представляется
возможным утверждать, что социальные медиа становятся необходимым
условием функционирования публичной политики.
Актуальность темы исследования заключается в широком
распространении интернет-коммуникаций, в том числе и социальных медиа; в
возрастании роли влияния социальных сетей на публичную политику для
решения социально-политических проблем современности.
Степень научной разработанности:
Феномены «публичная политика», «публичное пространство» и
«публичная сфера» – неразрывно связанные между собой категории, играющие
ключевую роль в развитии современной политической науки. Теоретические
аспекты понятий «публичная сфера» и «публичная политика» можно отметить
в исследованиях таких зарубежных и отечественных учёных как Ю. Хабермас,
Х. Арендт, Д. Марш и “М. Смит, Д. Аллен, Дж. Дьюи, Н.Т. Товмасян 4. Работы
Поселенцева В.Н. Проблема теоретического осмысления феномена «социальные медиа» в
политической науке // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). С. 93.
Habermas J. The structural transformation of the public sphere: an inquiry into a category of bourgeois
society. Cambridge: Polity, 1989; Арендт X. Vita Activia или о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000; Benhabib
S. Models of Public Sphere: Hannah Arendt, the Liberal Tradition, and Jurgen Habermas // Habermas and the Public
Sphere / Ed. by C. Calhoun Cambridge, 1992. P. 73–98; Marsh D., Smith M. Understanding Policy Networks: towards
a Dialectical Approach // Political Studies. 2000. Vol. 48, pp. 4–21; Allen D. Democracy, Inc.: The Press and Law in
the Corporate Rationalization of the Public Sphere. Chicago, 2005; Dewey J. The Public and its Problems. Denver,
1927; Товмасян Н.Т. Публичная сфера: контуры теоретического образа // Идеи и идеалы. 2017. №3 (33). С. 53–
64.
Дж. Андерсон, Г. Алмонда, Л.В. Сморгунова, Н.Ю. Беляевой, Т.А. Алексеевой,
С.А. Гадышева, Е.С. Бабосовой5 позволили концептуализировать понятие
«публичная политика» не только на общетеоретическом уровне, но и
интегрировать феномен в российскую современную действительность.
Сетевой подход к анализу публичной политики также является
актуальным в исследуемом вопросе, т.к. именно наличие большого количества
сетей в публичном пространстве способствует более детальному и гибкому
изучению взаимосвязей между государством и обществом. К данному вопросу
обращались ряд отечественных и зарубежных ученых: Э.Х. Клайн, Дж. Ф.
Коппенян, Ч. Колиба, Дж. Мик, А. Зиа, А.И. Соловьев, Е.В. Морозова, И. В.
Мирошниченко, А. С. Шерстобитов, Л.В. Сморгунов, Т.В. Миллер, М.М.
Гасанова6.
Теории интернет-коммуникаций и информационного общества являются
основой для исследования современных способов политической коммуникации
в современном сетевом пространстве. Необходимо выделить несколько работ,
являющиеся отправной точкой анализа: М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Бэлл и М.
Маклюэн7. Развитие концепции «интернет-коммуникаций» имеет
Андерсон Дж. Публичная политика: Введение // Публичная политика: от теории к практике / сост. и
науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. СПб.: Алетейя, 2008; Almond G., Powell B. Comparative
Politics Today.A World View. 4th ed. Glenview; Boston; London: Scott, Foresmanand Company, 1998; Публичная
политика: Институты, цифровизация, развитие (Public Policy: Instituitions, Digitalization, Development) / под ред.
Л.В.Сморгунова. М.: Аспект Пресс, 2018. 349 с.; Беляева Н.Ю. “Публичная политика” как термин, понятие и
научная категория // Публичная политика. 2006. № 1 (1). С. 16–22; Алексеева Т. А. «Публичное» и «частное»:
где границы «политического»? // Философские науки. 2005. № 3. С. 26–39; Гадышев С.А. Современные
подходы к определению публичной политики // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011.
№3. С. 132–134; Бабосова Е. С. Концептуализация понятия «Публичная политика» // Социологический
альманах. 2013. №4. С. 120–127.
Klijn E.H., Koppenjan J.F.M. Public management and policy networks: Foundations of a network approach
to governance // Public management. 2000. № 2. P. 58–135; Koliba Ch., Meek J., Zia A. Governance Networks in
Public Administration and Public Policy. Roka Raton; London; New Ybrk: CRC Press, 2011; Сети в публичной
политике. Политическая наука. Ежегодник-2014 / Отв. ред. А. И. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2014; Шерстобитов
А.С. Трансформации современной публичной сферы в России и перспективы возникновения и
функционирования политических сетей // Сети в публичной политике. Политическая наука: Ежегодник 2014.
М.: РОССПЭН. С. 28–42; Сетевой анализ публичной политики: Учебник / Под ред. Л. В. Сморгунова. — М.:
РГ-Принт, 2013; Миллер Т.В. Институты и сетевые практики в принятии государственных решений в России. //
Власть. 2016. № 12. С. 93–98; Гасанова М. М. Развитие сетевого подхода в политической науке // Власть. 2017.
Том. 25. № 4. С. 77–80; Мирошниченко И. В., Морозова Е. В. Сетевая публичная политика: контуры
предметного поля. – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 82–102.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О.
И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004. 784 с; Белл Д., Иноземцев В.
Эпоха разобщенности М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007; Маклюэн М. Понимание
медиа: внешние расширения человека. М.: «Канон-Пресс», 2003.
первостепенное значение в исследовании социальных медиа в контексте
публичного пространства, что отражено непосредственно в работах Д.П. Гавры,
С. А. Лоури, В.П. Кашкина 8 и других.
Концепты понятия «социальные медиа» зафиксированы в монографиях и
статьях следующих российских и зарубежных ученых: В.Е. Хецелиус, А.Г.
Асташкин, М.Г. Бреслер, Ш.С. Сулейманова, Б. Солис, Д. Брикенридж, А. Белл,
С. Прелл9. Работы в области анализа социальных медиа как инструмента
публичной политики можно отметить в работах С. В. Володенкова, Е.В.
Ефановой и Д.В. Мельниченко10.
Проблематика развития концепции социальных сетей и изучение их
влияния на публичное пространство представлена в зарубежных и
отечественных работах А.М. Каплана, М. Ханлейна, C.П. Боргатти, М.Г.
Эверетта, Д.С. Джонсона, Ю.А. Александровой, А.А. Старцева, Н.В.
Гришанина, М.Ю. Павлютенковой11.
Феномен гражданских инициатив в социальных медиа и публичном
пространстве отмечается в исследованиях и российских ученых: А.В.
Гавра Д. П. Основы теории коммуникаций. СПб.: Питер, 2011; Lowery S. A., DeFleur M. L. Milestones
in Mass Communication Research. Pearson, 1995; Кашкин В. П. Введение в теорию коммуникации. М.: ACT,
2013.
Хецелиус В.Е. Роль социальных медиа в современных политических процессах // Коммуникология:
электронный научный журнал. 2019. №1. С. 73–78. Асташкин А.Г., Бреслер М.Г. Социальные медиа в
структуре современной сетевой коммуникации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2018. №4. С.
814–822; Сулейманова Ш.С. Перспективы развития социальных медиа // Коммуникология. 2015. №5. С. 111–
125; Solis B., Breakenridge D. Putting the Public Back in Public Relations: How Social Media Is Reinventing the
Aging Business of PR. Upper Saddle River: Pearson Education Inc., 2009. Bell A. Exploring Web 2.0: Second
Generation Interactive Tools — Blogs, Podcasts, Wikis, Networking, Virtual Words, And More. New York:
CreateSpace, 2009; Prell C. Social Network Analysis: History, Theory and Methodology. SAGE Publications, 2011.
Володенков С.В. Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности
и перспективы применения // Полит. наука. 2017. № Спецвыпуск. С. 290–305; Ефанова Е.В., Мельниченко Д.В.
Учебные пособия
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!