Совершенствование деятельности федерации спорта слепых Красноярского края
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Деятельность Федерации спорта слепых в России……………………. 8
1.1 Возникновение, развитие и современное состояние спорта слепых в
России и в мире………………………………………………………… 8
1.2 Организационная структура и нормативно-правовые основы
управления и функционирования Федерации спорта слепых в Российской
Федерации…………………………………………………… 15
2 Организация и методы исследования……………………………………. 28
2.1 Организация исследования………………………………………… 28
2.2 Методы исследования………………………………………………… 29
2.3 Объекты управления в спорте слепых и их основные полномочия 30
3. Разработка программы развития спорта слепых в Красноярском крае 35
3.1 Проблемы развития Федерации спорта слепых в России…………… 35
3.2 Анализ сведений об адаптивной физической культуре и спорте в
Красноярском крае………………………………………………………. 43
3.3 Условия эффективного управления развитием спорта слепых в
Красноярском крае………………………………………………………. 53
3.4 Программа развития спорта слепых в Красноярском крае на 2020 – 2025
гг…………………………………………………………………….. 54
Заключение……………………………………………………………………….. 79
Список использованных источников………………………………………. 84
Актуальность исследования. В современном мире, не смотря на рост
уровня здравоохранения, четко наблюдается прирост инвалидности среди
населения в ряде стран мира, включая и Россию. Поэтому существует
необходимость разработки и совершенствования программ по социальной
реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а разработки и
продвижения программ включения такой категории населения в социальную
жизнь [68].
Необходимость разработки и продвижения мер по решению сложившейся
проблемы озвучивается и признается первостепенной на всех уровнях
государственной власти. В рамках первой международной выставки «Reha
Moscow International», председатель правительства Д.А. Медведев, в своем
обращении подчеркнул, что первостепенной задачей правительства является
обеспечение людей с ограниченными способностями комфортной средой для
жизни, а также необходимо совершенствовать систему реабилитации, для того,
чтобы граждане с инвалидностью смогли включиться в размеренную
полноценную жизнь общества [33]. Вовлечение людей с инвалидностью к
полноценному функционированию в обществе означает дать возможность этой
категории граждан стать причастными ко всем формам социо-культурной
жизни общества, которая включает и занятия физической культурой и спортом
[18].
Требования к организации и проведению спортивной подготовки с
лицами с ограниченными возможностями, а именно с лицами с ограничениями
по зрению описаны в Приказе Министерства спорта Российской федерации «Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
спорт слепых» в разделе «Требования к результатам реализации программ
спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки» [86].
Отсутствие, потеря или критическое снижение зрения – очень серьезный
недуг. При проведении соревнований, исходя из разработанной международной
классификации, спортсменов распределяют по классам – S11, S12, S13,
соответственно спортсмены, с полным отсутствием зрения, с тотальным или
частичным. Такое разделение продиктовано исследованиями, в области спорта
слепых и подразумевает различные и специфичные требования к проведению
соревнований и организации тренировочного процесса [71].
На протяжении последних двух десятков лет спорт инвалидов в целом и
спорт слепых в частности претерпевает период динамичного и стремительного
развития. В отчетах Министерства спорта мы наблюдаем значительный
прирост лиц с инвалидностью по зрению, занимающихся физической
культурой и спортом [32]. Возрастает число победителей и призеров
Паралимпиад, на уровне регионов проводятся Параспартакиады и
Парасибириады, а также первенства и чемпионаты по различным видам спорта
слепых [38].
Правительство РФ, с целью популяризации и развития адаптивного
спорта и спорта слепых в частности, продвигает пилотные проекты,
федеральные программы и стандарты, направленные на позитивное развитие и
совершенствование этой области физической культуры и спорта [45]. На
законодательном уровне, приняты законы и постановления, которые при их
эффективной реализации способны выполнить уравнивание между правами
людей с ограниченными возможностями и людьми без ограничений по
здоровью [1]. Но стоит обратить внимание на то, что существующие законы и
постановления, как показывает практика, декларированы лишь на бумаге, а в
повседневной жизни людей с ограничениями по здоровью реальных изменений
не происходит. Именно отсутствием реальных условий реализации программ
по интеграции людей с ограниченными возможностями к полноценной жизни в
обществе, а также малой разработанностью научно-практических
рекомендаций и продиктована необходимость совершенствования системы
деятельности федерации спорта слепых на региональном и муниципальном
уровне [8].
В ходе анализа научно-методической и специальной литературы, нами
определены следующие противоречия между:
• прописанными в законодательных актах РФ равенством прав и
свобод лиц, с ограничениями по здоровью и лиц, без ограничений по здоровью,
в доступе к занятиям физической культурой и спортом на физкультурно-
спортивных объектах и отсутствием условий их реальной реализации;
• пониманием общества необходимости в поиске решений проблем
социо-культурной адаптации лиц с ограничениями по здоровью через
привлечение их в тренировочную и соревновательную деятельность и
отсутствием эффекта от принятых в настоящее время подходов к ведению и
организации физкультурно-спортивной деятельности с этой категорией
граждан;
• позитивным развитием адаптивного спорта и спорта слепых и
отстающим совершенствованием нормативно-правовых и организационных
условий её эффективного функционирования.
Объект исследования — деятельность Федерации спорта слепых
1. В результате проведения анализа научно-методической и специальной
литературы в области адаптивной физической культуры и спорта слепых в ходе
проведения исследования, мы определили что первое упоминание
организованных в Российской империи занятий с инвалидами и лицами с
ограничениями по здоровью, датируется концом 19 века. В 1872 году во
врачебное гимнастическое общество пришёл работать врачом консультантом
Петр Францевич Лесгафт, а уже в 1886 году возглавил училище слепых в
Петербурге. Лесгафт внес весомый вклад в развитие спорта слепых, а именно
им разработан курс гимнастики и подвижных игр, ориентированных на слепых
детей все разработанные упражнения были направлены на целенаправленное
развитие слепых детей, с учетом их физических и психических особенностей.
Исходя из анализа научно-методической и специальной литературы в
области становления адаптивного спорта в России, мы выделяем шесть
периодов развития: Период зарождения (конец XIX века до 1932 года). Период
накопления опыта (ориентировочно с 1932 по 1980 года), Становление
адаптивного спорта (с 1980 по 1992 год), Период спада (с 1992 по 1996 год),
Период Возрождения адаптивного спорта (с 1996 по 2000 год) и Период
стремительного развития адаптивной физической культуры (настоящее
время).
2. На основании анкетного опроса и интервьюирования респондентов,
определены факторы, препятствующие развитию и эффективному
функционированию спорта слепых на территории РФ и Красноярского края. К
таким факторам относятся:
• Нехватка квалифицированных работников и специалистов,
компетентных в области адаптивной физической культуры и спорта, которые
способны проводить не только педагогическую, но и тренировочную
деятельность со спортсменами- инвалидами и с лицами с ограничениями в
состоянии здоровья.
• Недостаточная разработанность системы подготовки
квалифицированных кадров системы переподготовки и системы повышения
квалификации специалистов работающих в области адаптивной физической
культуры и спорта.
• Малая научно – практическая и научно – методическая
разработанность области теории и методики физической культуры,
направленной на обеспечение адаптивного спорта необходимыми научно-
практическими и научно-теоретическим изысканиями в области проведения
тренировочных занятий с инвалидами и лицами с ограничением состоянию
здоровья, но и подготовки спортивного резерва такой категории спортсменов.
• Малый уровень материальной поддержки системы адаптивной
физической культуры и спорта на большей части территории российской
федерации.
• Ограничение и малая развитость материально-технической базы
организаций, оказывающих физкультурно-оздоровительную и физкультурно-
спортивную работу с инвалидами и лицами с ограничениями в состоянии
здоровья.
3. В результате статистического анализа нормативно-правовых и
статистических документов, мы выявили следующие проблемы в
функционировании спорта слепых в Красноярском крае:
• недостаточный уровень развития детско-юношеского спорта как
механизма физической реабилитации и социальной адаптации детей-
инвалидов;
• низкий уровень кадрового, материально-технического, научно-
методического обеспечения адаптивной физической культуры и спорта;
• недостаточное количество спортивных сооружений, отвечающих
современным требованиям доступности для инвалидов;
• недостаточный уровень вовлеченности в систематические занятия
адаптивной физической культурой, среди лиц с нарушениями органов зрения
на территории Красноярского края;
• недостаточный уровень пропаганды адаптивной физической
культуры и спорта, здорового образа жизни и укрепления здоровья населения
Красноярского края.
4. С учётом полученных результатов нами была разработана программа
совершенствования деятельности спорта слепых на региональном уровне (на
примере Красноярского края). Которая включает 3 этапа реализации. На
основании сделанных выводов, представится возможность рекомендовать
разработанную программу с соответствующими поправками в другие регионы.
1.Абиров С.И. Исследование физического состояния слепых и
слабовидящих спортсменов занимающихся мини-футболом / , Усенко В.П.,
Кононенко П.Б. В сборнике: Современные проблемы физической культуры и
спорта Материалы XVIII научной конференции. Под редакцией Е.А.
Ветошкиной, Г.М. Скрипник. 2014. С. 11-13.
2. Алексеев В.Н. Система управления процессом развития российского
футбола в современных условиях: автореф. дис. … д-ра. пед. наук/Алексеев
Владислав Николаевич; Майкоп, АГУ, 2009. – 37 с.
3.Алиев В.Г., Варфоломеев В.П., Варфоломеева Э.А. Теория
организации: Учебник для вузов Под ред. В.Г. Алиева. – М.: Экономика, 2013.-
431 с.
4.Аристова Л.В. Государственное регулирование сети физкультурно-
спортивных сооружений: теоретические подходы к разработке концепции
формирования федеральной целевой программы // Вестник спортивной науки. –
2013. – № 2 (2). – С. 60-67.
5.АристоваЛ.В.Оматериально-техническойбазефизической
культуры и спорта // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. –
М.: Импульс-Принт, 2010.-С. 155-170.
6.Аронов Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой
физической культурой в муниципальном образовании: автореф. дис. … канд.
пед. наук / Аронов Георгий Залманович; Санкт-Петербург, СГАФК им. П.Ф
Лесгафта, 2013. – 24 с.
7.Архипова С.А. Управление развитием адаптивной физической
культурой и спортом на основе программно-целевого подхода: на примере
Тульской области : автореф. дис… канд. пед. наук / Архипова Светлана
Анатольевна; Тула, ТГУ, 2009. – 24 с.
8.Банников А.М. Управление развитием адаптивной физической
культурыиспортавсубъектеРоссийскойФедерации(напримере
Краснодарского края) // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 2.
– С. 62-63.
9.Банников А.М. Управление системой физической культуры и спорта
в субъекте Российской Федерации в современных социально-экономических
условиях (На примере Краснодарского края): автореф. дис. … канд. пед. наук /
Банников Александр Максимович; Майкоп, Адыгейский госуниверситет, 2012.
– 23 с.
10. Блауберг И.В. История становления адаптивного спорта в России //
Проблемы методологии системного исследования /ред. И.В. Блауберг, В.Н.
Садовский, Э.Г. Юдин – М.: Мысль, 2015. – 455 с.
11. Бляхман Л.С. Основыфункциональногоиантикризисного
менеджмента: Учебное пособие / Л.С. Бляхман. – М: Академия, 2009. – 380 с.
12. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
-135 с.
13. Братановский С.Н. Управление физической культурой и спортом в
условиях реформ: организационно-правовые проблемы: автореф. дис. … д-ра
юрид. наук. / Братановский Сергей Николаевич. – М.: МУПК, 2017. – 49 с.
14. Брискин Ю. А., Евсеев С. П., Передерий А. В. Адаптивный спорт. –
М.: Советский спорт, 2010. – 316 с.
15. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением зрения:
Методическое пособие – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Советский спорт, 2014. – 96
с.
16.Верхало Ю. Н. Тренажеры и устройства для восстановления
здоровья и рекреации инвалидов. – М.: Советский спорт, 2004. 122 с.
17.Воронов Н.П. Влияние физических упражнений на студентов с
нарушением органов зрения / Воронов Н.П., Столяренко О.М. // Физическое
воспитание студентов. 2010. № 6. С. 13-15.
18. Виноградов П.А. О современной концепции развития адаптивного
спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и
спорта. Часть I / П.А. Виноградов. – Челябинск: УрГАФК, 2005. – 289 с.
19. ВиноградовП.А.Органыуправленияразвитиемфизической
культуры и спорта на федеральном уровне / П.А. Виноградов, А.П. Душанин //
Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 1. – С. 3-5.
20. Временное положение по организации и проведению соревнований
среди инвалидов по зрению. – М.: ВНИИФК, 2018. – 11 с.
21. Голов В.А. Организационно-педагогические принципы управления
физической культурой и спортом в республике Коми / В.А. Голов //
Современные наукоемкие технологии. – 2005. – №. 1 – С. 51-53.
22. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие. -2-е изд.,
доп. и перераб. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 650 с.
23. Горулев П.С. Сравнительная характеристика показателей уровня
постоянных потенциалов головного мозга спортсменов с нарушением зрения в
подготовительном периоде / Горулев П.С., Макина Л.Р., Муллабаева Р.Р. //
Адаптивная физическая культура. 2011. Т. 47. № 3. С. 21-23.
24. Государственная программа Российской Федерации «Доступная
среда» на 2015-2025 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://neza.ru
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!