Совершенствование организации бюджетного процесса в муниципальном районе
Разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса с целью повышения качества управления финансами
Реферат ……………………………………………………………………………………………………… 8
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки …………………… 9
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 11
1 Понятие бюджетного процесса и принципы его организации …………………. 15
1.1 Теоретические положения бюджетного процесса в Российской
Федерации ……………………………………………………………………………………………….. 15
1.2 Принципы формирования государственного бюджета Российской
Федерации и тенденции их развития ………………………………………………………… 33
1.3 Современные направления развития бюджетного процесса в
регионах России ………………………………………………………………………………………. 51
2 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
“Томский район”………………………………………………………………………………………. 59
2.1 Общая характеристика муниципального образования “Томский
район” ……………………………………………………………………………………………………… 59
2.2 Основы организации бюджетного процесса в Томском районе …. 68
2.3 Анализ бюджета Томского района и бюджетов сельских поселений
………………………………………………………………………………………………………………… 81
3 Совершенствование организации бюджетного процесса в муниципальном
образовании “Томский район” ………………………………………………………………….. 86
3.1 Действующие методики организации бюджетного процесса в
муниципальном районе ……………………………………………………………………………. 86
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации бюджетного
процесса в муниципальном районе …………………………………………………………… 92
3.3 Эффективность предлагаемых изменений в организации
бюджетного процесса муниципального района ……………………………………….. 107
4 Социальная ответственность ……………………………………………………………….. 114
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 127
Список докладов магистранта ………………………………………………………………… 131
Список использованных источников ………………………………………………………. 133
Приложение А Theory of the budgetary process in the Russian Federation …… 139
Приложение Б Система стратегического программно-целевого планирования
………………………………………………………………………………………………………………. 157
Приложение В Схема бюджетного процесса в Российской Федерации ……. 158
Приложение Г Общая схема организации исполнения бюджета Российской
Федерации ……………………………………………………………………………………………… 159
Приложение Д Схема организации исполнения бюджета по расходам в
Томском районе ……………………………………………………………………………………… 160
Приложение Е Схема взаимодействия финансового органа с участниками
бюджетного процесса при исполнении бюджета по расходам …………………. 162
Приложение Ж Схема осуществления закупок и их контроль …………………. 163
Приложение И Принципы бюджетной системы* …………………………………….. 164
Приложение К Изменения в организации бюджетного процесса …………….. 165
Приложение Л Расположение территории Томского района вокруг
областного центра ………………………………………………………………………………….. 166
Приложение М Перечень основных муниципальных правовых актов
Томского района по вопросам бюджетного процесса ………………………………. 167
Приложение М.1 Основы документооборота при организации бюджетного
процесса в Томском районе ……………………………………………………………………. 172
Приложение Н Анализ полномочий работников Управления финансов…… 175
Приложение П Проблемы организации бюджетного процесса ………………… 189
Приложение Р Структура доходов и расходов бюджета Томского района . 190
Приложение С Объемы финансирования муниципальных программ ………. 195
Приложение Т Анализ сбалансированности бюджетов поселений …………… 196
Приложение Т1 Структура доходов сельских поселений ………………………… 197
Приложение Т.2 Структура расходов бюджетов поселений …………………….. 198
Приложение У Рейтинг муниципальных образований Томской области по
итогам оценки качества управления бюджетным процессом за 2017 год …. 199
Приложение Ф Линейный график организации деятельности финансового
органа…………………………………………………………………………………………………….. 200
Приложение Х Календарный план организации бюджетного процесса в
Томском районе 202
Приложение Ц Критерии кандидата на должность работника финансового
органа…………………………………………………………………………………………………….. 206
Приложение Ш Эффективность рекомендаций по совершенствованию
бюджетного процесса …………………………………………………………………………….. 208
Приложение Щ Таблица штрафов по закону №44-ФЗ……………………………… 209
Реферат
Выпускная квалификационная работа содержит 131 страницу,
17 рисуноов, 10 таблиц, 38 использованных источника, 25 приложений.
Ключевые слова: муниципальный район, бюджетный процесс,
совершенствование процесса, исполнение бюджета, финансовый орган
Объектом исследования является Управление финансов
Администрации Томского района, являющееся финансовым органом
муниципального образования «Томский район»
Цель работы разработка рекомендаций по управлению бюджетным
процессом в муниципальном районе в части организации внутренней
деятельности финансового органа
Степень внедрения: рекомендации и выводы, приведенные в
исследовании, приняты руководителем Управления финансов к
рассмотрению и частично использованы в организации работы финансового
органа муниципального образования «Томский район» (представлена справка
о практической значимости)
Область применения: предлагаемые рекомендации по теме
исследования могут быть использованы в целях совершенствования
организации бюджетного процесса муниципального образования «Томский
район» и любого другого муниципального района.
Значимость работы: практическая значимость результатов
настоящей работы характеризуется возможностью применения
рекомендаций при организации работы любого финансового органа
муниципалитета.
В будущем планируется разрабатывать данную тему исследования
на непосредственном рабочем месте.
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки
Определения
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством
Российской Федерации деятельность органов государственной власти,
органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и
исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению
бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и
утверждению бюджетной отчетности
Главный распорядитель бюджетных средств (главный
распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной
власти (государственный орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной
администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования,
культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов
бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и
(или) получателями бюджетных средств
Лицевые счета – лицевые счета для учета операций администраторов
доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов
источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета (ст. 220 БК
РФ)
Обозначения и сокращения
БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации
ГРБС – главный распорядитель бюджетных средств в соответствии со
ст.6, ст.158 БК РФ
Томский район – муниципальное образование «Томский район»
ВФК – внутренний финансовый контроль
ВФА – внутренний финансовый аудит
Реестр – реестр участников бюджетного процесса и юридических лиц,
не являющихся участниками бюджетного процесса
РФ – Российская Федерация
Закон №44-ФЗ – Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд»
КоАП – кодекс об административных правонарушениях
Актуальность вопроса управления общественными финансами
определяется непосредственно участием каждого из нас в формировании
бюджетов публично-правовых образований Российской Федерации, с одной
стороны, а также возрастающей ответственностью органов государственного
управления и органов местного самоуправления за эффективное
расходование бюджетных средств в интересах общества, с другой стороны.
Совершенствование бюджетной политики является одной из стратегических
целей социально-экономического развития России, поскольку повышение
эффективности бюджетных расходов, ответственное и прозрачное
управление общественными (государственными и муниципальными)
финансами является важнейшим условием повышения уровня и качества
жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации
экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей
социально-экономического развития страны
Актуальность выбранной темы обусловлена практической
необходимостью совершенствования организации бюджетного процесса в
муниципальном образовании “Томский район” по ряду причин, в числе
которых:
изменения действующего бюджетного законодательства Российской
Федерации и тенденции развития бюджетного процесса государства в целом;
внедрение программного продукта в части автоматизации процесса
осуществления муниципальных закупок в Томском районе;
ограниченность штатной численности работников финансового
органа наряду с возрастающим объемом дополнительных полномочий в
сфере организации и контроля бюджетного процесса;
фактическое наличие работников предпенсионного возраста в штате
финансового органа, выражающих желание оставить работу по достижении
пенсионного возраста, в размере более 30% от общей штатной численности;
отсутствие детальной актуальной регламентации трудовой функции
каждого работника финансового органа муниципального образования
«Томский район» (отсюда проблема в объективной оценке загруженности
каждого работника, а также в отсутствии преемственности поколений и
возможности оперативного и целенаправленного обучения новых работников
получается каждый вновь принятый работник самостоятельно должен
сориентироваться во всех процессах организации, что способствует
разрозненности и отсутствию единообразия);
наличие недостатков во взаимодействии с иными участниками
бюджетного процесса, отсутствие в их деятельности основ внутреннего
муниципального финансового контроля и непонимание принципов
бюджетного процесса.
Для финансового органа Томского района актуально и
взаимодействие с финансистами сельских поселений в части исполнения
переданных полномочий.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка
рекомендаций по управлению бюджетным процессом в муниципальном
районе в части организации внутренней деятельности финансового органа.
Задачи, которые следует решить:
1. выявить тенденции перспективного развития бюджетного процесса
в Российской Федерации;
2. проанализировать основы организации бюджетного процесса в
Томском районе;
3. выявить проблемы и недостатки организации бюджетного
процесса в Томском районе, в т.ч. во внутренней организации деятельности
финансового органа;
4. оценить имеющиеся методики организации бюджетного процесса в
муниципальном районе и возможность их применения для организации
работы финансового органа;
5. сделать выводы о возможностях совершенствования организации
бюджетного процесса на уровне муниципального района;
6. разработать рекомендации по организации внутренней
деятельности финансового органа муниципального образования на примере
Томского района.
Объектом исследования является Управление финансов
Администрации Томского района, как финансовый орган муниципального
образования «Томский район».
Предмет исследования – организация процесса управления
бюджетом муниципального образования.
Комплексное исследование внутренней деятельности финансового
органа муниципального района по организации бюджетного процесса в
условиях неопределенности, возникающей по причине стремительного
развития бюджетного законодательства Российской Федерации, появления
новых функций и необходимости устойчивого перспективного развития
территории позволило разработать и представить следующие пункты
новизны:
а) систематизированы полномочия финансовых органов
муниципальных образований с учетом разрозненности нормативно-правовых
актов, регулирующих их деятельность, и изменений бюджетного
законодательства Российской Федерации;
б) выявлены пути совершенствования бюджетного процесса на
уровне муниципального района;
в) разработана методика организации деятельности финансового
органа муниципального района;
г) сформированы рекомендации по организации внутренней
деятельности финансового органа с целью совершенствования организации
бюджетного процесса.
Организация бюджетного процесса рассматривается автором как одно
из направлений государственного управления – финансовый менеджмент в
государственном секторе. Исследования других авторов по обозначенному
вопросу носят фрагментарный несистематизированный характер, в основном
они посвящены какому-либо одному направлению деятельности
финансового органа, а точнее этапу бюджетного процесса, и не затрагивают
темы организации деятельности самого финансового органа, роль которого в
управлении бюджетным процессом становится в настоящее время очень
значимой. От позиции финансового органа и уровня организованности его
деятельности зависит качество управления государственными/
муниципальными (общественными) финансами.
Предлагаемая авторская методика организации внутренней
деятельности финансового органа муниципального района основана на
процессном подходе в управлении общественными финансами и нацелена на
повышение эффективности организации бюджетного процесса в
муниципальном образовании «Томский район» путем оперативной адаптации
работников финансового органа к изменяющимся условиям бюджетного
процесса и их слаженного взаимодействия с другими участниками
бюджетного процесса.
Практическая значимость результатов настоящей работы
характеризуется возможностью применения рекомендаций непосредственно
при организации работы любого финансового органа.
Настоящая работа посвящена проблемам организации процесса
управления бюджетом муниципального образования «Томский район» и
имеет прикладной характер.
В процессе исследования выбранной темы были выполнены
следующие задачи:
7. выявлены тенденции перспективного развития бюджетного
процесса в Российской Федерации – изучен проект Бюджетного кодекса,
подготовленный Минфином России, с учетом материалов научных
конференций и разъяснений специалистов Минфина и Федерального
казначейства, установлены перспективы вносимых изменений, которые
систематизированы и представлены в виде таблицы. Основным
существенным изменением бюджетного процесса является трансформация
внутреннего финансового контроля, полномочия по осуществлению которого
исполняются соответствующими финансовыми органами;
8. проанализированы основы организации бюджетного процесса в
Томском районе – в ходе исследования были систематизированы
муниципальные правовые акты Томского района по вопросам организации
бюджетного процесса, подготовлена схема исполнения бюджета района по
расходам, отражающая реальный порядок взаимодействия финансового
органа с другими участниками бюджетного процесса в Томском районе,
подготовлен линейный график организации бюджетного процесса и
календарный план управления бюджетным процессом;
9. выявлены проблемы и недостатки организации бюджетного
процесса в Томском районе, которые систематизированы и увязаны с
проблемами финансовых органов при исполнении ими собственных
бюджетных полномочий в таблице.
Проблемы Проблемы финансовых органов муниципальных
организации образований при реализации их полномочий
бюджетного
процесса в
муниципальн
ых
образованиях
1.Постоянное 1.1.Появление новых дополнительных полномочий при
изменение отсутствии дополнительных ставок создает
федерального дополнительный объем для работников финансового
законодательс органа
тва 1.2.Отсутствие системы повышения квалификации
работников финансовых органов муниципальных
образований затрудняет реализацию изменений на
практике
1.3. Распределение новых дополнительных полномочий
между основными структурными подразделениями по
исполнению бюджета повлекло дублирование функций
1.4. Наличие фактов неисполнения либо ненадлежащего
исполнения бюджетных полномочий другими участниками
бюджетного процесса
2.Требование 2.1.Отсутствие детального стандартизированного описания
полной реальных бизнес-процессов
автоматизаци 2.2.Отсутствие четкого взаимодействия между
и бюджетного участниками бюджетного процесса
процесса 2.3.Выполнение всех полномочий работниками
финансового органа осуществляется автономно,
исключительно в пределах собственных должностных
обязанностей, без учета конечного результата
(разрозненность процессов)
2.4. недовольство работников как финансового органа, так
и других участников и неучастников бюджетного процесса
нововведениями
3.Ограниченн 3.1.Отсутствие возможности приобретения/сопровождения
ость ресурсов муниципальными образованиями информационных
систем, обеспечивающих бюджетный процесс в полном
объеме (по всем полномочиям финансового органа и
других участников бюджетного процесса) либо неполное
освоение и использование функционала имеющихся
информационных систем
3.2.Ограниченность самостоятельных квалифицированных
кадров (действующие работники достигают пенсионного
возраста, новых кандидатов нет или они не обучены, не
могут работать самостоятельно)
4.Претензии 4.1.Сбои и ошибки в осуществлении бюджетного процесса
участников как следствие всех указанных выше проблем
бюджетного 4.2.Необходимость принятия решений в срочном порядке
процесса и для исправления ошибок, что требует стремительной
органов мобилизации сил и средств работников, их отвлечение от
контроля и текущей деятельности
надзора
10.установлен факт отсутствия методики организации бюджетного
процесса в муниципальном районе, в связи с чем предложена собственная
методика организации бюджетного процесса в Томском районе, за основу в
качестве которой взят соответствующий муниципальный правовой акт;
11.сделаны выводы о возможностях совершенствования организации
бюджетного процесса на уровне муниципального района;
12.разработаны рекомендации по организации внутренней
деятельности финансового органа муниципального образования на примере
Томского района .
Таким образом, автором достигнута поставленная цель работы.
Особенностью данного исследования является непосредственное
участие автора работы в деятельности финансового органа, что позволило
исследовать тему изнутри и учесть реальные проблемы в организации
бюджетного процесса, существующие в настоящее время. Выявленные в
ходе исследования проблемы могут быть преодолены путем выполнения
предлагаемых рекомендаций.
Некоторые из рекомендаций, частично внедрены в деятельность
Управления финансов Администрации Томского района, например …,.
Оценить эффективность нововведений и изменений в деятельности
финансового органа возможно через опосредованный эффект, достигаемый в
процессе применения рекомендаций по организации работы финансового
органа. Так, просматриваются следующие эффекты от выполнения
рекомендаций…
Ценным в результатах исследования является практическая
значимость предлагаемых автором методики организации бюджетного
процесса и рекомендаций по организации деятельности финансового органа,
заключающаяся в возможности их применения любым финансовым органом
муниципального образования.
Принципы бюджетного процесса нацелены на эффективное
расходование бюджетных средств (сокращение издержек, учет мнения
населения, результативность, прозрачность). Их реализация всеми
участниками бюджетного процесса возможна под неукоснительным
руководством и непрерывным контролем финансового органа, а как
следствие – управление общественными финансами достигнет высокого
уровня качества и безусловно обеспечит учет и удовлетворение
общественных интересов и стабильное долгосрочное социально-
экономическое развитие муниципального района и государства в целом.
Список докладов магистранта
1. Проведено 4 семинара по теме «Планирование закупок с
использованием «АЦК-Муниципальный заказ» в период с 15.01.2018 по
25.01.2018, на которых в реальной базе данных информационной системы
осуществлялось обучение заказчиков Томского района, параллельно
разъяснялись вопросы организации и планирования закупок по закону
№44-ФЗ.
2. Подготовлена презентация и доклад по теме «Преимущества
автоматизации процесса закупок», представленные на Дне глав сельских
поселений Томского района 08.02.2018.
3. Участие в открытом конкурсе студенческих работ на тему
«Повышение эффективности управления общественными финансами»,
проводимом УФК Томской области в декабре 2018 года, – конкурсная работа
на тему «Процессный подход в управлении общественными финансами».
4. Подготовлен и озвучен доклад по теме «Электронный бюджет:
тенденции развития для муниципальных образований» на семинаре-
совещании с финансистами сельских поселений, входящих в состав Томского
района, состоявшемся 06.03.2018.
5. В рамках исполнения муниципального контракта от 04.09.2017
реестровый номер Ф.2017.382780 организовано взаимодействие с
разработчиком программного продукта (в том числе разработка и
согласование частного технического задания, согласование и контроль
плана-графика проведения вебинаров для участников тестовой группы,
взаимодействие по вопросам настройки и использования программного
продукта и др.) и осуществлены консультации заказчиков Томского района
по вопросам использования программного продукта, разбор ошибок
совместно со специалистами разработчика и отдела информатизации и
автоматизации Управления финансов.
СПРАВКА
о практической значимости работы
Систематизированные выводы, обоснованные в выпускной
квалификационной работе Зайцевой Елены Юрьевны на тему:
«Совершенствование организации бюджетного процесса в муниципальном
районе», относительно проблем организации бюджетного процесса в
Томском районе и возможных способов их преодоления имеют актуальное
значение для любого финансового органа.
Управлением финансов Администрации Томского района
рекомендации Е.Ю. Зайцевой частично использованы в практической
организации его деятельности, в частности применена методология
процессного подхода при автоматизации закупок в Томском районе, а также
учтены рекомендации по активному обучению работников финансового
органа и их мотивации к самообучению.
Заместитель Главы Томского района –
начальник Управления финансов Н.Н. Чернова
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!