Совершенствование предоставления мер социальной поддержки в Санкт-Петербурге

Миронова Юлия Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация на выпускную квалификационную работу студента магистерской программы «Социальная работа» Мироновой Юлии Александровны на тему «Совершенствование предоставления мер социальной поддержки в Санкт-Петербурге».
Работа ориентирована на решение актуальной научной проблемы – изучение механизмов совершенствования предоставления мер социальной поддержки жителям Санкт-Петербурга, в том числе в условиях пандемии (распространения новой коронавирусной инфекцией COVID-19). Особое внимание уделяется изучению вариантов оказания помощи гражданам в условиях введения строгих ограничительных и запретных мер. В качестве основного метода исследования использован анализ обращений граждан, поступивших в Комитет по социальной политике. Обратная связь наглядно показывает, как жители города реагируют на вводимые ограничительные меры и на предоставляемые в связи с этими ограничениями мерами социальной поддержки. Структура работы отражает логику исследования. Первая глава посвящена научно-теоретическим и правовым основам государственной политики в области социального обеспечения. Во второй главе раскрывается содержание и основные направления реализации государственной политики по социальному обеспечению в Санкт-Петербурге. Выявляются основные направления оказания социальной помощи в условиях пандемии (распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19). Третья глава содержит исследование отношения граждан к предоставляемым мерам социальной поддержки граждан в условиях пандемии, и анализ оказываемой гражданам социальной помощи в условиях пандемии, на основе чего разработаны предложения автора по совершенствованию политики, проводимой исполнительными органами власти города. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: анализ обратной связи, полученной от жителей города показал недостатки в механизмах предоставления им мер социальной поддержки в связи с пандемией. На основе анализа недостатков подготовлены предложения по улучшению механизма предоставления социальной помощи гражданам в условиях пандемии.
Научная новизна представленной работы обусловлена введением беспрецедентных мер поддержки граждан в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией, отсутствием комплексного подхода к оказанию помощи гражданам в условиях новой реальности. Автором рассматриваются новые механизмы государственного регулирования в условиях режима повышенной готовности, введенной в связи с пандемией.
По результатам проведенного анализа разработаны и внедрены в работу Комитета по социальной политике и администраций районов Санкт-Петербурга рекомендации по совершенствованию предоставления мер социальной поддержки жителям города в условиях пандемии.

Актуальность темы. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Россия определена как социальное государство, чья политика в первую очередь направлена на создание условий, которые призваны обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. Государством гарантируется поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, лиц с инвалидностью, пожилых граждан, обеспечивается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иные гарантий социальной защиты, что определено основным законом нашей страны.
Правительством нашей страны устанавливаются гарантии социальной защиты, принимаются различные меры, направленные на охрану здоровья граждан, обеспечения достойного уровня жизни и условий труда, разрабатываются государственные программы, посвященные поддержке различных категорий граждан, развитию сфер образования, здравоохранения, социального обслуживания и др.
Исследование государственной политики по предоставлению мер социальной поддержки гражданам было актуально всегда. Актуальность рассматриваемого в настоящей работе вопроса обусловлена несколькими факторами: постоянным ростом числа граждан старших возрастных групп, а, следовательно, увеличением числа получателей мер социальной поддержки; осуществлением пенсионной реформы; тяжёлым социально-экономическим положением отдельных категорий граждан, связанным с отсутствием средств к существованию по объективным причинам.
Проводимая социальная политика государства в отношении предоставления мер социальной поддержки во многом определяет успешное функционирование и экономическое развитие страны. В связи с чем изучение механизмов социальной политики по созданию необходимых условий для удовлетворения жизненных потребностей населения страны, обеспечения не только минимального уровня жизни, но и повышения благополучия граждан представляет научный интерес.
Еще более актуальной тема социальной поддержки граждан стала ощущаться с введением ряда ограничений в целях осуществления обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан на территории страны в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 субъектами Российской Федерации разработан комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Решением Правительства Санкт-Петербурга на территории нашего города введен «режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербурга территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в связи с чем на жителей города был наложен ряд запретов и ограничений.
Введенные ограничения затронули всех жителей города, но в первую очередь – наиболее уязвимые категории граждан: пенсионеров, инвалидов, безработных, семьи с детьми, лиц без определенного места жительства.
Для поддержания уровня жизни и благополучия населения был разработан и принят ряд мер, предусматривающих введение новых видов помощи жителям города.
Исполнительные органы власти Санкт-Петербурга в настоящее время проводят активную работу не только в целях приведения сферы предоставления мер социальной помощи в соответствие нормам действующего федерального законодательства, но и адаптации ее к меняющимся нуждам льготных категорий петербуржцев. В связи с этим одной из базовых задач органов власти города является подготовка населения к жизни в условиях новой реальности, формирование у населения социальной рефлексии.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена многомерным, динамично развивающимся в условиях непредвиденных обстоятельств направлением социальной политики – социальной поддержки населения.
Учтивая, что по прогнозам специалистов Всемирной Организации Здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации, объявленная в настоящее время пандемия может повториться, разработанные и примененные именно сейчас меры социальной поддержки могут показать их действенность в будущем. Жизненно необходимо, чтобы принимаемые государством меры по поддержки граждан оказались достаточными не только для удовлетворения жизненных потребностей граждан, но и для обеспечения их благосостояния и достойной жизни.
Степень разработанности проблемы. Вопросами предоставления мер социальной поддержки населения, социального обеспечения, механизмов и порядка осуществления социальной помощи занимаются многие российские ученые. Однако вопросы разработки механизмов социальной поддержки в условиях пандемии до настоящего момента не рассматривались.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотрение принимаемых в Санкт-Петербурге мер социальной поддержки населения в период пандемии, а также разработка рекомендаций по совершенствованию предоставления мер социальной поддержки в условиях пандемии на примере Санкт-Петербурга.
В ходе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:
проанализировать теоретические подходы к предоставлению мер социальной поддержки гражданам;
охарактеризовать социально-правовые особенности государственной политики по предоставлению мер социальной поддержки населения на федеральном и региональном уровнях;
систематизировать основные тенденции развития государственной политики в сфере социальной поддержки;
рассмотреть систему предоставления мер социальной поддержки Санкт-Петербурга;

В процессе описания теоретико-методических основ реализации полномочий государства по предоставлению мер социальной поддержки политики, автором был сделан вывод, что современная государственная политика в этом направлении несколько шире простого предоставления льгот. Она направлена на урегулирование отношений основных элементов социальной структуры общества с целью повышения их качества жизни, на предотвращение социальных конфликтов. Безусловно, она служит механизмом, с помощью которого, государство справляется с вызовами времени. Речь идет не только об изменяющихся потребностях населения, но и воздействии внешней среды.
В первой главе автором проведен анализ проблем предоставления мер социальной поддержки и социального благополучия в трудах современных исследований, по итогам которого можно сделать вывод, что эта тема изучена достаточно широко. Вместе с тем, исследований, посвященных правовому реагированию на введение общегосударственных экстренных мер, таких как режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, не имеется.
Автором описаны стратегические документы, являющиеся социально-правовыми основами государственной политики по оказанию мер социальной поддержки, выделены основные тенденции развития.
Несмотря на достаточно сформированную систему социальной защиты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов страны, в последнее время принимаются важные решения по ее совершенствованию.
Так, весной 2020 года наша страна столкнулась с распространением новой коронавирусной инфекции, которая, к сожалению, коснулась практически всех жителей России. В целях оказания адресной социальной помощи населению, органы государственной власти разработали комплекс мер социальной поддержки в связи с введением ограничительных мер. Автором отмечено появление новых тенденций в оказании социальной помощи гражданам.
Несмотря на то, что на федеральном уровне определены основные направления предоставления мер социальной поддержки граждан в период пандемии, существуют специфические особенности в каждом регионе Российской Федерации, которые зависят в первую очередь от эпидемиологической ситуации, социального состава населения, а во вторую от возможностей бюджета.
В ходе написания выпускной квалификационной работы автором изучена действующая система предоставления мер социальной поддержки в Санкт-Петербурге, рассмотрены новые механизмы предоставления мер социальной поддержки, предоставляемые гражданам в связи с пандемией.
Для целей настоящей работы магистрантом проведен анализ деятельности Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, реализующего полномочия органа государственной власти Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки населения. Во второй главе описаны меры социальной поддержки, разработанные Правительством Санкт-Петербурга в рамках мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
Автором проведено социологическое исследование, предметом которого стали обращения жителей города, поступающих в Комитет, по вопросам предоставления мер социальной поддержки в период введения ограничительных мер.
Исследование подтвердило, что анализ обращений граждан позволяет выявить недостатки в существующем порядке предоставления мер социальной поддержки, оказываемых в связи с пандемией.
Анализ теоретических основ предоставления мер социальной поддержки, практической реализации нормативных актов, а также обращений граждан, отражающих реакцию населения на деятельность органов власти, позволил автору выявить актуальные проблемы реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки в период пандемии.
Первая группа проблем связана прежде всего с отсутствием комплексного подхода в предоставлении, которым должен быть утвержден универсальный подход к предоставлению мер социальной поддержки и оказанию помощи гражданам.
Вторая группа связана с тем, что при принятии правительством Санкт-Петербурга решений об оказании гражданам помощи в связи с пандемией в результате обратной связи выявляется неудовлетворительный механизм реализации введенных мер. Выявилась недостаточная социальная компетенция органов власти, которые оказались не готовы к трудностям в существующих реалиях пандемии, при том, что механизм поддержки граждан в обычных условиях отработан и налажен. Наиболее остро сейчас вопрос как государству реагировать на неконтролируемую и непрогнозируемую меняющуюся среду в условиях пандемии и как подготовить к жизни население в условиях новой реальности для соблюдения баланса интересов.
В результате постоянного изменения законодательства, направленного на адаптацию к меняющейся среде, введении ограничительных, запретных мер, их частичной отмене можно отметить несколько хаотичную реакцию органов власти. Именно для того, чтобы в дальнейшем, при наступлении аналогичных обстоятельств и государство, и население смогли пережить тяжелый период с наименьшими потерями и необходимо разработать комплекс мер, действующий именно в период пандемии. И как уже говорилось ранее, этот комплекс мер должен быть общим на территории всей страны.
В третьей главе выпускной квалификационной работы наряду с описанием исследования также приведены предложения автора по решению указанных проблем.
Таким образом, полностью подтверждается выдвинутая гипотеза о том, что анализ обращений граждан, поступающих как обратная связь, позволяет выявить недостатки в механизмах предоставления гражданам мер социальной поддержки, для исключения их в дальнейшем.
Данные разработки уже учтены в практической деятельности Комитета и нашли свое отражение в нормативных актах исполнительного органа власти.

Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // СПС «КонсультантПлюс».
Закон Санкт-Петербурга от 30.11.2018 № 711-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
«План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года» (утв. Минтрудом России 26.05.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2008
№ 1182 «О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014
№ 497 «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс».
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «КонсультантПлюс».
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.03.2020 № 183-р «О реализации пункта 13-2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)».
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петребурга от 13.05.2020 № 261 «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2020 № 277» // СПС «КонсультантПлюс».
Распоряжение Комитета от 30.03.2020 №179-р «О реализации пункта 16-3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка»

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Стратегии включения уязвимых групп населения в общество
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет