Совершенствование учебного центра предприятия
Цель работы – усовершенствовать деятельность учебного центра АО “Томскнефть” ВНК.
Объект исследования – система управления образовательным процессом и принятия решений.
Предмет исследования – образовательная деятельность АО “Томскнефть” ВНК.
Задачи:
– рассмотреть теоретические основы обучения персонала организации;
– проанализировать обучение персонала в рамках предприятия;
– разработать мероприятия по совершенствованию обучения персонала организации.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 7
1 Теоретические аспекты деятельности по организации обучения
персонала…………………………………………………………………………………………………… 9
1.1 Понятие обучения персонала …………………………………………………………….. 9
1.2 Цели и задачи обучения персонала…………………………………………………… 11
1.3 Виды и методы обучения персонала ………………………………………………… 15
1.4 Процесс обучения и оценка его эффективности ……………………………….. 15
2 Организация обучения персонала на предприятии …………………………………. 30
2.1 Общая характеристика предприятия ………………………………………………… 30
2.2 Анализ финансового состояния предприятия …………………………………… 32
2.3 Учебный центр как основной инструмент обучения персонала ………… 38
2.4 Образовательная система предприятия и оценка ее эффективности ….. 47
3 Совершенствование учебного центра предприятия ………………………………… 57
3.1 Обоснование необходимости создания корпоративного института …… 57
3.2 Формирование модели корпоративного института …………………………… 63
3.3 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий .. 81
4 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 87
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 95
Список публикаций студента ……………………………………………………………………. 97
Список использованных источников ………………………………………………………… 98
Приложение А Методы выявления потребности в обучении …………………… 102
Приложение Б Организационная структура АО «Томскнефть» ВНК……….. 103
Приложение В Анализ динамики и структуры отчета о финансовом
положении (баланса) предприятия ………………………………………………………….. 104
Приложение Г Анализ структуры отчета о финансовых результатах ……….. 106
Приложение Д Методы обучения персонала в АО «Томскнефть» ВНК …… 107
Приложение Е Заявление о переоформлении лицензии на осуществление
образовательной деятельности ……………………………………………………………….. 109
Актуальность данной выпускной квалификационной работы
обусловлена потребностью развития и совершенствования системы обучения
персонала в условиях хозяйственной деятельности предприятия и ее
кадрового обеспечения с использованием современных методов и приемов
обучения сотрудников. В условиях современного функционирования
организаций все больше возрастает значение интеллектуальной деятельности
работника, роста его производственной и общей культуры, умения
воспринимать и обрабатывать научную информацию. Рост культурно-
технического уровня работников является одним из важнейших условий
развития предприятия в целом.
Важной проблемой является необходимость изыскания и
использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с
новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для
повышения эффективности производства.
Влияние профессионального обучения работников на экономический
рост заключается в том, что работники, обладающие необходимым объёмом
знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую
производительность и качество труда при рациональном использовании
материальных ресурсов.
Объектом исследования является система управления
образовательным процессом и принятия решений. Целостная система
подготовки персонала, включающая повышение квалификации кадров,
раскрытие потенциала работников, развитие производства, техническое
обновление, формирование корпоративной культуры, является
образовательной политикой общества АО «Томскнефть» ВНК.
Предметом исследования является образовательная деятельность АО
«Томскнефть» ВНК.
Цель диссертационного исследования – усовершенствовать
деятельность учебного центра АО «Томскнефть» ВНК на основе анализа
теоретических и методологических подходов к проблеме обучения
персонала, изучения методов совершенствования системы обучения
персонала и анализа практики обучения персонала на примере
АО «Томскнефть» ВНК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
– рассмотреть теоретические основы обучения персонала
организации;
– проанализировать обучение персонала в рамках предприятия
АО «Томскнефть» ВНК;
– разработать мероприятия по совершенствованию обучения
персонала организации.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты обучения
персонала на предприятии, изучен порядок работы по обучению персонала и
систематизированы методы обучения, проанализированы процессы
организационного обучения персонала и предложены методы по
совершенствованию образовательной системы в АО «Томскнефть» ВНК.
1 Теоретические аспекты деятельности по организации обучения
персонала
Любая организация обладает различными ресурсами для выполнения
своих функций. Одни из самых важных ресурсов организации это ее
человеческие ресурсы. В современном мире изменения происходят очень
быстро. Возникает проблема приспособления организации и ее работников к
этим изменениям. Обучение в организации – это один из самых эффективных
методов решения этой проблемы. В настоящее время эта проблема особенно
актуальна, так как в большинстве предприятий происходит постепенное
улучшение технологической оснащенности, что объективно порождает
необходимость преобразований, которые требуют от работников новых
знаний, умений и навыков.
Практическая часть работы была выполнена на примере
АО «Томскнефть» ВНК. Особенностью системы образовательной политики
компании являются непрерывность и планомерность. Предприятие начинает
работать с молодёжью с школьных лет и продолжает развивать и оценивать
работников на протяжении всей работы в Компании. Именно такой
системный подход позволяет обеспечить приток высокообразованной,
имеющей хорошую профессиональную подготовку молодёжи и
стимулировать постоянное развитие сотрудников компании, независимо от
занимаемой должности.
Методы обучения персонала в АО «Томскнефть» ВНК весьма
разнообразны. Например, лекции, деловые игры, семинары и т.д. В
некоторых случаях обучение будет основано на предоставлении сотруднику
возможности приобретения опыта путем его временного перемещения на
другую должность. Чаще всего на практике применяются инструктаж и
наставничество как методы прямой передачи знаний и навыков опытного
сотрудника.
Каждый из вновь принятых специалистов проходит подготовку в
учебном центре предприятия, затем направляется на стажировку к опытным
профессионалам.
С целью совершенствования действующей на предприятии
образовательной системы в третьей главе работы были разработаны
мероприятия по реорганизации учебного центра в корпоративный институт.
Расчет экономической эффективности показал, что предлагаемые к
реализации мероприятия затратные, но приносящие ряд выгод для компании
и её сотрудников.
Список публикаций студента
1. Бибикова Т. С. Применение образовательных технологий в организации
производства // Проблемы геологии и освоения недр: труды XXI
Международного симпозиума имени академика М. А. Усова студентов и
молодых ученых (Томск, 3-7 апреля 2017 г.): труды / Изд-во ТПУ, 2017.
Ч.2. — С. 789-790.
2. Бибикова Т. С. Эколого-экономические аспекты химического загрязнения
окружающей среды при освоении районов Крайнего севера // Всероссийская
молодежная конференция с международным участием с элементами научной
школы имени профессора М.К. Коровина (Томск, 29 мая-2 июня 2017 г.):
труды / Изд-во ТПУ, 2017. Ч.1 – С. 285-286.
3. Бибикова Т. С. Анализ программ обучения персонала и их влияние на
мотивацию и развитие персонала на предприятии нефтегазовой отрасли //
Проблемы геологии и освоения недр: труды XXII Международного
симпозиума имени академика М. А. Усова студентов и молодых ученых
(Томск, 2-7 апреля 2018 г.): труды / Изд-во ТПУ, 2018. Ч.2 – С. 735-736.
1. Харитонов С.В. Кадровый учет и управление персоналом. – М.:
Паблишинг, 2014. – 190 с.
2. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента. – М.: МАУП, 2010. – 280 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой
работе. – М.: Юрист, 2012 – 496 с.
4. Морозов И.О., Логинова А.Ю. Оценка эффективности обучения в
организации. – Издательство: Компания АйТи, 2013. – 276 с.
5. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы
развития теории и практики. – М.: Издательство «Флинта», 2013. – 322 с.
6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2003.–
189c.
7. Магура, М.И. Оценка работы персонала: подготовка и проведение
аттестации. – Москва: Интел-Синтез, 2002. – 250 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для
студентов высших и средних педагогических заведений. – М.: Издательский
центр Academia, 2002. – 95 с.
9. Лустов Н.С. Трудовые ресурсы: теоретические аспекты анализа,
управления, мотивации и стимулирования. – М.:ЛитРес, 2008. – 104 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов. –
Н. Новгород: НИМБЮ, 2001. – 270 с.
11. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление
персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008.–
200 с.
12. Процесс профессионального обучения и оценка его эффективности
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://upravlencam.ru/sis/page27/html
(дата обращения 10.08.2020)
13. Вязигин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.:
Вершина, 2006. – 256 с.
14.ВиханскийО.С.Этапыформированиякадровойполитики.–
М.:«Гардарика», 2014. – 211 с.
15. Резник С.Д. Управление персоналом: практикум: деловые игры, тесты,
конкретные ситуации. – М: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.
16. Одегов Ю.Г., Управление персоналом, оценка эффективности: Учебное
пособие / Ю. Г. Одегов. – М: Экзамен, 2004. – 256 с.
17. Охотский Е.В. «Книга работника кадровой службы». – М.: Экономика,
2011. – 243с.
18. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Экомпресс, 2014. – 270 с.
19. Шкатулова В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма,
2011. – 241 с.
20. Кирпатрик Д. Л., Кирпатрик Д. Д. Четыре ступеньки к успешному
тренингу. – М.Эйч Ар Медиа, 2008. – 240 с.
21. Дейнека А.В. Современные тенденции в управлении персоналом:
Учебное пособие. – М.: Академия Естествознания, 2012. – 234 с.
22. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом. – М.: ИТК “Дашков и К”,
2014. – 321 с.
23. Аксенова О.А. Организация корпоративной системы обучения. Проблемы
повышения квалификации кадров и инвестиций в человеческий капитал.–
СПб.: Изд-во Политехн. Ин-та. – 2005. – 280 c.
24. Барсова К.В. Обучение персонала в системе профессионального развития
персонала. – М.: Норма, 2016. – 369 с.
25. Моисеенко Н.В. Проблемы обучения персонала в организации. –
М.:ЛитРус. 2017. – 158 с.
26. Кириллов А.В. Системы интенсивного обучения персонала. – М.: Высш.
шк. 2016. – 245с.
27. Воробьев В.К. Внутрифирменное обучение персонала. – М.:ЛитРус. 2019.
– 56 с.
28. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом.
– М.: ГАУ 2017. – 218 с.
29. Демченко Т.В. Управление персоналом: современные подходы. –
М.:Человек и труд 2017. – 318 с.
30. Коренькова Т.В. Проблемы обучения персонала в современных условиях.
– М.:Московский государственный областной университет 2015. – 58 с.
31. Дроздова А.А. Системы обучения персонала в российских корпорациях. –
М: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
32. Золотарев А.А. Управление процессом усвоения знаний. – М: МГИУ,
2016. 170 с.
33. Талызина Н. Ф. Развитие персонала. Отечественный и зарубежный опыт
управления научно-образовательным потенциалом. – М: Изд-во Моск. ун-та,
2005. 346 с.
34. Кязимов К.Г. Профессиональное обучение персонала газового хозяйства.
– М: ЭНАС, 2014. 328 с.
35. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. –
М: Банки и биржи, 2012. 130 с.
36. Герчикова И.А. Менеджмент: Учебник. – М: Бизнес и биржи, 2014. 280 с.
37.НадрееваЛ.Л.Эффективноеуправлениетрудовымиресурсами
нефтегазовых предприятий. – Казань: Союз, 2015. 233 с.
38.КибановА.Я.УправлениеперсоналомвРоссии:историяи
современность. – М: ИНФРА-М, 2015. 150 с.
39. Веснин B.P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. –
М:ТК Велби: Проспект, 2014. 345 с.
40. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для
студентов вузов/Т.Ю. Базаров. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 285 с.
41. Магура М. И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное
преимущество. М: Управление персоналом, 2016. 158 с.
42. Сергиенко С. К. Современные отечественные технологии оценки и
развития персонала. М: Книжный мир, 2017. 212 с.
43. АО «Томскнефть» ВНК: Официальный сайт АО «Томскнефть» ВНК
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.tomskneft.ru/ (дата
обращения 15.08.2020)
44. Стрежевой: Население города Стрежевого [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрежевой (дата обращения
21.08.2020)
45. Рогин К.В. Финансовый анализ предприятия. – М.: Высш. шк. 2004. –
271с.
46. Учебный центр: Официальный сайт Учебного центра АО «Томскнефть»
ВНК [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.edu-centre.ru/ (дата
обращения 28.08.2020)
47. Ханна С.Н. Непрерывное образование как социальный фактор. –
М.:ЛитРус. 2006. – 96 с.
48. Практика формирования корпоративных университетов [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://hr-portal.ru/article/praktika-formirovaniya-
korporativnyh-universitetov (дата обращения 13.09.2020)
49. Никитина М.К. Кадровый резерв предприятий. – М: Альпина Паблишерз,
2013. – 119 с.
50. Фокин К.Н. Управление кадровым резервом. Теория и практика. –
М.: Норма, 2014. – 278 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!