Совершенствование устной речи учащихся на уроках русского языка в поликультурной начальной школе
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы методики формирования устной речи учащихся поликультурной начальной школы …………………………… 8
1.1. Устная речь и её связь с языковой системой в научно-педагогических исследованиях ………………………………………………… 8
1.2. Роль поликультурного образования на уроках русского языка в начальной школе: анализ педагогической литературы ……………………… 20
1.3. Организация процесса становления устной речи учащихся поликультурной начальной школы на уроках русского языка ……………… 24
Глава II. Практическая работа в области формирования устной речи учащихся категории «дети мигрантов» на уроках русского языка в начальных классах …………………………………………………………… 32
2.1. Возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации процесса развития устной речи учащихся поликультурной начальной школы …………………………………………… 32
2.2. Характеристика устной речи учащихся поликультурной начальной школы ………………………………………………………………………… 48
2.3. Систематизация результатов формирующего и контрольного этапа обучения ………………………………………………………………………… 52
Заключение …………………………………………………………………… 85
Список литературы …………………………………………………………… 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
Актуальность подтверждается современными реалиями геополитической социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией населения.
Существует ряд причин, который способствовал усилению миграционного процесса, а именно:
1. притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках;
2. вооружённые конфликты, особенно в Закавказье, Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане;
3. ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей, желание попасть на историческую родину.
Усиливающаяся миграция привела к созданию поликультурной среды в российских общеобразовательных школах. Дети вынужденных переселенцев с трудом адаптировались к жизни в другой стране. В частности, в рамках оказания психолого-педагогической помощи детям мигрантов, одной из задач учителя начальных классов при обучении русскому языку стало формирование устной речи младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды.
Однако при осуществлении всестороннего процесса развития устной речи учащихся поликультурных начальных классов возникают серьёзные противоречия: с одной стороны, разработано множество программ и технологии для успешного развития устной речи детей мигрантов, с другой стороны, учителя считают, что условий, которые существуют сегодня в общеобразовательных начальных школах, недостаточно для полноценного развития устной речи детей мигрантов на уроках русского языка.
На основании данного противоречия возник вопрос, который стал проблемой настоящего исследования: каковы методические условия формирования и совершенствования устно-речевых умений учащихся на начальном этапе обучения русскому языку в условиях возрастающего потока мигрантов?
Гипотеза исследования: синтез коммуникативного и синтаксического подхода к процессу совершенствования устной речи учеников поликультурной начальной школы на уроках русского языка, может являться условием формирования у детей мигрантов таких проверяемых речевых компетенций как: умение устанавливать связь между словами в предложении, умение различать предложения по цели высказывания и интонации, умение различать и правильно понимать интонационное оформление синтаксической конструкции, умение составлять предложения в устной речи, умение выразительно читать текст.
Цель исследования: разработать программу совершенствования устной речи младших школьников на уроках русского языка в поликультурной школе и найти оптимальные условия ее реализации.
Задачи исследования:
1) анализ методики формирования устной речи учащихся поликультурной начальной школы;
2) выявление возможностей УМК по русскому языку для проведения специальных занятий по развитию произносительных навыков учеников поликультурной начальной школы;
3) составление характеристики речи младших школьников категории (дети-мигранты).
Объект исследования: устная речь учащихся поликультурной начальной школы на уроках русского языка.
Предмет исследования: условия развития устной речи учащихся поликультурной начальной школы.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на исследованиях различных учёных в лингвистической и педагогической областях знаний.
В лингвистических трудах, посвящённых изучению понятия «устная речь» авторы Л.Л. Касаткин, Е.В. Колубков, Л.В. Щерба и др, рассматривая речь в качестве деятельности человека, сходятся во мнении, что устная речь имеет несколько значений.
В педагогических работах вопросы развития устной речи учащихся отражены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк и др.), согласно которой задачи речевого развития определяются с позиции компетентностного подхода, который представлен в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковой) и культуроведческой компетенции.
Методы исследования:
-теоретические методы: анализ литературы по теме исследования (тип анализа: лингвистический, цель: систематизировать данные лингвистической и педагогической литературы по теме исследования)
-эмпирические методы: педагогическое наблюдение (тип: непосредственное, открытое; цель – зафиксировать процесс развития речевых умений учащихся поликультурной начальной школы), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный; общая цель эксперимента – доказать гипотезу исследования, разработать программу совершенствования устной речи учащихся на уроках русского языка в поликультурной начальной школе)
-социологические методы: анкетирование учащихся начальных классов (цель – выявить общий уровень развития коммуникативной компетенции учащихся); беседа с учителями и учащимися (цель – найти новые условия для совершенствования устной речи учащихся на уроках русского языка.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована реализация синтаксического подхода при обучении детей мигрантов русскому языку в начальной школе. Идеи данного подхода стали основополагающими программы совершенствования устной речи учащихся на уроках русского языка в поликультурной начальной школе.
Практическая значимость исследования направлена на создание методического сопровождения детей-мигрантов на уроках русского языка. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы учителями на уроках русского языка при работе с детьми в поликультурных классах.
Опытно-экспериментальной базой исследования была определена ГБОУ СОШ № 507. Исследование было проведено с 2015-2017 год. В исследовании приняли участие третьих и четвёртых классов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие речевых навыков неразрывно связанно с формированием умения интонационного оформления высказываний в устной речи.
2. Усвоение речевых норм русскоязычной речи возможно только при создании речевой ситуации.
3. Реализация синтаксического подхода является входит в число важнейших условий становления устной речи учащихся поликультурной начальной школы.
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав: теоретической и экспериментальной, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объём печатной работы 95 страниц (без приложений). Общий объём работы, включая приложения, составляет 146 страниц.
Список литературы
1. Анисимова, Т.В. Современная деловая риторика [тест] / Т.В. Анисимова. – Москва: Наука, 2002. – 380 с.
2. Анисина, Н.В. Методика обучения студентов негуманитарных вузов созданию научного текста [текст] / Н.В. Анисина. – Санкт-Петербург: Наука, 2002 – 186 с.
3. Антонова, JI.Г. Опыт жанра: историческая и современная практика решения / Л.Г. Антонова / Русский язык в школе. 2000. – № 3. – С.21 – 27.
4. Асмолов, А. Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. [текст] / А. Г. Амослов. – М: Просвещение, 2011. – 152 с.
5. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] /
О.С.Ахманова. – М.: Либроком, 2016. – 576 с.
6. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [текст] / Р.К. Боженкова. – М: Флинта, 2011. – 608 с.
7. Бочкарева, Т.С. Развитие речевой культуры студентов университета [текст] / Т.С. Бочкарева. – Оренбург: ОГУ, 2002. – 173 с.
8. Богданова, А.В. Совершенствование интонационной стороны диалогической речи младших школьников: возможности УМК по русскому языку [текст] /автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук (21.02 2013) /Богданова Антонина Владимировна; МГПУ. – Москва, 2013. – 381с.
9. Богданова, А.В. Обучение младших школьников диалогу: интонационный аспект [Текст]: Монография. – М.: Экон-информ, 2014. ̶
105 с.
10. Богданова, А.В. Совершенствование интонационных умений
младших школьников: функциональный подход [Текст] // Учитель. – 2014. –
№1. – С. 44-47.
11. Богомолова, М.И., Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России [текст] /М.И. Богомолова. – Казань: ГКШ, 2000. – 424 с.
12. Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного
произношения у младших школьников. [Текст] / А.А. Бондарнко, М.Л. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
13. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах [текст] / Д.Х. Вагапова. – Москва: Цитадель, 2001. – 460 с.
14. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале
русской поэзии) [Текст] / Е. Н. Винарская. – Воронеж: ВГУ 2003. – 170 с.
15. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития [текст]/ Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2001. – 286 с
16. Гальперин, В.Е. Текстовый объект лингвистического исследования [текст] / В.Е. Гальперин. – Москва: ЛИБРОКОМ, 2008. – 213с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / А.Н. Гвоздев. – Москва: Просвещение, 2006. – 218с.
18. Гольдин, В.Е. Этикет и речь/ В.Е. Гольдин. – Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. – 118с.
19. Гойхман, О .Я. Теория и практика обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей [текст] / О .Я. Гойхман. – Москва: ИНФРАМ, 2001. – 287с.
20. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [текст] / О.Я. Гойхман. – Москва: ИНФРАМ, 2005. – 272 с.
21. Гончарова, В.А. Нарушение письменной речи у младших школьников [текст] / В.А. Гончарова. – Москва: Феникс, 2008. – 222с.
22. Данилова, Е.Е. Младший школьник: развитие познавательных способностей [текст] /Е.Е. Данилова – Москва: Просвещение, 2003. – 157с.
23. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [текст] / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2009 – 24 с
24. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – Москва: Просвещение, 2002. – 198с.
25. Зиновьева, Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте [текст] / Т.И. Зиновьева. – Москва: Экон-информ, 2011. – 163 с.
26. Зиновьева, Т.И. Тенденции и перспективы развития начального филологического образования и подготовки учителя [текст] /Т.И. Зиновьева. – Москва: Экон-информ, 2013 – 381 с
27. Зиновьева, Т. И. Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте педагогической инноватики [текст] /Т.И. Зиновьева – Москва: Экон-Информ, 2016 – 450 с.
28. Зубарева, Л.В. Развитие словесно логического мышления и связной речи младших школьников / Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 99с.
29. Изотова, Н.В. Диалог и монолог как формы речи: сравнительная
характеристика [Текст] // Известия Южного федерального университета.
Филологические науки. – 2012. – № 1 ̶ С. 60 ̶ 66
30. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку [текст]/ Л.Л. Касаткин. – Москва : Высшая школа, 2001.- 383с.
31. Касаткин, Л.С. , русский язык [текст] / Л.С. Касаткин. – Москва: Академия, 2011. – 784 с
32. Кoрoстелева, Е.Ю. Система технoлогическoй подгoтовки
учителей пo развитию речи младших шкoльников [Текст] // Вектор науки
ТГУ. – 2010. – №3. – С. 319-321.
33. Лекант, П.А. Синстаксис простого предложения в современном русском языке [текст] / П. А. Лекант. – Москва: Академия,2004 – 659 с.
34. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А.Леонтьев. – М.: Академия, 2010. – 230 с.
35. Львов, М.Р. Русский язык. Речь. Интонация. [Текст] / М.Р.Львов,
Л.Л.Касаткин. – М.: Академия, 2011. – 782 с.
36. Лихачев, С.В. Особенности задания с кратким ответом как формы контроля знаний школьников в процессе обучения русскому языку [текст] / С.В. Лихачев // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте педагогической инноватики. – Москва: Экон-информ 2016. – 40 – 43
37. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения [текст] / Е.С. Скобликова – Москва: Академия. 2006 – 440с.
38. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
39. Степихов, А.А. Соотношение синтаксического и интонационного членения в спонтанном монологе [Текст]: дисс. канд. пед. наук (10.02.01) / А.А. Степихов. – СПб.: СПГУ, 2010. – 334 с.
40. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 112 с.
41. Ушакова, Ю.А Развитие устной монологической речи учащихся на минутке чистописания в первом классе [Текст] // Журнал «Концепт». – 2014. – № 32. – С. 56-69.
42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – Москва: Владос, 2010. – 288с.
43. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова – Москва: Владос, 2010. – 288 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
45. Фомичева, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. [Текст] / Г.А. Фомичева – Москва: Наука, 2012. – 159 с.
46. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. / Т.А. Фотекова — Москва: Аркти, 2000. — 56 с.:
47. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации [Текст] / Н.В.Черемисина-Ениколопова. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 520 с.
48. Шпунтов, А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Москва: Наука, 1980. – 16 с.
49. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]. – Л.В. Щерба. – Санкт-Петербург: Наука, 2012. – 497 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Москва: Дрофа, 2012. –228 с.
51. Яркова Е.Н. Философия поликультурного образования и ее альтернативы // Топос. Литературно-философский журнал. URL: http://www.topos.ru/article/2130
52. Яшина, В.И., Теория и методика развития речи детей [Текст]/ В. И. Яшина, – Москва: Академия, 2013. — 448 с.
53. Banks, J. A. Multicultural education: Characteristics and goals. In Banks, J.A., & McGee Banks, C.A (Eds.). Multicultural education issues and perspectives (6th ed., pp. 3-30). Hoboken, New Jersey: John Wiley and Sons, Inc. 2007. p. 13
54. Banks, J. A. Multicultural education: Historical development, dimensions, and practice. In Banks, J. A., & McGee Banks, C. A. (Eds.). Handbook of research on multicultural education (2 nded., pp.3- 29). California: Jossey-Bass. 2004.
55. Banks, J. A. An introduction to multicultural education. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. 1999. p. 1.
56. Banks, J. A. Multiethnic education: Theory and practice (3rd ed.). Massachusetts: A Division of Simon & Schuster, Inc. 1994. p. 26
57. Baptiste, H. Multicultural education: A synopsis. – Washington, DC: University Press of America. 1979.
58. Bennett, C. I. Comprehensive multicultural education: Theory and practice. Boston: Allyn & Bacon. 1990.
59. Bulankina N. Personal self-determination in culture: problems and perspectives. International Journal of Academic Research. Vol.2, 3: 253 – 255 (2010).
60. Bolinger, D. Intonation and its Use: Melody in Grammar and Discourse. – Stanford: SUP, 1989. – 470 р.
61. Crystal, D. Persevering with Prosodу // International Journal of Speech-Language Pathology. ̶ VOL. 11 (4). ̶ 2009. ̶ PP. 257-268.
62. Hart, J’t., Collier, R., Cohen, A. Aperceptual study of intonation: An experimental phonetic approach to speech melody. – Cambridge: CUP, 1990. ̶ PP. 250-257.
63. Dhillon, P. A. What is multiculturalism? In Hare, W., & Portelli, J.O. (Eds.). Key Question for Educators (pp. 87- 90). Halifax, NS, Canada: Edphil Books. 2005. p. 89
64. Gollnick D., Chinn P. Multicultural Education in a Pluralistic Society Exploring Diversity Package. Prentice Hall. 2006.
65. Grant, C. A. Multicultural education: Commitments, issues and applications. 1977b. p. 3.
66. Nieto, S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multi cultural education. White Plains. NY: Longman. 1992. p. 276.
67. Parekh, B. The Concept of Multicultural Education. Mogdil, S. et al. (eds.) 1986. pp. 26-27.
68. Sinagatulin, I. M. Constructing multicultural education in a diverse society. The Scarecrow Press, Inc. Lanharn, Maryland, and London. 2003.
69. Tye-Murray, N., & Geers, A. (1997). Children’s Visual Enhancement Test. Central Institute for the Deaf Periodic Progress Report, 33, 9–12.
70. Uchanski, R. M., Torretta, G., Geers, A., & Tobey, E. (1999). Relations between acoustic measures and the intelligibility of speech for children using cochlear implants. Journal of the Acoustical Society of America, 106(4), 2213.
71. Waltzman, S. B., & Cohen, N. (1998). Cochlear implantation in children younger than two years old. American Journal of Otology, 19, 158–162.
72. Wechsler, D. (1991). Wechsler Intelligence Scale for Children (3rd ed.). San Antonio, TX: Psychological/Harcourt Brace.
73. Woodcock, R. W. (1987). Woodcock Reading Mastery Tests– Revised. Allen, TX: DLM Teaching Resources.with cochlear implants. Ear and Hearing, 22, 381–394.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!