Современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Гущин Иван Юрьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В статье рассматриваются предпосылки формирования, современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, были выявлены и обоснованы проблемы и необходимость преобразования и развития комплекса посредством реализации крупных мегапроектов. На основе исследования автор делает выводы о решающей роли транспортного комплекса для экономического и социального развития Ямало-Ненецкого автономного округа и всей страны в целом.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Развитие транспорта и соответствующей инфраструктуры особенно важно в регионах, занимающих пограничное или приморское положение, потому что близость к мировым и региональным транспортным коридорам и крупным рынкам определяют социально-экономическое благосостояние региона. Также развитый транспортный комплекс помогает более эффективно развивать и максимально использовать преимущества регионов, обладающих богатой ресурсной базой.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых богатых регионов страны и мира по запасам минерального сырья, сегодня он определяет энергетическую безопасность и экономическую стабильность России. Округ занимает при этом приморское положение, имеет выход к перспективному транспортному коридору, объединяющему всю Арктическую зону страны, – Северному морскому пути. Однако развивать транспортный комплекс в условиях экстремальных природно-климатических условий Крайнего севера очень сложно и затратно, поэтому округ, несмотря на столь богатую ресурсную базу, обладает слабо развитой транспортной инфраструктурой, не отвечающей современным требованиям. Исследование исторических аспектов формирования транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, его современного состояния и перспектив развития позволит помочь в изучении и прогнозировании развития столь важной для этого региона отрасли хозяйства.
Все вышесказанное предопределяет актуальность предполагаемого исследования.

Объектом исследования выступает Ямало-Ненецкий автономный округ, а также механизмы управления и развития транспортного комплекса на территории этого региона.
В качестве предмета исследования выступает транспортный комплекс округа, который обеспечивает территориальную целостность и единство экономического пространства, интеграцию региона в экономическую систему страны и мира в целом.
Целью настоящей работы является изучение особенностей формирования, современного и перспективных направлений развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить место и роль транспорта в хозяйственной жизни ЯНАО;
Выявить территориальности особенности и тенденции формирования транспортного комплекса округа;
Проанализировать современное состояние транспортного комплекса ЯНАО;
Выявить и обозначить перспективы развития транспортного комплекса округа.
Методология исследования основывается на базовые положения системного подхода к исследованию процессов развития и формирования транспортных комплексов на базе функционирования различных видов транспорта на территории ЯНАО. В работе используются следующие методы: аналитический, экономико-статистический, сравнительно-географический.
Данное исследование базируется на научных исследованиях в области формирования транспортных систем и комплексов (Троицкая Н.А., Сафронов Э.А). Также в качестве источников информации выступили нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические данные из сборников последних лет, аналитические материалы и ресурсы сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, 13 параграфов, заключения. Список литературы включает 42 источников: научные работы, нормативно-правовые акты РФ, статистические данные, электронные ресурсы сети Интернет.

Транспортный комплекс играет решающую роль в ЯНАО, он стимулирует экономическое развитие территорий округа, связывает отдаленные населенные пункты, рабочие поселки и месторождения с крупными транспортными узлами региона. Можно с уверенностью говорить, что на данный момент транспортный комплекс ЯНАО находится только в начале масштабной перестройки и модернизации инфраструктуры. Хочется верить, что никакие экономические кризисы, нестабильная динамика цен на энергоносители, санкционные препятствия не помешают ключевым мегапроектам реализовать свой потенциал.
По итогам исследования исторического формирования, современного и перспективного развития транспортного комплекса, можно сделать следующие выводы:
1. Для улучшения транспортной доступности и связности различных хозяйственных объектов ЯНАО нужно повысить плотность и качество железнодорожных и автомобильных путей, связать восточную и западную часть округа. Эти пункты отражены в существующих Стратегиях развития и позволят соединить разрозненные транспортные пути в единую систему, которая снизит затраты и временные издержки при разработке крупных месторождений газа и нефти. Всё это повысит роль и значение региона в топливно-экономическом комплексе страны, увеличит грузо- и пассажиропоток с соседними регионами, создаст десятки тысяч новых рабочих мест в различных районах по всей стране, принесет колоссальные доходы в бюджет государства.
2. Для полноценного развития транспортного комплекса необходимо решать существующие проблемы всех видов транспорта, строить такую модель, которая позволит снизить риски и дублирование транспортных коридоров и узлов. Это нужно делать совместными усилиями правительства округа и ресурсодобывающими компаниями под чутким руководством государства.
3. Наблюдаются существенные различия между различными районами ЯНАО в их транспортной доступности и развитости транспортной инфраструктуры. Тем не менее, задачи по улучшению существующих проблем выполняются, строятся новые рабочие поселки (прежде всего на крупных месторождениях углеводородных ресурсов), порты и перевалочные узлы, расширяются грузо- и пассажиропотоки в тех районах ЯНАО, где еще недавно постоянного населения практически не наблюдалось. Развитие новых населенных пунктов изменит роль уже существующих крупных городов ЯНАО, объем грузо- и пассажироперевозок сместится севернее, на побережья Обской и Байдарацкой губ, побережье Карского моря, несмотря на экстремальные природно-климатические условия.
4. Сегодня силы правительства ЯНАО направлены на то, чтобы регион стал активным участником в международной торговле посредством не только трубопроводного, но также и морского транспорта. Мы видим, что для решения этих задач необходимы и, что самое главное, предпринимаются смелые шаги по созданию и развитию ледокольного флота, который поможет увеличить грузооборот и период навигации транспортных средств по Северному морскому пути. Ледокольный флот сыграет решающую роль в становлении СМП на международной арене, как безопасного и сокращающего временные издержки при транспортировке важных грузов между различными морскими портами крупных стран пути [11].
5. Ямало-Ненецкий автономный округ – ключевой регион Арктической зоны и форпост крупных инвестиционных проектов. Богатый минеральными ресурсами округ привлекает большие средства для реализаций идей по улучшению транспортного комплекса, как округа, так и всего северного пространства страны. Мы видим, что с каждым годом инвестиционная привлекательность ЯНАО не снижается, наоборот, суммы, затрачиваемые на развитие, увеличиваются в геометрической прогрессии, в том числе за счет привлечения иностранного капитала.
6. Арктика – регион стратегических интересов России. Получив транспортно-инфраструктурный инструмент освоения, наша страна повысит свое стратегическое присутствие в столь важном сейчас регионе, укрепит геополитическое и макроэкономическое положение.
Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ – энергетическое сердце России. Но к этому сердцу ведет лишь небольшие сосуды – транспортные пути, имеющие свои проблемы. Для полноценной жизни региона и всей Арктики нужна полноценная аорта – крупная транспортная артерия. Она напитает жизнью, даст мощный рывок для развития десяткам регионов, сотням предприятий, различным отраслям экономики.

Монографии, статьи в сборниках, журналах, а также авторефераты диссертаций, в том числе и иностранные
[1]. Болсуновская Ю. А., Боярко Г. Ю. Оценка перспектив развития северного морского пути как международной транзитной магистрали// European Social Science Journal: международный научный журнал , 2014. № 4-1 (43).С. 531-535.
[2]. В. Дронов. «География России». М. «Дрофа», 2016 г. 320 с.
[3]. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем, СПбГАСУ. – СПб. 2010.
[4]. Ефимова Е.Г., Гриценко Д. Перспективы формирования международного
транспортного узла в Арктике: порт Сабетта // Международная экономика, 2016. – №10.
– С.41-46.
[5]. Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие / Г.А. Кандаурова, В.И. Борисевич, Н.Н. Кандауров и др. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 152 с.
[6]. Круглогодичная навигация порта Сабетта». Проблемы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2015. № 3 (19). С. 88-95.
[7]. Кобылкин Д. Н. «Ямал — Сабетта — Севморпуть: что нужно России для прорыва
в Арктику» // Слово регионам. 2016. №4. c. 96-102.
[8]. Лебедев Г.В. Особенности пространственной организации инфраструктуры морского транспортного комплекса арктической зоны Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2014
[9]. «Морские ворота» Ямала. Как идет строительство морского порта Сабетта // Транспортный комплекс. Стратегия развития. Приложение к информационно-аналитической газете «Транспорт России». 2015. №4. С. 8.
[10]. Мочалов Т.Н. Авиация Арктической зоны Российской Федерации: проблемы и
перспективы // Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного
морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. 2015. № 6 (559). С. 37-40.
[11]. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. № 4.
[12]. Постников С. Л. Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. «Аналитический Вестник». № 6 (559). (к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике, 27-28 марта 2015 года, г. Салехард).
[13]. «Регионы России. Социально-экономические показатели 2017. Статистический сборник».
[14]. Троицкая Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троицкая, А.Б.Чубуков.- М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 240 с.
[15]. Хаггет Питер. География: синтез современных знаний /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979.- 684 с.
[16]. Шпак А.В. Транспортная система арктических регионов: концептуальный взгляд на развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. – №2 (33). – С. 45-51.
[17]. Ямал в авангарде государственной политики в Арктике // Статья из журнала «Нефть и Газ Сибири» №2(23) 2016 г.
Источники из интернета
[18]. АО «Корпорация развития» [Электронный ресурс] / – www.cupp.ru
[19]. Информационное агентство «Север-Пресс» [Электронный ресурс] / – http://sever-press.ru
[20]. Информационное агентство «Федерал Пресс» [Электронный ресурс] / – http://fedpress.ru
[21]. Каткова С.В. Конкуренция и синергия транспортных маршрутов в Арктике. Участие региона ЯНАО в новом транспортном проекте. Выступление на конференции VostockCapital, Санкт-Петербург, 2015 [Электронный ресурс] / – http://morproekt.ru
[22]. Комплексная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» [Электронный ресурс] / –
[23]. Об утверждении государственной программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ЯНАО “Сотрудничество” с изменениями на 12 февраля 2018 года [Электронный ресурс] / – правительство.янао.рф
[24]. Основные направления бюджетной политики ЯНАО на 2016-2018 годы / Мониторинг-ЯМАЛ [Электронный ресурс] / –
[25]. Отчет ОАО «Новатэк» в области устойчивого развития на территории Российской Федерации за 2013 год [Электронный ресурс] / –
[26]. Официальный сайт АО «ЯЖДК» [Электронный ресурс] / –
[27]. Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс] / –
[28]. Официальный сайт департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] / –
[29]. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс] / –
[30]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / –
[31]. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 [Электронный ресурс] / – http:// http://government.ru
[32]. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года [Электронный ресурс] / – http://правительство.ЯНАО.рф /economics/social_strateg_2020
[33]. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] / – http://www.mintrans.ru
[34]. Федеральное агентство воздушного транспорта [Электронный ресурс] / –
[35]. Фролова Ю. Ямал нашел шведскую семью [Электронный ресурс] / –
[36]. Statistical Yearbook of the International Association of Ports and Harbors. Tokyo, 2015 [Электронный ресурс] / –
[37]. [Электронный ресурс] / – http://карты.янао.рф/eks/zimnik
[38]. [Электронный ресурс] / – http://правительство.ЯНАО.рф/
[39]. [Электронный ресурс] / –
[40]. [Электронный ресурс] / –
[41]. [Электронный ресурс] / – morvest.ru
[42]. [Электронный ресурс] / – tass.ru

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету