Современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гущин Иван Юрьевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В статье рассматриваются предпосылки формирования, современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, были выявлены и обоснованы проблемы и необходимость преобразования и развития комплекса посредством реализации крупных мегапроектов. На основе исследования автор делает выводы о решающей роли транспортного комплекса для экономического и социального развития Ямало-Ненецкого автономного округа и всей страны в целом.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Развитие транспорта и соответствующей инфраструктуры особенно важно в регионах, занимающих пограничное или приморское положение, потому что близость к мировым и региональным транспортным коридорам и крупным рынкам определяют социально-экономическое благосостояние региона. Также развитый транспортный комплекс помогает более эффективно развивать и максимально использовать преимущества регионов, обладающих богатой ресурсной базой.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых богатых регионов страны и мира по запасам минерального сырья, сегодня он определяет энергетическую безопасность и экономическую стабильность России. Округ занимает при этом приморское положение, имеет выход к перспективному транспортному коридору, объединяющему всю Арктическую зону страны, – Северному морскому пути. Однако развивать транспортный комплекс в условиях экстремальных природно-климатических условий Крайнего севера очень сложно и затратно, поэтому округ, несмотря на столь богатую ресурсную базу, обладает слабо развитой транспортной инфраструктурой, не отвечающей современным требованиям. Исследование исторических аспектов формирования транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, его современного состояния и перспектив развития позволит помочь в изучении и прогнозировании развития столь важной для этого региона отрасли хозяйства.
Все вышесказанное предопределяет актуальность предполагаемого исследования.

Объектом исследования выступает Ямало-Ненецкий автономный округ, а также механизмы управления и развития транспортного комплекса на территории этого региона.
В качестве предмета исследования выступает транспортный комплекс округа, который обеспечивает территориальную целостность и единство экономического пространства, интеграцию региона в экономическую систему страны и мира в целом.
Целью настоящей работы является изучение особенностей формирования, современного и перспективных направлений развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить место и роль транспорта в хозяйственной жизни ЯНАО;
Выявить территориальности особенности и тенденции формирования транспортного комплекса округа;
Проанализировать современное состояние транспортного комплекса ЯНАО;
Выявить и обозначить перспективы развития транспортного комплекса округа.
Методология исследования основывается на базовые положения системного подхода к исследованию процессов развития и формирования транспортных комплексов на базе функционирования различных видов транспорта на территории ЯНАО. В работе используются следующие методы: аналитический, экономико-статистический, сравнительно-географический.
Данное исследование базируется на научных исследованиях в области формирования транспортных систем и комплексов (Троицкая Н.А., Сафронов Э.А). Также в качестве источников информации выступили нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические данные из сборников последних лет, аналитические материалы и ресурсы сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, 13 параграфов, заключения. Список литературы включает 42 источников: научные работы, нормативно-правовые акты РФ, статистические данные, электронные ресурсы сети Интернет.

Транспортный комплекс играет решающую роль в ЯНАО, он стимулирует экономическое развитие территорий округа, связывает отдаленные населенные пункты, рабочие поселки и месторождения с крупными транспортными узлами региона. Можно с уверенностью говорить, что на данный момент транспортный комплекс ЯНАО находится только в начале масштабной перестройки и модернизации инфраструктуры. Хочется верить, что никакие экономические кризисы, нестабильная динамика цен на энергоносители, санкционные препятствия не помешают ключевым мегапроектам реализовать свой потенциал.
По итогам исследования исторического формирования, современного и перспективного развития транспортного комплекса, можно сделать следующие выводы:
1. Для улучшения транспортной доступности и связности различных хозяйственных объектов ЯНАО нужно повысить плотность и качество железнодорожных и автомобильных путей, связать восточную и западную часть округа. Эти пункты отражены в существующих Стратегиях развития и позволят соединить разрозненные транспортные пути в единую систему, которая снизит затраты и временные издержки при разработке крупных месторождений газа и нефти. Всё это повысит роль и значение региона в топливно-экономическом комплексе страны, увеличит грузо- и пассажиропоток с соседними регионами, создаст десятки тысяч новых рабочих мест в различных районах по всей стране, принесет колоссальные доходы в бюджет государства.
2. Для полноценного развития транспортного комплекса необходимо решать существующие проблемы всех видов транспорта, строить такую модель, которая позволит снизить риски и дублирование транспортных коридоров и узлов. Это нужно делать совместными усилиями правительства округа и ресурсодобывающими компаниями под чутким руководством государства.
3. Наблюдаются существенные различия между различными районами ЯНАО в их транспортной доступности и развитости транспортной инфраструктуры. Тем не менее, задачи по улучшению существующих проблем выполняются, строятся новые рабочие поселки (прежде всего на крупных месторождениях углеводородных ресурсов), порты и перевалочные узлы, расширяются грузо- и пассажиропотоки в тех районах ЯНАО, где еще недавно постоянного населения практически не наблюдалось. Развитие новых населенных пунктов изменит роль уже существующих крупных городов ЯНАО, объем грузо- и пассажироперевозок сместится севернее, на побережья Обской и Байдарацкой губ, побережье Карского моря, несмотря на экстремальные природно-климатические условия.
4. Сегодня силы правительства ЯНАО направлены на то, чтобы регион стал активным участником в международной торговле посредством не только трубопроводного, но также и морского транспорта. Мы видим, что для решения этих задач необходимы и, что самое главное, предпринимаются смелые шаги по созданию и развитию ледокольного флота, который поможет увеличить грузооборот и период навигации транспортных средств по Северному морскому пути. Ледокольный флот сыграет решающую роль в становлении СМП на международной арене, как безопасного и сокращающего временные издержки при транспортировке важных грузов между различными морскими портами крупных стран пути [11].
5. Ямало-Ненецкий автономный округ – ключевой регион Арктической зоны и форпост крупных инвестиционных проектов. Богатый минеральными ресурсами округ привлекает большие средства для реализаций идей по улучшению транспортного комплекса, как округа, так и всего северного пространства страны. Мы видим, что с каждым годом инвестиционная привлекательность ЯНАО не снижается, наоборот, суммы, затрачиваемые на развитие, увеличиваются в геометрической прогрессии, в том числе за счет привлечения иностранного капитала.
6. Арктика – регион стратегических интересов России. Получив транспортно-инфраструктурный инструмент освоения, наша страна повысит свое стратегическое присутствие в столь важном сейчас регионе, укрепит геополитическое и макроэкономическое положение.
Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ – энергетическое сердце России. Но к этому сердцу ведет лишь небольшие сосуды – транспортные пути, имеющие свои проблемы. Для полноценной жизни региона и всей Арктики нужна полноценная аорта – крупная транспортная артерия. Она напитает жизнью, даст мощный рывок для развития десяткам регионов, сотням предприятий, различным отраслям экономики.

Монографии, статьи в сборниках, журналах, а также авторефераты диссертаций, в том числе и иностранные
[1]. Болсуновская Ю. А., Боярко Г. Ю. Оценка перспектив развития северного морского пути как международной транзитной магистрали// European Social Science Journal: международный научный журнал , 2014. № 4-1 (43).С. 531-535.
[2]. В. Дронов. «География России». М. «Дрофа», 2016 г. 320 с.
[3]. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем, СПбГАСУ. – СПб. 2010.
[4]. Ефимова Е.Г., Гриценко Д. Перспективы формирования международного
транспортного узла в Арктике: порт Сабетта // Международная экономика, 2016. – №10.
– С.41-46.
[5]. Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие / Г.А. Кандаурова, В.И. Борисевич, Н.Н. Кандауров и др. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 152 с.
[6]. Круглогодичная навигация порта Сабетта». Проблемы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2015. № 3 (19). С. 88-95.
[7]. Кобылкин Д. Н. «Ямал — Сабетта — Севморпуть: что нужно России для прорыва
в Арктику» // Слово регионам. 2016. №4. c. 96-102.
[8]. Лебедев Г.В. Особенности пространственной организации инфраструктуры морского транспортного комплекса арктической зоны Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2014
[9]. «Морские ворота» Ямала. Как идет строительство морского порта Сабетта // Транспортный комплекс. Стратегия развития. Приложение к информационно-аналитической газете «Транспорт России». 2015. №4. С. 8.
[10]. Мочалов Т.Н. Авиация Арктической зоны Российской Федерации: проблемы и
перспективы // Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного
морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. 2015. № 6 (559). С. 37-40.
[11]. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. № 4.
[12]. Постников С. Л. Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. «Аналитический Вестник». № 6 (559). (к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике, 27-28 марта 2015 года, г. Салехард).
[13]. «Регионы России. Социально-экономические показатели 2017. Статистический сборник».
[14]. Троицкая Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троицкая, А.Б.Чубуков.- М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 240 с.
[15]. Хаггет Питер. География: синтез современных знаний /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979.- 684 с.
[16]. Шпак А.В. Транспортная система арктических регионов: концептуальный взгляд на развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. – №2 (33). – С. 45-51.
[17]. Ямал в авангарде государственной политики в Арктике // Статья из журнала «Нефть и Газ Сибири» №2(23) 2016 г.
Источники из интернета
[18]. АО «Корпорация развития» [Электронный ресурс] / – www.cupp.ru
[19]. Информационное агентство «Север-Пресс» [Электронный ресурс] / – http://sever-press.ru
[20]. Информационное агентство «Федерал Пресс» [Электронный ресурс] / – http://fedpress.ru
[21]. Каткова С.В. Конкуренция и синергия транспортных маршрутов в Арктике. Участие региона ЯНАО в новом транспортном проекте. Выступление на конференции VostockCapital, Санкт-Петербург, 2015 [Электронный ресурс] / – http://morproekt.ru
[22]. Комплексная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» [Электронный ресурс] / –
[23]. Об утверждении государственной программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ЯНАО “Сотрудничество” с изменениями на 12 февраля 2018 года [Электронный ресурс] / – правительство.янао.рф
[24]. Основные направления бюджетной политики ЯНАО на 2016-2018 годы / Мониторинг-ЯМАЛ [Электронный ресурс] / –
[25]. Отчет ОАО «Новатэк» в области устойчивого развития на территории Российской Федерации за 2013 год [Электронный ресурс] / –
[26]. Официальный сайт АО «ЯЖДК» [Электронный ресурс] / –
[27]. Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс] / –
[28]. Официальный сайт департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] / –
[29]. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс] / –
[30]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / –
[31]. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 [Электронный ресурс] / – http:// http://government.ru
[32]. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года [Электронный ресурс] / – http://правительство.ЯНАО.рф /economics/social_strateg_2020
[33]. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] / – http://www.mintrans.ru
[34]. Федеральное агентство воздушного транспорта [Электронный ресурс] / –
[35]. Фролова Ю. Ямал нашел шведскую семью [Электронный ресурс] / –
[36]. Statistical Yearbook of the International Association of Ports and Harbors. Tokyo, 2015 [Электронный ресурс] / –
[37]. [Электронный ресурс] / – http://карты.янао.рф/eks/zimnik
[38]. [Электронный ресурс] / – http://правительство.ЯНАО.рф/
[39]. [Электронный ресурс] / –
[40]. [Электронный ресурс] / –
[41]. [Электронный ресурс] / – morvest.ru
[42]. [Электронный ресурс] / – tass.ru

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету