Современные методы профессионального самообразования молодых педагогов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Альгасова Юлия Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данное диссертационное исследование направлено на изучение существующих подходов к процессу самообразования педагогических работников и возможных видов образовательных ресурсов, способствующих самообразованию молодых педагогов. Современные педагоги, недавние выпускники, отличаются от своих предшественников рядом качеств и особенностей профессиональных характеристик. Выявление данных особенностей позволило понять, что сложившиеся методы педагогического образования обладают малой эффективностью для данной группы специалистов. Более того, требования к педагогам существенно изменились за последние годы и им необходимо осваивать новые компетенции и подходы к обучению. В ходе теоретического анализа, анализа государственного профессионального стандарта педагога, ряда документов образовательных форумов и собственного педагогического опыта удалось выявить и самостоятельно сформулировать «новые компетенции учителя», позволяющие молодым педагогам решать современные профессиональные задачи. В связи с этим, по результатам проведенного исследования была разработана программа учебного курса «Педагог 2.0» для молодых педагогов, позволяющая ознакомиться и овладеть основами «новых компетенций учителя»: медиадидактики, моделирования интерактивной обучающей среды, профессиональной коммуникации, а также научиться осуществлять и планировать самостоятельное изучение того или иного материала. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при разработке образовательных программ для педагогических работников.

Каждая профессия, несомненно, требует от человека постоянного совершенствования навыков и умений. Профессия педагога – не исключение. Получить высшее или специальное образование недостаточно для успешной педагогической деятельности. Мир вокруг нас развивается с большой скоростью, вместе с ним меняются технологии, методы и цели обучения. Специалистом, вовлекающим школьников в инновационную среду, является педагог. Соответственно, профессиональный учитель должен не только отлично владеть своим предметом, но и быть в курсе последних методик организации учебного процесса, технологических новшеств и сведений об окружающем мире. Процесс непрерывного образования для педагогов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности. В настоящее время прослеживается несколько противоречий в организации дальнейшего развития профессиональных компетенций среди молодых педагогов. С одной стороны, введение нового профессионального стандарта педагога предусматривает овладение целым рядом новых компетенций, важнейшим из которых является умение обучать детей учиться. Но, с другой стороны, рынок профессиональных образовательных ресурсов для повышения квалификации учителей не дает возможности самостоятельно овладеть некоторыми востребованными педагогическими навыками. Далее: курсы повышения квалификации для педагогов очень широко распространены и являются одной из основных, традиционных форм постпрофессионального образования. Содержание их и формы работы с учителями меняются, но очень медленно. Но, с другой стороны, преподавание на курсах в большинстве случаев остается стандартным, выработанным много лет назад и не всегда отвечает требованиям времени. Более того, даже, если учителя на курсах действительно овладевают новыми подходами к обучению, прохождение этих курсов происходит довольно редко, с интервалом от 1 до 3 лет. Тогда как для молодого педагога временной отрезок в 3 года служит вхождением в профессию, адаптацией в роли учителя и освоением основных используемых практик. В этот период ему необходимо получать и подкреплять всевозможные профессиональные знания и навыки. В связи с этим все более актуальным становится вопрос активного самообразования молодых педагогов.
Однако, молодым педагогам не всегда удается правильно планировать и осуществлять профессиональное педагогическое самообразование. К тому же, существует довольно мало ресурсов, предлагающих возможность освоить востребованные компетенции в формате самообразования. Это приводит к затруднениям в повышении качества образования педагогических кадров и населения в целом.
Перечисленные выше противоречия позволили сформулировать цель нашего исследования.
Цель исследования:
Изучить существующие подходы к процессу самообразования педагогических работников и возможные виды образовательных ресурсов, способствующих самообразованию педагогов; сформулировать характеристики ресурсов современного профессионального самообразования и разработать проект учебного курса.
Объектом исследования является сфера профессионального педагогического самообразования.
Предметом исследования являются образовательные ресурсы для профессионального самообразования педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и выявить особенности профессиональных характеристик молодых педагогов, позволяющие определить существенные потребности в самообразовании; провести анализ нового профессионального стандарта педагога, сформулировать и рассмотреть новые компетенции, которые необходимо освоить современным учителям; проанализировать существующие современные ресурсы профессионального самообразования молодых педагогов и выявить их преимущества и недостатки.
Обосновать востребованность новых учительских компетенций и необходимость непрерывного использования современных ресурсов самообразования для овладения данными компетенциями; выявить существующие противоречия в организации работы молодых педагогов, мешающие им находить и осваивать современные ресурсы для самообразования.
Определить содержание и характеристики педагогического курса, выделить показатели качества как эффективного методического и образовательного ресурса; определить формат, способ публикации и продвижения; разработать собственный ресурс для самообразования молодых педагогов.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Молодые педагоги, специалисты в области школьного образования, не старше 30-ти лет и имеющие не более 3-х лет профессионального опыта, могут повышать собственные профессиональные компетенции с помощью современных ресурсов профессионального образования, если:
1. в течение уже первых лет профессиональной деятельности овладеют навыком стратегического планирования собственного профессионального самообразования
2. совместят существующие способы повышения квалификации в специально организованных форматах с формами самостоятельного поиска и изучения ресурсов профессионального самообразования, повышающими выделенные актуальные компетенции
Методологическая основа исследования. Работа выполнялась с опорой на теоретическую базу отечественных и зарубежных исследований в области теории образования взрослых, теории самообразования, педагогики и профессиональной подготовки учителя (А.Я. Айзенберг, Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, Г.М. Коджаспирова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.). Эмпирическую базу исследования составляют данные опроса молодых учителей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и экспертные интервью руководителей школ и методистов г. Санкт-Петербурга.
В исследовании были использованы теоретический анализ, контент-анализ, метод письменного опроса, метод экспертного интервью. В работе над созданием проекта профессионального образовательного ресурса «Педагог 2.0» использовался практический метод бизнес-планирования.
Практическая значимость работы заключается в создании проекта профессионального образовательного курса для молодых педагогов «Педагог 2.0»
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:

В рамках данного исследования было выработано и применено следующее рабочее определение: молодые педагоги – это специалисты, не достигшие тридцатилетнего возраста, которые работают в образовательном учреждении в должности учителя не более 3-х лет. Данные критерии обусловлены периодом профессионального становления педагогов, так как именно в первые три года они постепенно включаются в профессиональную деятельность, осваивают новые методические и психолого-педагогические компетенции, привыкают к специфике работы. Возрастной ценз обусловлен общероссийскими тенденциями в области карьеры: к тридцатилетнему возрасту большинство специалистов уже имеет достаточный опыт в той или иной сфере деятельности – от 5-ти до 8-ми лет. Специалист, владеющий опытом в своей предметной сфере, либо области образования не будет испытывать тех же трудностей, который испытывают молодые педагоги в ходе работы.
Особенности характеристики молодых педагогов, выделенные при помощи теоретического анализа вопроса, с помощью метода опроса и с помощью экспертного интервью, заключаются в следующем. Специалисты, которых мы называем «молодыми педагогами» обладают следующими особенностями:
– Обладание достаточно обширной теоретической базой знаний
– Высокая цифровая грамотность
– Готовность внести изменения в устоявшуюся позицию педагога как «носителя готовых знаний»
– Готовность активно меняться и самосовершенствоваться
– Тяготение к здоровой конкуренции на рабочем месте (амбициозность)
– Неимение достаточного для успешной работы педагогического опыта и компетенций

Молодым выпускникам, получившим педагогическое образование, недостаточно полученных в ходе обучения знаний и компетенций, так как университетское образование учителей не подверглось серьезным изменениям за последние 30 лет. Разрыв между тем, что знают и чем владеют молодые учителя, и тем, что происходит в мире и на практике в школе, очень велик, поэтому педагоги сталкиваются с неизбежными трудностями в первые годы профессиональной деятельности.
Имеется несколько способов решения данной проблемы, касающейся молодых педагогов. Школы предлагают системы наставничества и методическую поддержку, а также предоставляют возможность пройти обучающий курс ил семинар от 1-го до 2-х раз в год. Государство обязывает педагогов проходит курсы повышения квалификации не реже 1-го раза в три года. Однако данные способы не предполагают непрерывной и эффективной поддержки молодых специалистов. В связи с этим, единственным эффективным решением данной проблемы является профессиональное самообразование.
Профессиональное самообразование предполагает самостоятельное целеполагание, планирование, отбор содержания и освоение информации. Его можно осуществлять непрерывно, что необходимо молодым педагогам в процессе профессионального становления. Более того, самообразование позволяет выбрать именно те области, которые самостоятельно планирует развить педагог. Зачастую ресурсы, которыми он хочет воспользоваться, которые ему интересны, не являются специфически педагогическими, однако именно они, по его мнению, помогают в решении современных профессиональных задач. Существует явное противоречие между тем, как происходит процесс подготовки учителя в соответствующем учебном заведении и как потом выстраивается повышение квалификации в процессе его деятельности, какую роль играет непрерывное самообразование педагога в совершенствовании его профессиональных навыков. Во-первых, в существующей профильной педагогической подготовке учителя по-прежнему превалирует предметная подготовка. Знание учебного предмета остается пока главной целью и профессиональной подготовки, и повышения квалификации. Тогда как знание психологии современного ребенка, его возрастных особенностей, его интересов и способностей, по-прежнему занимает среди профессиональных целей скромное второе, а то и третье место, после овладения методикой организации урока и умением ориентироваться в требованиях нового ФГОС.
Согласно Постановлению правительства РФ № 584, переход на новые профессиональные стандарты работников образования вводится с 1 января 2017 года и продолжится до 1 января 2020 года. Новый профессиональный стандарт педагога не является жестко закрепленным, «монолитным» документом – он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования. Тем не менее, в рамках стандарта закрепляется ряд профессиональных умений (компетенций), без которых сегодня невозможно успешно выполнять трудовые функции учителя.
Среди обозначенных в стандарте умений для данного исследования было выделено пять, которые, по нашему мнению, востребованы не только из-за профессионального стандарта педагога, но и соответствуют вызовам современной школы, позволяют решать сложные педагогические задачи на уроке и вне урока.
К ним относятся: медиадидактика (медиадидактическая и цифровая грамотность), моделирование интерактивной образовательной среды, психолого-педагогическая эмпатия, умение создавать междисциплинарные педагогические команды и работать в них, а также профессиональная коммуникация.
Востребованность владения данными компетенциями самими педагогами, а также руководителями образовательных организаций была подтверждена в ходе исследования: с помощью опроса для молодых педагогов и экспертных интервью с руководителями школ. Однако, как показано в работе, возможностей освоить данные компетенции у молодых педагогов не так уж много. В силу разных причин именно эти компетенции лучше всего развиваются в условиях так называемых «непрофильных» или «непедагогических ресурсов» (веб –семинары, мастерские и мастер – классы представителей непедагогических профессий, театральные и психологические тренинги и так далее). Таким образом, наиболее удобным способом для освоения новых компетенций также является профессиональное самообразование. В то же время, молодые педагоги не владеют навыком стратегического планирования собственного образования, не понимают, какие ресурсы им лучше использовать и какие компетенции развивать. Методические службы школ предоставляют им помощь и поддержку в данной области на том уровне, на котором наработан годами опыт в этой области, однако, согласно результатам исследования, молодые педагоги ей не пользуются.
Следовательно, молодые педагоги нуждаются в ресурсе, который бы позволил им научился планировать собственное самообразование, а также позволил освоить востребованные компетенции. Нами была создана программа такого ресурса «Педагог 2.0», позволяющая ознакомиться и овладеть основами медиадидактики, моделирования интерактивной обучающей среды, профессиональной коммуникации, а также научиться осуществлять и планировать самостоятельное изучение того или иного материала.
Частичная апробация данной разработки позволила убедиться в том, что она может быть востребована молодыми педагогами и имеется определенный потенциал, для того, чтобы этот ресурс стал серьезным подспорьем для решения профессиональных задач самообразования молодых педагогов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Современные методы профессионального самообразования молодых педагогов»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет