Специфика взаимоотношений лесковского праведника и социума (на материале рассказов «Овцебык», «Павлин», «Несмертельный Голован», «Пугало»)
Исследование посвящено своеобразию художественного миропонимания Н. С. Лескова в рамках религиозных и духовно-нравственных убеждений писателя. На материале рассказов “Овцебык”, “Несмертельный Голован”, “Павлин”, “Пугало” предпринимается попытка рассмотреть специфику взаимоотношений лесковского героя-праведника и социума.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПРАВЕДНИЧЕСТВА ………………………………… 8
1.1. Концепция праведничества в творчестве Н. С. Лескова и ее
предпосылки ………………………………………………………………………………………… 8
1.2. Историко-культурный анализ понятия «праведник» ……….. 15
1.3. Праведник Лескова: особенности ……………………………………….. 17
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЕМАНТИКА ОБРАЗА
ПРАВЕДНИКА ………………………………………………………………………………………. 22
2.1. «Несмертельный голован» (1880) ……………………………………….. 22
2.2. «Павлин» (1875) …………………………………………………………………… 28
2.3. «Пугало» (1885) ……………………………………………………………………. 38
2.4. «Овцебык» (1863) …………………………………………………………….. 43
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………. 50
ГЛАВА 3. ПРАВЕДНИК И СОЦИУМ ………………………………………….. 57
3.1. Драматургическая теория И. Гофмана …………………………… 57
3.2. Анализ взаимоотношений лесковских праведников и
социума ……………………………………………………………………………………………. 62
3.2.1. «Жертвы» народного невежества …………………………………. 63
3.2.2. «Жертвы» власть имущих ……………………………………………. 74
3.2.3. «Жертвы» щедрой души ……………………………………………….. 81
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….. 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………………. 97
Творческий путь Н.С. Лескова-писателя оказался чрезвычайно трудным,
так как в силу различных обстоятельств его произведения были недооценены1
ни при жизни писателя, ни после его смерти. Наследие Н. С. Лескова, занимая
особое место в русской литературе и в литературоведении, не может быть
названо изученным в достаточной степени даже на сегодняшний день,
несмотря на то что современное лесковедение достигло значительных
успехов. Не до конца проясненным вопросом является и проблема
«праведничества», занимающая центральное место в художественном мире Н.
С. Лескова с 1870 по 1880 годы. Писатель сумел создать не столько праведника
как человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности,
сколько особую личность, отвечающую философско-эстетическим взглядам
самого Лескова на природу человека и русского национального характера.
Праведники часто бывают не поняты той социальной средой, в которой
они живут. Мотивация их поступков остается загадкой для окружающих их
персонажей (напр., «Павлин», 1875). В некоторых случаях праведника
мифологизируют (напр., «Несмертельный Голован», 1880) или воспринимают
крайне негативно (напр., «Пугало», 1885). Настоящая работа посвящена
малоизученному вопросу, связанному с героями-праведниками, а именно
проблеме их взаимоотношений с окружающим их обществом. Анализ
литературы, посвященной изучению специфики праведничества в творчестве
Лескова, показал, что проблема взаимоотношений праведника и социума
раскрывается недостаточно полно, либо игнорируется вообще.
Коммуниативно-социологический анализ позволит переосмыслить круг
произведений о праведниках и предложить новый угол зрения на него. Таким
образом, предполагаемое наличие закономерности в отношениях между
Кучерская М. А. Лесков: Прозеванный гений. М., 2021. С. 5-10.
лесковским праведником и социумом, с одной стороны, и недостаточное ее
раскрытие, с другой, делает настоящее исследование актуальным.
В представляемой выпускной квалификационной работе объектом
исследования являются выбранные тексты малой прозы Лескова, предметом
исследования – взаимоотношения лесковского праведника и социума.
Цель настоящей работы – выявить возможные закономерности в
структуре социальных связей лесковского праведника с помощью
драматургического подхода И. Гофмана.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие
задачи:
Н. С. Лесков был крайне озабочен происходящими в обществе
изменениями, в связи с этим предпринял попытку создать идеального
праведного героя. Историко-культурный анализ слова «праведник» показал,
что в середине XIX века таковым являлся человек, живущий по закону
Божиему. Словари не закрепляли за значением данного слова никаких
личностных характеристик. Лесковская же концепция праведничества
включает в себя, помимо всего прочего, активное участие героя в социально-
бытовой жизни, страсть к самопожертвованию, доброта, деятельная любовь к
ближнему. Праведный тип личности, по Лескову, свободен от рефлексии и
неспособен думать о себе, тем самым полностью растворяясь в заботах
окружающих его людей.
Мы рассматривали феномен праведничества на основе четырех
произведений писателя: «Овцебык» (1863), «Павлин» (1875), «Несмертельный
Голован» (1880), «Пугало» (1885). В работе были предложены критерии,
которые позволяют расширить список праведников Лескова: внешность,
действия героя, религиозные взгляды, отношение к окружающим. Так, список
лесковских праведников не ограничивается циклом «Праведники»: Павлина и
Селивана можно отнести к праведным героям. Овцебык, в свою очередь, имеет
праведные черты личности, но праведником называться не может. Помимо
этого, в наши задачи входило проследить эволюцию праведного героя в
выбранной прозе Лескова. Так, Павлин, Селиван и Несмертельный Голован
отказываются от стремлений изменить сложившийся социальный порядок,
подчиняются ему, однако сохраняют высокие нравственные установки и
продолжают помогать другим, несмотря на окружающую их социальную
несправедливость.
Теория социальной драматургии И. Гофмана помогает выявить
специфику взаимоотношений лесковского праведника и социума.
Непонимание героев окружающим миром вызвано тем, что стереотипное
мышление стремилось структурировать окружающий мир. Главным героям-
праведникам часто приписывались социальные роли, которыми они не
обладали. Благодаря приему реинтерпретации, использованному Лесковым,
появляется возможность сменить угол зрения на «маски» героев. Так,
праведничество не может быть выбранной и контролируемой социальной
ролью.
В ходе исследования были успешно выполнены все поставленные
задачи: выявлены предпосылки становления концепции праведничества в
творчестве Н. С. Лескова; дано определение понятию «праведник» в
соответствии с социокультурным контекстом (середина XIX века); выявлена
специфика праведного героя в творчестве Н. С. Лескова; доказана
принадлежность героев из выбранной прозы Н. С. Лескова к праведному типу
личности; прослежена эволюция праведного типа героя в прозе Н. С. Лескова;
рассмотрены основные положения драматургического подхода И. Гофмана;
проанализированы эпизоды выбранной прозы Н. С. Лескова в соответствии с
драматургическим подходом И. Гофмана. Таким образом, поставленную цель
можно считать достигнутой.
ИСТОЧНИКИ
1. Лесков Н. С. Несмертельный Голован // Лесков Н. С. Собрание
сочинений в 11 томах. М., 1957. Т. 6. С. 351–392.
2. Лесков Н. С. О героях и праведниках // Церковно-общественный
вестник. 1881. № 129. С. 3–10.
3. Лесков Н. С. Овцебык // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах.
М., 1957. Т. 1. С. 31–95.
4. Лесков Н. С. Павлин // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.,
1957. Т. 5. С. 212–278.
5. Лесков Н. С. Пугало // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.,
1957. Т. 8. С. 5–54.
6. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т. М., 1958. Т. 11:
Автобиографические заметки: статьи, воспоминания. Письма. – 835 с.
7. Макаров Н. П. «Мои семидесятилетние воспоминания…», ч. I, СПб.,
1881, стр. 46
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!