Сравнительный анализ публичной дипломатии России и Великобритании
Одной из основных составляющих современной внешней политики государств является публичная дипломатия, направленная на формирование объективного имиджа страны и воздействие на общественное мнение за рубежом с помощью деятельности средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий, неправительственных организаций и сферы культуры. Проведение сравнительного анализа систем российской и британской публичной дипломатии имеет большое практическое значение, так как позволяет расширить знания как о публичной дипломатии в целом, так и о возможностях ее применения.
Целью данного исследования является выявление особенностей систем публичной дипломатии России и Великобритании и оценка их перспектив развития. В результате исследования были достигнуты поставленные задачи: рассмотрена история становления и эволюция публичной дипломатии в России и Великобритании, проанализированы российские и британские инструменты публичной дипломатии, выявлены общие и отличительные черты в системах публичной дипломатии России и Великобритании, определены основные вызовы и проблемы российской и британской публичной дипломатии. В результате проведенного анализа публичной дипломатии выявлен существенный ряд проблем в российской системе публичной дипломатии. Выдвигается ряд предложений в целях разрешения имеющихся недостатков в сфере российской публичной дипломатии с опорой на британский опыт. Более того, обосновывается роль публичной дипломатии в процессе построения и налаживания двусторонних отношений.
Актуальность темы исследования. Рассматривая современные международные отношения нельзя не учитывать такое явление как «мягкая сила», которое активно применяется во внешней политике государств последние десятилетия. Одной из основных составляющих данной концепции является публичная дипломатия, направленная на формирование объективного имиджа страны и воздействие на общественное мнение за рубежом с помощью деятельности средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий, неправительственных организаций и сферы культуры.
В последние годы российско-британские двусторонние отношения характеризуются нестабильностью. Политический диалог практически полностью свернут, заморожены многие двусторонние форматы межправительственного сотрудничества, фактически прекращены регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств. Отношения оказались в значительной степени подорваны в связи с позицией Лондона в отношении ситуации в Украине и Крымского вопроса, Сирии, «дела А. Литвиненко» и «дела Скрипалей». Стоит также выделить деятельность британского регулятора Ofcom в отношении российских средств массовой информации, таких как RT и агентства Sputnik по поводу соответствия их деятельности кодексу вещания Великобритании. Немаловажно отметить переход Русской службы BBC в 2011 году на спутниковые и интернет-вещание. Более того, ведущая организация в сфере публичной дипломатии Великобритании – Британский Совет прекратила свою деятельность в марте 2018 года на территории Российской Федерации, а 1 августа 2018 года официально закрылось Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге. Одной из единственных положительных характеристик являются двусторонние культурные связи, осуществляемые в последние годы, которые также могут сойти на нет при продолжающемся осуществлении политики конфронтации. Важно оценить возможности публичной дипломатии для дальнейшего развития и нормализации российско-британских отношений. Умелое и активное использование программ публичной дипломатии может обеспечить улучшение двусторонних связей.
Великобритания является одним из наиболее успешных примеров применения публичной дипломатии. «Мягкая сила» – важнейшая составляющая осуществления внешней политики Соединенного Королевства Великобритании. Совместными усилиями Министерства иностранных дел и по делам Содружества, Британского совета и Всемирной службы BBC удалось реформировать Великобританию в глобального лидера мысли с помощью таких составляющих «мягкой силы» как публичная и цифровая дипломатия. Стоит особо отметить ведущую роль английского языка на мировой арене, историческое значение британского Содружества наций, внимание мировых средств массовой информации к королевской семье и престиж национальных университетов.
В свою очередь активизация российской публичной дипломатии вызвала разноречивую реакцию в мире, возросло внимание к российским инструментам публичной дипломатии, таким как: RT, Sputnik, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Российской ассоциации международного сотрудничества, Российскому совету по международным делам, фонду поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, фонду «Русский мир». Усилия России в этой области продолжают подвергаться критике со стороны отечественных и зарубежных экспертов. Как отмечает американский политолог и автор концепции «мягкой силы» Дж. Най, в России неправильно понимают данный термин, недооценивается роль гражданского общества и преувеличивается роль государства. В докладе влиятельного британского аналитического центра Chatham House отмечается, что Россия взяла на вооружение словосочетание «мягкая сила», но полностью исказила его значение.
Таким образом, значимость публичной дипломатии как современного явления международной жизни обуславливает актуальность темы исследования. Проведение сравнительного анализа систем российской и британской публичной дипломатии, выявление особенностей, проблем и перспектив развития имеет большое практическое значение, так как позволяет расширить знания как о публичной дипломатии в целом, так и о возможностях ее применения. Более того, обращение к британскому опыту построения сферы публичной дипломатии может быть полезно с точки зрения его учета в процессе разработки и реализации публичной дипломатии Российской Федерации. Наряду с этим можно отметить недостаточную научную разработанность темы в современной политической науке.
Объект настоящего исследования – публичная дипломатия как составляющая осуществления современной внешней политики государств.
Предметом исследования выступают инструменты публичной дипломатии, влияющие на двусторонние отношения России и Великобритании.
Целью данного исследования является выявление особенностей систем публичной дипломатии России и Великобритании и оценка их перспектив развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть историю становления и эволюцию публичной дипломатии в России и Великобритании;
– проанализировать существующие инструменты публичной дипломатии России и Великобритании;
– выявить общие и отличительные черты в сферах российской и британской публичной дипломатии;
– определить основные проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Великобритания в ходе осуществления публичной дипломатии, а также возможные пути их разрешения;
– оценить современное состояние российско-британских отношений и дальнейшие перспективы развития.
Степень разработанности темы исследования. Феномен публичной дипломатии, как системы прямого взаимодействия государств с обществами зарубежных стран отображается в работах таких отечественных исследователей, как А. В. Долинский, Т. В. Зонова, М. М. Лебедева, А. В. Лукин, А. Ю. Цветков, И. Ш. Шамугия. Основные аспекты публичной дипломатии и ее механизмы практической реализации, исторические и современные процессы деятельности дипломатических представительств, их функции в сфере «мягкой силы» на современном этапе отражены в работе А. Н. Панова и О. В. Лебедевой «Публичная дипломатия зарубежных стран». Особое внимание стоит уделить монографии Т. В. Зоновой «Дипломатия. Модели, формы, методы», в которой рассматривается историческое развитие дипломатических моделей и теорий. Сделан акцент на трансформации дипломатических структур, реформировании дипломатической службы России и зарубежных стран, возрастающей роли публичной, сетевой и многосторонней дипломатии. Отмечается роль активизации неправительственных акторов на мировой арене. Из недавних исследований можно выделить монографию под редакцией М. М. Лебедевой «Публичная дипломатия: теория и практика», в которой проводится комплексный анализ публичной дипломатии, рассматриваются ее теоретические аспекты, поднимаются вопросы использования публичной дипломатии в конфликтных и кризисных ситуациях.
Становление, развитие, проблемы и перспективы российской публичной дипломатии отражены в работах К. П. Боришполец, Т. С. Колеватовой, О. В. Лебедевой, Д. А. Сорокиной, И. Ш. Шамугии, И. Л. Шершнева. Одним из ярких представителей, занимающийся российской публичной дипломатии, является учредитель и президент организации «Креативная дипломатия» Н. В. Бурлинова, которая является автором первого российского пособия «Курс общественного дипломата», охватывающий широкий спектр вопросов концепции «мягкой силы» и ее применения в российской практике. Более того является одним из авторов аналитического мониторинга «Российская публичная дипломатия в 2017 году: обзор основных событий и трендов», который носит теоретическо-прикладной характер и дает целостное представление о российской публичной дипломатии в целом, ее основных игроках и ключевых событиях в этой сфере. Также в ходе написания работы использовалась статья Н. В. Бурлиновой «Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления». Особо следует выделить экспертный обзор российской публичной дипломатии за 2018-2019 годы, подготовленный РСМД и «Креативной дипломатией», в котором проанализирована деятельность основных инструментов российской публичной дипломатии, отражены тенденции и заметные события в данной сфере за последние годы. Более того, эксперты доклада определяют основные болевые точки публичной дипломатии и дают рекомендации по их разрешению.
«Мягкая сила» и публичная дипломатия Великобритании рассматриваются в работах Е. М. Харитоновой, А. В. Шелепова. Среди зарубежных исследователей стоит выделить М. Леонарда и Д. Паммента, автора монографии «British Public Diplomacy and Soft Power. Diplomatic Influence and the Digital Revolution», которая считается первой современной историей публичной дипломатии Великобритании. В работе автор дает полное повествование о становлении публичной дипломатии Великобритании, деятельности ее основных инструментов, реформах проводимых с 1995 по 2015 года во внешнеполитической сфере государства, приведших «мягкую силу» Великобритании к мировому успеху.
Роль информационно-коммуникационных технологий во внешнеполитическом дискурсе и публичной дипломатии в своих работах затрагивают Е. С. Зиновьева, О. И. Шакиров, А. И. Смирнов, который в монографии «Современные информационные технологии в международных отношениях» отмечает роль «мягкой силы 2.0», действующей в сети Интернет, во внешнеполитическом процессе. Выделяет роль социальных сетей в современной мировой политике, технологии манипуляции и цифровых фейков в информационных войнах. Автор расширяет представление об обеспечении международного мира и безопасности, разрешении противоречий в межгосударственных отношениях с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Источниковую базу исследования составляют российские и британские нормативно-правовые акты, концепции внешней политики Российской Федерации, распоряжения и указы Президента Российской Федерации, документы британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества, доклады Британского совета и Би-би-си. Для проведения сравнительного анализа автор обращался к данным международных рейтингов «мягкой силы». Также использованы материалы официальных сайтов организаций в сфере публичной дипломатии, средств массовой информации, таких как RT, Sputnik, BBC, личные интернет-страницы политических деятелей и ведомств.
Методология и методы исследования. Основным методом исследования является сравнительный анализ, применяемый для сопоставления систем российской и британской публичной дипломатии. Кроме того, использован институциональный метод при исследовании инструментов осуществления публичной дипломатии и структурно-функциональный анализ при рассмотрении национальных систем публичной дипломатии.
Более того, автор руководствовался системным подходом, рассматривающим публичную дипломатию как совокупность и комплекс взаимосвязанных инструментов осуществления «мягкой силы».
Положения, выносимые на защиту:
– реформы, проводимые в Великобритании области публичной дипломатии с 1995 по 2015 года, позволили стране стать одним из мировых лидеров использования «мягкой силы» на современном этапе;
– России удалось в короткие сроки создать отдельные эффективные инструменты публичной дипломатии. Однако сегодня присутствует ряд проблем, которые стоят на пути развития российской публичной дипломатии: нет выработанной целостной стратегии действий, четко обозначенных целей, координирующего органа, отсутствует система оценки эффективности и прогнозирования развития. Без комплексного решения имеющихся проблем и долгосрочной работы по улучшению репутации страны, деятельность в сфере публичной дипломатии становится неэффективной;
– публичная дипломатия может стать одной из прочных основ налаживания двусторонних российско-британских отношений.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проведен сравнительный анализ системы инструментов осуществления публичной дипломатии России и Великобритании, выделены культурные и исторические предпосылки их формирования, демонстрируется процесс становления и развития. Выявлены схожие и отличительные черты публичной дипломатии, основные технологии и особенности реализации «мягкой силы» России и Великобритании, получившие наиболее широкое применение в современных международных отношениях. Выделены критерии для проведения сравнительного анализа публичной дипломатии двух стран. В результате проведенного анализа публичной дипломатии автор выявляет существенный ряд проблем в российской системе публичной дипломатии и приходит к выводу о недостаточно эффективной работе акторов публичной дипломатии России. Выдвигается ряд предложений в целях разрешения имеющихся проблем с опорой на британский опыт. Более того, обосновывается роль публичной дипломатии в процессе построения и налаживания двусторонних отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении представлений и раскрытии роли публичной дипломатии во внешнеполитическом процессе России и Великобритании, выявлении проблем и перспектив развития в сфере двусторонних отношений. Анализ национальных систем публичной дипломатии является весомым теоретическим вкладом в развитие концептуальных представлений о природе публичной дипломатии.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и материалы, представленные автором, могут быть использованы при написании исследований в области международных отношений, внешней политики государств и публичной дипломатии, для проведения лекционных и семинарских занятий в высших учебных заведениях.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые раскрываются в параграфах, заключения, списка использованной литературы.
1. Источники
1.1 Официальные документы Российской Федерации
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года. URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (дата обращения: 01.05.2020).
Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 01.05.2020).
Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года. URL: (дата обращения: 01.05.2020).
Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года. URL: (дата обращения: 11.05.2020).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!