Теоретические аспекты управления знаниями и их практическое применение на предприятии
Знания являются источником инноваций и основным фактором создания высококачественной продукции или услуг. В этой связи особое значение приобретает изучение и всесторонний анализ опыта управления знаниями, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов в практике работы российских организаций. Управление знаниями – одна из основных концепций современного организационного менеджмента, реализация которой является ключевым фактором конкурентоспособности.
Реферат …………………………………………………………………………………………………………. 7
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 7
1 Теоретические аспекты системы управления знаниями на предприятии …….. 10
1.1 Предпосылки формирования концепции управления знаниями ………………. 10
1.2 Основные этапы становления концепции ……………………………………………….. 17
1.3 Ключевые понятия концепции и процессы управления знаниями в
организации ………………………………………………………………………………………………… 23
2 Анализ опыта зарубежных и российских предприятий в организации
управления знаниями …………………………………………………………………………………… 37
2.1 Зарубежный и отечественный опыт в системе инструментов управления
знаниями: программно-технологический аспект …………………………………………… 37
2.2 Социально-психологические инструменты взаимодействия коллег в
управлении знаниями: анализ опыта зарубежных и российских предприятий . 46
2.3 Существующие положения, а также проблемы и перспективы управления
знаниями на российских предприятиях ………………………………………………………… 54
3 Разработка рекомендаций по созданию системы управления знаниями на
предприятии ООО ТД «Главснаб» ……………………………………………………………….. 64
3.1 Оценка необходимости, существующие предпосылки и ожидаемые
эффекты от внедрения системы управления знаниями ООО ТД «Главснаб» … 64
3.2 Методические рекомендации выполнения проекта разработки и
внедрения системы управления знаниями ООО ТД «Главснаб» ……………………. 74
4 Социальная ответственность ООО ТД «Главснаб» …………………………………….. 85
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 95
Список публикаций магистранта………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников ……………………………………………………………. 99
Приложение А Development of recommendations for creating knowledge
management system at the enterprise LLC TD Glavsnab …………………………………. 104
Приложение Б Карта знаний NASA ……………………………………………………………. 123
Актуальность исследования. Технологические, экономические и
социальные изменения, произошедшие в развитых странах в ХХ в.,
определили становление нового этапа экономического развития —
«экономики знаний», или новой экономики, в которой именно знания и
человеческий капитал становятся ключевыми факторами
конкурентоспособности. Знания выступают своего рода активом, становятся
источником формирования инноваций. Изменения на макроуровне
обуславливают изменения и на уровне организаций, в частности, в
менеджменте организаций — его идеях, принципах, теории и практике. В
этой связи наряду с традиционными методами управления материальными
активами необходимы и новые методы управления, одним из которых
является управление знаниями как процесс, позволяющий организовать
процесс создания, хранения, поиска, передачи, распространения и
использования знаний. Отмеченные обстоятельства определяют актуальность
и научную значимость темы данного исследования.
Степень разработанности проблемы. В последние два десятилетия
резко возросли и расширились исследования в области управления знаниями.
Изучению проблемы управления знаниями посвящены труды таких
зарубежных исследователей как У. Букович, Э. Брукинг, К. Вииг, К.
Джанетто, Т. Девенпорт, М. Румизен, П. Сенге, Д. Скрима, Д. Сноуден, Х.
Такеучи, Р. Уильямс, Л. Эдвинссон, М. Эрл. Среди российских ученых
можно отметить А. А. Гапоненко, Т. И. Гаврилову, Б. З. Мильнера, В. Л.
Макарову, Т. М. Орловоу, З. П. Румянцеву, В. Г. Смирнову, В. П.
Тихомирова. Несмотря на обширное количество публикаций, формирование
системы управления в организациях является недостаточно изученным.
Требует детального исследования адаптация мирового и российского опыта
во внедрении концепции управления знаниями применительно к конкретно
взятому предприятию.
Цель и задачи исследования. Целью работы является выявление
принципов организации и разработка технологии внедрения системы
управления знаниями, в частности на предприятии ООО ТД «Главснаб».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ системы управления знаниями на
предприятии.
2. Анализ опыта зарубежных и российских предприятий в
организации управления знаниями.
3. Выявление типичных проблем в процессе внедрения управления
знаниями на российских предприятиях.
4. Оценка необходимости внедрения системы управления знаниями
на предприятии ООО ТД «Главснаб».
5. Разработка рекомендаций созданию системы управления
знаниями на предприятии ООО ТД «Главснаб».
Объект исследования. Объектом исследования является
деятельность ООО ТД «Главснаб» в области системы управления знаниями.
Предмет исследования – совокупность организационных,
экономических и правовых отношений, которые возникают в процессе
реализации, развития и совершенствования деятельности организации в
области системы управления знаниями.
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и
зарубежных ученых в области теории организации, общего и стратегического
менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами, управления
знаниями. В качестве основных методов решения задач использовались:
генетический метод, метод анализа, метод синтеза, метод наблюдения,
сравнения.
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1. Уточнен понятийный аппарат, относящийся к управлению
знаниями на предприятии.
2. Предложена классификация процессов (элементов) управления
знаниями.
3. Выявлены барьеры, препятствующие активному использованию
управления знаниями на российских предприятиях.
4. Обоснована необходимость внедрения системы управления
знаниями на предприятиях.
5. Определены ожидаемые эффекты от внедрения системы
управления знаниями на предприятиях.
6. Выявлено, что внедрение системы управления знаниями может
служить источником инноваций и основным фактором создания
высококачественной продукции или услуг.
7. Сформированы методические основы внедрения системы
управления знаниями на предприятии.
Практическая значимость. Практическая значимость данного
исследования заключается в разработке рекомендаций для внедрения
системы управления знаниями в ООО ТД «Главснаб». Данные рекомендации
составлены с учетом специфики предприятия, анализа финансово-
хозяйственной деятельности, а также выполненного анализа проблем
внедрения системы управления знаниями на российских предприятиях.
Результаты исследования могут быть использованы руководством
предприятия ООО ТД «Главснаб» при внедрении управления знаниями в
бизнес-процессы организации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 2
опубликованных научных работах и представлены в сборниках научных
трудов: «Проблемы управления рыночной экономикой» (г. Томск, 2017 г.) и
материалах «Международной научно-технической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых, посвященной 55-летию ТУСУРа», (г. Томск,
10–12 мая 2017 г.)
Формированию концепции управления знаниями во второй половине
ХХ в. способствовал целый ряд факторов. Такие объективные факторы, как
технологические и социальные изменения, произошедшие в развитых
странах в ХХ в., определили переход к новому этапу экономического
развития – «экономике знаний», или новой экономике. Эти социально-
экономические изменения сочетаются с рядом субъективных причин,
определившихся логикой развития идей менеджмента с выходом на
признание особой роли человеческого фактора во второй половине столетия.
На сегодняшний день исследователями предпринято не так много
попыток периодизации формирования концепции управления знаниями.
Наиболее распространенным подходом к выделению этапов развития
концепции является прослеживание истории ее развития по десятилетиям,
начиная с 1960-х гг. С середины 1990-х гг. по настоящее время наблюдается
всемирное признание учеными и бизнес-сообществом возросшей роли
профессиональных знаний, широкое распространение концепции во всех
сферах деятельности. В эти годы также произошло формирование так
называемых «инструментов управления знаниями» – совокупности методов,
приемов и программно-технологических средств для обеспечения свободной
циркуляции знаний и их генерации.
Говоря о понятийном аппарате концепции, необходимо отметить, что
значительная часть ключевых понятий управления знаниями наряду с самим
названием концепции пришла в русский язык из зарубежной литературы.
Большинство терминов, используемых сегодня русскоязычными теоретиками
и практиками менеджмента знаний, являются либо калькой с англоязычных
эквивалентов, либо вариантами перевода, причем зачастую среди
отечественных авторов нет единого мнения о том, какой вариант перевода
того или иного термина следует считать наиболее корректным. В толковании
ключевых понятий между западными и отечественными исследователями
также нет единства: в частности, наблюдаются различия в разграничении
форм существования знаний в организации и толкованиях таких понятий, как
«явные знания», «неявные знания», «формализованные знания» и
«неформализованные знания».
Среди исследователей также нет единого представления о составе
процессов управления знаниями в организации. Синтезируя большинство
зарубежных и отечественных классификаций, можно выделить следующие
четыре ключевых процесса (или элемента системы) управления знаниями:
создание и приобретение организационных знаний (knowledge creation and
capture); совместное использование и преумножение знаний (knowledge
sharing and enrichment); хранение, поиск и выдача информации (information
storage and retrieval); распределение знаний (knowledge dissemination).
Результаты теоретического исследования были применены на
практике, а именно при анализе опыта зарубежных и российских
предприятий в системе управления знаниями. Были выявлены барьеры
внедрения управления и знаний на российских предприятиях и установлено,
российским компаниям следует использовать комплексный
сбалансированный подход, учитывающий все составляющие процесса
управления знаниями. Только целостное развитие системы управления
знаниями, включающее в себя и информационно-технологическую
инфраструктуру, и стратегическое планирование, и соответствующую
социальную среду, и организационную культуру позволит увеличить
стоимость предприятия за счет конкурентного преимущества, основанного на
знаниях.
Кроме этого, был разработан механизм адаптации системы
управления знаниями для ООО ТД «Главснаб». Нами обоснована
необходимость и целесообразность внедрения системы управления знаний на
предприятии ООО ТД «Главснаб», а также обозначены мероприятия,
которые необходимо провести руководству организации, для начала
реализации проекта по управлению знаниями (подготовительный этап).
Результатом подготовительного этапа явились разработанные нами
рекомендации по необходимой реорганизации некоторых аспектов
деятельности предприятия, позволяющих в дальнейшем начать процесс
внедрения управления знаниями на предприятии.
Нами разработан алгоритм внедрения системы управления знаниями
для ООО ТД «Главснаб» и методические рекомендации по реализации
каждого из этапов реализации проекта. Комплексное выполнение проекта
предполагает пять этапов. С нашей точки зрения при успешном внедрении
системы управления знаний на предприятии в качестве базы знаний,
целесообразным представляется переход на следующий уровень –
использование корпоративного портала. Создание корпоративного портала
значительно увеличит продуктивность работы за счет бесперебойного,
мгновенного поступления информации и существенной экономии времени.
Структура корпоративного портала ООО ТД «Главснаб» строится таким
образом, что в нее интегрируется созданная ранее база знаний, что позволит
использовать имеющийся опыт и реализовать концепцию управления
знаниями на предприятии как важное условие существование организации в
условиях ожесточенной конкуренции.
Таким образом, знания являются источником инноваций и основным
фактором создания высококачественной продукции или услуг. В этой связи
особое значение приобретает изучение и всесторонний анализ опыта
управления знаниями, выявление возможностей использования новых
организационных моделей и методов в практике работы российских
организаций. Управление знаниями – одна из основных концепций
современного организационного менеджмента, реализация которой является
ключевым фактором конкурентоспособности.
Список публикаций магистранта
1. Климович М.В. Процессы управления знаниями в организации.
Проблемы управления рыночной экономикой: межрегиональный сборник
научных трудов / под ред. И.Е. Никулиной, С.С. Деревянченко, Л.Р.
Тухватулиной. – Выпуск 18; Томский политехнический университет. –
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – С. 33-36
2. Климович М. В. Понятие «управление знаниями». Научная
сессия ТУСУР–2017: материалы Международной научнотехнической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 55-
летию ТУСУРа, Томск, 10–12 мая 2017 г.: в 8 частях. – Томск: В-Спектр,
2017 – Ч. 7. – С. 86-89
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!