Трансформация механизмов обеспечения конкурентоспособности организаций сферы услуг
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ………………………………………………………………………….. 7
1.1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности
организации ……………………………………………………………………………………….. 7
1.2. Механизм обеспечения конкурентоспособности организации рынка
медицинских услуг: содержание основных компонентов ……………………….. 19
1.3. Необходимость трансформации организаций рынка медицинских
услуг в условиях цифровой экономики ………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 94
2 и 3 глава изъяты в соответствии с Постановлением УС ТЭИ №5
от 31.05.2016
Актуальность исследования конкурентоспособности определяется тем,
что за время проведенных институциональных преобразований в сфере услуг
страны и ее регионах произошли фундаментальные структурные изменения:
сформировалась многоукладная экономическая система рыночного типа,
включающая как независимые мелкие и средние организации сферы услуг,
так и крупные интегрированные образования – сетевые предприятия,
владеющие значительными организационными ресурсами, производственно-
техническими и технологическими мощностями, действующими на
внутреннем и международном рынках, контролирующими производственные
цепочки от производства продукции и до ее хранения, транспортировки и
реализации.
Эффективное функционирование и устойчивое развитие
хозяйствующих субъектов сферы услуг, имеет не только экономическое, но и
стратегическое значение, поскольку вопросы стратегического обеспечения
продовольственной безопасности страны, ее регионов, являются
первостепенными и определяющими в свете современных
институциональных тенденций. Данное обстоятельство приобретает
повышенный интерес и внимание ученых и практиков не только в связи с
вступлением России в ВТО, но и еще в большей мере с особенностями ее
современной интеграции в мировое сообщество. Особенно наглядным, оно
становится по мере увеличения кризисных явлений в экономической системе,
касающихся, прежде всего, продовольственных рынков. Устойчивость
хозяйствующих субъектов сферы услуг напрямую зависит от их способности
конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
Сохранение своего статуса и продвижение в конкурентной борьбе,
основывается на способности хозяйствующего субъекта, с одной стороны,
аккумулировать в интересах продвижения бизнеса и технологий объективные
условия и факторы, сложившиеся на рынке, и, с другой стороны,
сконцентрировать воедино собственный потенциал развития. Обеспечение
высокой конкурентоспособности предприятий сферы услуг на рынках –
является актуальной, сложной и стратегически важной задачей в силу
специфики продукции и услуг, неоднородностью территорий России, а также
особенностями существования и принципами развития организаций сферы
услуг.
Перечисленные обстоятельства, аргументируют необходимость
разработки инструментов повышения конкурентоспособности организаций
сферы услуг.
Вместе с тем, несмотря на важность и значимость данного вопроса,
проблема повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов
сферы услуг в составе регионов сохраняется, что требует ее дальнейшего
разностороннего и глубокого изучения на основе совершенствования научно-
методической базы исследования. Поэтому, разработка организационно-
экономического механизма достижения высокого уровня
конкурентоспособности представляется весьма актуальной научной задачей,
решение которой полезно управленческой и хозяйственной практике.
Методологической базой исследования являются общенаучные
методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, обобщение, а
также методы сбора и обработки статистической информации и экспертных
оценок.
Теоретической и эмпирической основой исследования выступают
труды отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие тему
конкурентоспособности: Г.Л. Азоев, В.А. Андрианов, Е.А. Арбатская, М.В.
Башинова, С.А. Кирюшин, И.А. Войцеховская, А.А. Воронов, А.Ф. Гришков,
А.Е. Дорбаева, Е.В. Шестакова, В.Р. Иванченко, А.М. Кротков, Ю.Я.
Еленева, Г. А. Лавренова, Ю. О. Монина, Е.А. Лысова, С. В. Погонев, М. В.
Шендо и др. Конкурентоспособность с учетом цифровизации в своих работах
рассматривают: В.В. Асаул, В.А. Кощеев, Ю.А. Цветков, А.В. Бабкин. В.А.
Кунин, О.А. Тарутько. Конкурентоспособность организаций медицинских
услуг изучает А.С. Карамова, а вот труды по конкурентоспособности
медицинских организаций совместно с влиянием цифровизации отсутствуют.
Информационной основой исследования послужили материалы
научно-практических конференций, материалы периодической печати,
диссертации схожей тематики, официальные данные Федеральной службы
государственной статистики, официальная отчетность организаций
медицинских услуг, ресурсы сети Интернет.
Цель настоящего диссертационного исследования – разработка и
научное обоснование теоретических и методологических положений
трансформации механизмов обеспечения конкурентоспособности
организаций медицинских услуг.
Задачи диссертации:
1) изучить элементы механизма обеспечения
конкурентоспособности организаций рынка медицинских услуг;
2) исследовать параметры трансформации организаций рынка
медицинских услуг в условиях цифровой экономики;
3) провести контент-анализ методик оценки цифровой зрелости
В ходе проведенной работы автором были получены следующие
результаты:
1. Изучены элементы механизма обеспечения конкурентоспособности
организаций рынка медицинских услуг: миссия организации, вход
(формулирование комплекса целей и задач по достижению конкурентной
позиции; формулирование принципов ведения конкурентной борьбы; выбор
методов: управления; исследования; принятия управленческих решений;
распределение полномочий, обязанностей и функций в организации),
«Черный ящик» организации, выход (создание потребительских ценностей;
использование инновационных стратегий; формирование человеческого
капитала; совершенствование организационной культуры; диверсификация
деятельности и управления; формирование гибких и адаптивных
организационных структур; ориентирование на результат). В результате
выполнения задачи предложено расширенное содержание механизма
обеспечения конкурентоспособности организаций рынка медицинских услуг.
Предложенный механизм обеспечения конкурентоспособности дополнен
новым элементом, необходимым в условиях цифровой экономики – уровнем
цифровой зрелости организаций рынка медицинских услуг.
2. Исследованы параметры трансформации организаций рынка
медицинских услуг в условиях цифровой экономики: систематизированы
новые роли (информационные платформы, услуги по удаленному
медицинскому обслуживанию, технологии сбора данных), сегменты
(интернет-сообщества, платформы онлайн-обучения, рекомендации врачей /
онлайн-регистратуры, провайдер телемедицины, сборщики биомаркеров,
интеллектуальные приложения для самообслуживания и др.) и технологии,
сформировавшиеся на рынке медицинских услуг в условиях цифровой
экономики. Систематизация позволила установить, что в цифровой
экономике рынок медицинских услуг и его субъекты преобразовались в 5
новых ролей, 17 новых рыночных сегментов и 4 новых технологии сбора
данных.
3. Проведен контент-анализ методик оценки цифровой зрелости
организации, как необходимого элемента обеспечения
конкурентоспособности: готовность организаций к цифровой трансформации
как один из показателей цифровой зрелости оценивается, например, в таких
областях, как видение и стратегия, талант, культура, технологии и структура
(организация команды). В итоге выполнения задачи дополнена методика
оценки цифровой зрелости организации, с учетом особенностей организаций
рынка медицинских услуг. Методика включает в себя 7 блоков оценки
цифровой зрелости: цифровая культура, кадры, процессы, цифровые
продукты, модели, данные, инфраструктура и инструменты. Предложенная
методика позволяет оценить степень готовности организации рынка
медицинских услуг к функционированию в условиях цифровой экономики.
4. Апробированы методики оценки цифровой зрелости организации
рынка медицинских услуг. Проведена оценка цифровой зрелости клиники
ИПМ, доказано влияние уровня цифровой зрелости на текущий уровень
конкурентоспособности клиники. С целью повышения
конкурентоспособности объекта исследования на основе цифровой
трансформации предложены разработка и внедрение чат-бота – сервиса,
управляемого правилами и иногда искусственным интеллектом,
взаимодействие с которым осуществляется через интерфейс чата.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!