Трудовая мотивация персонала предприятий индустрии хорека
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ИНДУСТРИИ ХОРЕКА
1.1.Понятие индустрии HoReCa, мотивации и мотивационного процесса
1.2.Содержательные теории мотивации
1.2.1.Теория потребностей А. Маслоу
1.2.2 Теория К. Альдерфера
1.2.3 Теория потребностей МакКлелланда
1.2.4 Теория Ф. Герцберга
1.3.Процессуальные теории мотивации
1.3.1 Теория ожиданий и предпочтений В. Врума
1.3.2 Теория Портера-Лоулера
1.4.Особенности трудовой мотивации по В.И.Герчикову
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ИНДУСТРИИ ХОРЕКА
2.1 Описание выборки
2.2 Выбор и обоснование методик исследования
2.2.1 Корректурная проба Ландольта
2.2.2 Тест В.И.Герчикова
2.2.3 Методика Марлоу-Крауна (мотивация к одобрению)
2.2.4 Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха Т.Элерса
2.2.5 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса
2.2.6 Тест руки Вагнера или «Hand-тест»
2.3 Интерпретация результатов исследования
2.3.1 Результаты исследования по корректурной пробе Ландольта
2.3.2 Интерпретация результатов по тесту В.И.Герчикова
2.3.3 Результаты исследования по методике Марлоу-Крауна (мотивация к одобрению)
2.3.4 Результаты диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач
2.3.5 Результаты диагностики личности на мотивацию к достижению успеха Т.Элерса
2.3.6 Результаты теста руки Вагнера или «Hand-теста»
2.4. Рекомендации по стимулированию персонала индустрии ХоРеКа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы диссертации. Современный этап развития рыночных отношений, главной целью которых является получение прибыли, обусловливает необходимость обеспеченности предприятий той или иной сферы деятельности высококвалифицированной рабочей силой. На этой основе сформировался новый подход к исследованию и формированию мотивационных качеств человеческих ресурсов. Деятельность, связанная с организацией и представлением услуг общественного питания, занимает одно из ведущих мест в сфере обслуживания и является одним из высокодоходных видов экономической деятельности. Специалисты отмечают, что у отечественного ресторанного бизнеса имеются значительные перспективы роста. Об этом свидетельствует в частности, тот факт, что он привлекает большое количество инвесторов из разных сфер бизнеса, особенно в таких крупных городах, как Ростов-на-Дону. Однако в сфере ресторанного бизнеса высокой остается доля убыточных предприятий, что связано, прежде всего, с проявлением производственных и финансовых рисков, источником возникновения которых является дефицит квалифицированного персонала, высокая текучесть кадров, отрицательная мотивационная направленность трудового коллектива предприятий.
Анализ современного состояния человеческих ресурсов предприятий сферы ресторанного бизнеса показывает, что проблема оценки, рационального использования и эффективного их воспроизводства становится первостепенной. Специфика российского рынка в целом и ресторанного, в частности, оказывает влияние на возможность использования различных технологий и методов стимулирования и отбора персонала в процессе совершенствования деятельности по управлению персоналом на предприятиях ресторанного бизнеса города Ростова-на-Дону. Следует отметить недостаток информационного обеспечения, возникающий при попытке внедрения руководителями ресторанов западных технологий управления в систему стимулирования персонала российских предприятий ресторанного бизнеса.
Количество и типовое разнообразие предприятий, относящихся с позиций современной экономики к сфере ресторанного бизнеса, неуклонно растет. Поэтому появляются новые научные подходы к формулировке понятийного аппарата данных предприятий, наиболее современным из которых является выделение предприятий ресторанной сферы в отдельный вид индустрии – ХоРеКа.
В этой связи весьма актуальной представляется проблема исследования и совершенствования трудовой мотивации персонала предприятий индустрии ХоРеКа с позиций более современного понимания сферы ресторанного бизнеса; разработки таких технологий и методов трудового стимулирования персонала, которые, отталкиваясь от мирового опыта, учитывали бы российскую специфику и особенности предприятий ХоРеКа.
Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики управления персоналом, роли и значения человеческого фактора в системе управления организацией широко освещены российскими и зарубежными исследователями. Среди наиболее значимых публикаций следует упомянуть работы отечественных специалистов Б.М. Генкина, П.В. Журавлева, А .Я. Кибанова, В.В Музыченко, Ю.Г. Одегова, А.И. Пригожина, Л.Б. Сульповара, Э.Я. Уткина, С.В. Шекшни и других, а также работы зарубежных авторов — Г. Десслера, П.Ф. Друкера, Д. Майерса, М.Х. Мескона, Я. Мэйтланда, Й. Хентце и других.
Теоретические и прикладные проблемы управления предприятиями сферы ресторанного бизнеса исследовались в специализированной литературе представленной отечественными авторами Н.И. Ануровой, А.С. Ванукевич, В.В. Ждановым, Н.И. Кабушкиным, A.JI. Лесником, Б.В. Лукашевичем, В.П. Осиповым, Г.А. Папиряном, А.Д. Чудновским, Н.Н. Шаповаловым, а также зарубежными – Ф. Котлером, М. Палли, Л. Карлом Ульямом, Дж.Р. Уокером, Кр. Эгертоном-Томасом и другими авторами. Несмотря на значительное количество публикаций по управлению рестораном, большая часть работ представляет лишь общие рекомендации по найму, отбору и текущей координации деятельности работников ресторана и содержит краткую характеристику функциональных обязанностей отдельных работников.
Исследованием трудовой мотивации персонала занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как Г.М.Шамарова, С.А.Шапиро, А.В.Ребров, В.И.Герчиков, А.Маслоу, Ф.Герцберг и др.
Следует отметить, что, несмотря на значительное количество научной литературы, ряд вопросов управления персоналом, определенных спецификой индустрии ХоРеКа, еще не исследован. Это относится к таким аспектам, как факторы, обусловливающие формирование системы управления персоналом на предприятиях индустрии ХоРеКа, организация процесса набора персонала, разработка комплекса требований к работникам ресторанов, влияние структуры мотивации персонала на реализацию целей предприятий ресторанного бизнеса, формирование критериев оценки персонала и некоторые другие.
Объект исследования: сотрудники заведений типа ХоРеКа.
Предмет: трудовая мотивация персонала заведений типа ХоРеКа.
Гипотеза исследования: мы предполагаем взаимосвязь и взаимообусловленность типа занимаемой должности – административного или подчиненного – с личностными качествами, работоспособностью и особенностями мотивации работника.
Цель исследования – выявление закономерностей взаимосвязи и взаимообусловленности типа занимаемой должности с личностными качествами, работоспособностью и особенностями мотивации работника.
Задачи:
– изучение теоретических основ исследования мотивации персонала индустрии ХоРеКа;
– проведение эмпирического исследования трудовой мотивации и личностных качеств персонала предприятий индустрии ХоРеКа;
– выявление корреляции типов трудовой мотивации и работоспособности с личностными качествами и типом занимаемой должности;
– разработка рекомендаций для владельцев бизнеса индустрии Хорека.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов и разработанных рекомендаций в деятельности руководителей предприятий индустрии ХоРеКа по управлению персоналом.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы и приложений.
1.Анурова Н.И. Персонал в ресторане. Как создать профессиональную команду. М.: Современные розничные и ресторанные технологии, 2013.
2.Архипова Н.И., Атюрьевская С.А. и др. Проблема управления персоналом. М: РГГУ, 2009.
3.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 2012.
4.Бабурин В.А., Соловьев В.Н. Особенности социально-экономических исследований в области сервиса // Теоретические и прикладные проблемы сервиса 2013, № 1.
5.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. – 2006. – № 4.
6.Баралшдзе Н.X. Актуальная потребность и отдаленное мотивационное поведение // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. – Тбилиси, 1984.
7.Барков С.А. Управление персоналом. М.: ГАУ, 2008.
8.Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. – 2013. – № 6.
9.Беляева И.Ф., Катульский Е.Д., Магун В.С. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. – М., 2013.
10.Блинов А.О., Васильевская О.В. Искусство управления персоналом. М.: ГЕЛАН, 2014.
11.Бобович О.А. Оценка эффективности работы службы персонала: первые шаги // Справочник по управлению персоналом. 2015. №12.
12.Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2015.
13.Бойделл Т. Как улучшить управление организацией М.: ИНФРА-М-Премьер, 2012.
14.Бойков В. Неадекватная оплата труда как причина инфарктного состояния нашей экономики / В. Бойков // Государственная служба. – 2015. – № 4.
15.Болдырев Ю. Как открыть ресторан // Вы и Ваш Ресторан. 2015, №2.
16.Большов А.В., Кулик Е.Н., Мухаметшина Г.Р. Методология менеджмента. – Казань, ЗАО «Новое знание», 2014.
17.Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2013. – № 5.
18.Ванукевич А.С. и др. Организация производства и обслуживания на предприятиях питания М.: Экономика, 1991.
19.Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во МГУ, 2013.
20.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999, с. 133.
21.Волкова И.В. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть. -М.: Флинта: Наука, 2015.
22.Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. – 2016. – №1.
23.Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб: СПбУЭФ, 2012.
24.Гелловей JI. Операционный менеджмент. Принципы и практика. СПб.: Питер, 2014.
25.Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Часть 2. // Мотивация и оплата труда №3, 2015.
26.Губанов С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки).//Экономист. 2014.
Жариков, Е.С. Психология управления / Е.С. Жариков. – М., 2013.
27. Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / П.В. Журавлев, М.Н. Кулапов, С.А. Сухарев. – М.: Изд-во Рос. экон. акад.; Екатеринбург: Деловая книга, 2012.
28. Жучков Ю.Г. Мотивация и стимулирование персонала. Системы оплаты труда // Материалы семинара Международного центра финансово-экономического развития. М., 26-27 мая 2016.
29.Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. – М., 2015.
30.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 2013.
31.Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2013.
32.Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2016. – № 4.
33.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 2011.
34.Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2013.
35.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-метод. пособие. – М.: МГУ, 2012.
36.Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУ, 2015.
37.Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом М.: Дело, 2015.
38.Кибанов А.Я, Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. – М.: Экзамен, 2015.
39.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2013.
40.Каталог заведений и операторов рынка HoReCa [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.catalog.horeca.ru/library/encyclopedia/item/2112/ (дата обращения – 20.05.2016).
41.Кибанов А.Я. Философия управления // Служба кадров 2015 г, № 10.
42.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2014.
43.Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М.: МГУ, 2014.
44. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 2014.
45. Климов Е.А.”Потемки” и “светильники” в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. – М.: МПСИ, 2014.
46.Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 2012.
47.Королевский М.И. Поиск и отбор персонала М.: Бизнес школа “Интел-Синтез”, 2012.
48.Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.П. Кочеткова. – М., 2013.
49.Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. – М.: Наука, 2012.
50.Кричевский, Р.А. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.А. Кричевский. – М., 2012.
51.Крягжде С. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс: Мокслас, 1989.
52.Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. – М., 2014.
53.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. – М., 2015.
54.Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. – М., 2014.
55.Лобанов О. Оценка деятельности персонала как основы построения системы управления персоналом // Витрина. Ресторанный бизнес 2015, № 7.
56.Майоров А. Проверка на профессионализм // Вы и Ваш Ресторан 2012г., №2.
57.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 2013.
58.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2012.
59.Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. – 2013. – № 3.
60.Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). – М.: МГУ, 1997.
61.Отель, ресторан, кафе: проблемы персонала // Деловой журнал «HoReCa-magazine». 2015, №4. Платонов О.А. Основные понятия и критерии концепции качества трудовой жизни // Труд за рубежом 1990г., № 3.
62.Поляков В.А. Технология карьеры. – М., 2010.
63.Пошерстник Н.В., М.С. Мейксин. Заработная плата в современных условиях. (8-е изд.) – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.
64.Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. – М.: Логос, 2007.
65.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М., 2014.
62.Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления -М.: РАГС, 1999.
66.Ребров А.В. Факторы формирования мотивации работников российских организаций // Социологические исследования, №3, 2015.
67.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: “Феникс”, М: “Зевс”, 1997.
68.Сомов Л. Эффективная система оплаты труда – еще один шаг к успеху вашей фирмы / Л. Сомов // Управление персоналом. – 2015. – № 14.
69.Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2011.
70.Уильям Л.Карл. Организация обслуживания на предприятиях массового питания. М: Сирин, 2012.
71.Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кабанова. – М.: Инфра-М, 2012.
72.Уткин. Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М., 2014.
73.Человек – знаковая система. Энциклопедическое издание / Сост. С.Н.Левиева, В.С. Шнейдеров. – М., 2014.
74.Человек – техника. Энциклопедическое издание / Сост. В.Е.Гаврилов. – М., 2013.
75.Человек – художественный образ. Энциклопедический словарь / Сост. А.И.Смирнов. – М., 2013.
76.Человек – человек. Энциклопедическое издание / Сост. Р.Д.Каверина. – М., 2016.
77.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 2013.
78.Шамарова Г.М. Современные тенденции мотивации труда муниципальных служащих // Управление персоналом – 2015 – № 22.
79.Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2005.
80.Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2014.
81.Щадилова С.М. «Расчет заработной платы на предприятиях всех форм собственности» практическое руководство. Новосибирск, 2009.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!