Учение о спасении в русской философии (н.а. бердяев и лев шестов)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА…………………………………………………………………..
7
1.1 Спасение и творчество…………………………………………………. 7
1.2. Проблема ада и смерти…………………………………………………. 18
1.3. Рай как спасение………………………………………………………… 28
1.4. Спасение и зло………………………………………………………….. 32
ГЛАВА 2. СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА……………………………………….
42
§ 1. Роль Бога в спасении человека………………………………………… 42
§ 2. Проблема Иова …………………………………………………………. 48
§ 3. Учение о спасении «только верой» у Шестова………………………. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 68
Сотериологическая проблематика в русской философской мысли всегда была актуальна. Проблема спасения человека не могла оставить равнодушными религиозных мыслителей.
Вопрос о спасении человека занимает таких мыслителей, как В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.О. Лосский, В.П. Вышеславцев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков и многие другие.
О спасении человека в истории в религиозном контексте рассуждали такие мыслители, как Н.Ф. Федоров и В.С. Соловьев. Федоров создает концепцию активного христианства, согласно которому человек должен активно содействовать Богу в деле своего спасения от смерти. Задача человечества – достичь воскрешения, соответственно делу воскрешения должны содействовать наука и техника, искусство и культура. Сыны воскрешают своих отцов, тем самым выполняя свой долг перед ними. Сознание Федорова было поражено смертью, для него смерть есть главное зло, от которого необходимо спасти человечество, соответственно человек, преодолевший смерть, для Федорова априори есть человек нравственный.
В.С. Соловьев, который испытал сильное влияние идей Федорова, замечал, что воскрешать человечество в том его наличном состоянии не имеет смысла. Перед всеобщим воскрешением необходимо нравственное преображение, иначе какой смысл воскрешать Аттилу или Гитлера? Соловьев конкретизирует личную нравственную сторону в сотериологии Федорова, открывая дальнейшие горизонты для сотериологической проблематике в русской философии.
Актуальность темы исследования определяется тем, чт
Список литературы:
1. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим: А.А.Ермичев. – СПб: РХГИ, 1994. 573 с.
2. Бердяев / Ольга Волкогонова. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 390
3. Бонецкая Н.К. Русский Ницше // Вопросы философии. № 7 , 2013 . С. 133-143
4. Болдарева В.Н. Путь к персонализму: философия Л. Шестова как катализатор ≪переоценки всего≫ в мысли раннего Н. Бердяева // Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва), № 3 (65), 2016 . С. 73-86
5. Булгаков С.Н. Русская трагедия // http://www.vehi.net/bulgakov/tragediya.html
6. Вальц Л.Л. Проблема отчуждения в русской экзистенциальной философии (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов) // Вестник МГТУ. Т.10, № 3, 2007. С. 348-358
7. Варава В.В. Метафизика. Смерть. Русская религиозная философия // http://www.pereplet.ru/text/varava_new1.html
8. Варава Владимир. Типология русских философских сюжетов // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 257-261.
9. Димитрова Н.И. Лев Шестов, Лев Толстой и откровения смерти // Соловьевские исследования, № 4(40), 2013. С. 153 – 164
10. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: «академический проект», 2001. – 880 с.
11. Фельдман А.Б. Идея альтруизма в контексте философии Н.А. Бердяева // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: Издательский дом “ХОРС”, № 7 , 2015. – С. 158-160
12. Архиепископ Иоанн (Шаховской). О назначении человека и о путях философа. [электронный ресурс] URL: http://krotov.info/library/16_p/put/31_53.html
13. Иерей Стефан (Домусчи) легкомыслие как нравственный выбор (в контексте русской философии XIX-XX вв.) // Литературоведческий журнал
издательство: институт научной информации по общественным наукам РАН. № 29 , 2011 51-63
14. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
15. Красицки Ян. Назначение человека и драма творчества – н. А. Бердяев // STUDIA CULTURAE. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, № 16 , 2013 . – С. 75-88
16. Козловская Н.В. К описанию языка русской религиозной философии труды института русского языка им. В.В. Виноградова. № 2-1 , 2014. С. 431-444
17. Майданская И.А. русские философы о принципах гуманизации человеческого бытия // научный результат. Серия: социальные и гуманитарные исследования
Издательство: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Белгородский государственный национальный исследовательский университет” (Белгород) Том: 1 Номер: 4 (6) Год: 2015 Страницы: 45-50
18. Розанов В.В. Идея «мессианизма» (По поводу новой книги Н.А. Бердяева «Смысл творчества») [Электронный ресурс] URL: http://russianway.rhga.ru/upload/main/24_Rozanov3.pdf
19. Розанов В.В. Новая религиозно-философская концепция Николая Бердяева. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» [Электронный ресурс] URL: http://russianway.rhga.ru/upload/main/22_Rozanov.pdf
20. Муза Д.А. Бердяев как историософ (к реконструкции аксиоматики, структуродинамики и смыслогенетики исторического процесса) // Соловьевские исследования, № 1(41), 2014. С. 59-72
21. Сазанович П. Идеологическое возвращенство. По поводу книги Н.Бердяева «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» [Электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/berdyaev/ilin.html
22. Шестов: pro et contra. Антология. / Сост., вступ. статья, Л 34 комментарии Т. Г. Щедриной. СПб.: издательство РХГА, 2016. 7619 С.
23. Югова С.А. Особенности духовной культуры в русской религиозном экзистенциализме // вестник алтайского государственного педагогического университета номер: 7-2 год: 2007 страницы: 49-56
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!