Управление корпоративной социальной ответственностью на нефтегазовом предприятии
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня транснациональные компании приобретают все больший вес и значение для регионов присутствия и именно от их действий или бездействия во многом зависит то, в каком направлении будут развиваться эти регионы. Цель работы – на основе анализа КСО ООО “Газпром трансгаз Томск” разработать комплекс рекомендаций по управлению системой корпоративной социальной ответственности с ориентацией на стратегический менеджмент.
В результате исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности ООО “Газпром трансгаз Томск”.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 10
1 Теоретические основы корпоративной социальной ответственности как
бизнес-практики ………………………………………………………………………………………. 12
1.1 История возникновения корпоративной социальной ответственности . 12
1.2 Определение корпоративной социальной ответственности ……………. 17
1.3 Практика внедрения корпоративной социальной ответственности ……. 20
2 Международные практики корпоративной социальной ответственности 31
2.1 Практика корпоративной социальной ответственности в США ………… 31
2.2 Практика корпоративной социальной ответственности в Европе ………. 37
2.3 Практика корпоративной социальной ответственности в Азии …………. 41
2.4 Практика корпоративной социальной ответственности в России ………. 50
3 Анализ деятельности ООО «Газпром трансгаз Томск» в области
корпоративной социальной ответственности ……………………………………………. 57
3.1 Особенности корпоративной социальной ответственности в
нефтегазовой отрасли ……………………………………………………………………………. 57
3.2 Исследование системы управления корпоративной социальной
ответственности ООО «Газпром трансгаз Томск» ………………………………….. 63
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной
социальной ответственности …………………………………………………………………. 73
4 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 84
4.1 Определение целей и задач программы корпоративной социальной
ответственности ……………………………………………………………………………………. 84
4.2 Определение стейкхолдеров программы корпоративной социальной
ответственности ……………………………………………………………………………………. 85
4.3 Определение структуры программы корпоративной социальной
ответственности ……………………………………………………………………………………. 86
4.4 Определение затрат на программы корпоративной социальной
ответственности ……………………………………………………………………………………. 87
4.5 Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций ………….. 88
Список публикаций студента ……………………………………………………………………. 91
Список использованных источников ………………………………………………………… 92
Приложение А …………………………………………………………………………………………. 98
1 Definition of corporate social responsibility ……………………………………………….. 99
1.1 Definition of corporate social responsibility …………………………………………. 99
1.2 The advantages and the tangible, intangible benefits gained from the practice
of corporate social responsibility …………………………………………………………….. 101
1.3 Disadvantages when implementing corporate social responsibility ………… 105
2 Models of corporate social responsibility …………………………………………………. 106
2.1 American model ………………………………………………………………………………. 106
2.2 European model ……………………………………………………………………………. 109
2.3 Asian model …………………………………………………………………………………. 110
2.4 Russian model………………………………………………………………………………. 113
Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 114
Элементы программы КСО «Газпром-нефть» …………………………………………. 114
Корпоративная социальная ответственность с каждым годом
становится все более актуальной темой для исследования. Соблюдение
принципов корпоративной социальной ответственности есть показатель того,
что компания ответственно и честно ведет свой бизнес и принимает активное
участие в решении социально-экологических проблем общества. Компании
В ходе работы были изучены принципы корпоративной социальной
ответственности разных стран. По результатам проведенного анализа можно
отметить, что российская модель КСО только формируется. Однако, интерес
крупных российских компаний к выработке стратегий участия в жизни
общества и политики социальной ответственности повысился ввиду выхода на
международные рынки. Для российской модели КСО характерно отсутствие
каких-либо государственных программ, направленных на поддержку и
стимулирование корпоративной социальной ответственности. Основным
направлением деятельности российских компаний в области КСО является
благотворительная деятельность.
Что касается зарубежных стран, то отличительной чертой
американской модели КСО является минимальная роль государства в
деятельности бизнеса. Европейская и азиатская модель КСО не является
открытой и предполагает государственное регулирование. Корпоративная
деятельность регулируется стандартами, нормами, законами
соответствующих государств.
Основными направлениями КСО американской модели являются
здравоохранение, образование и спорт. Для азиатской модели характерно
решение проблем защиты окружающей среды, а также большое внимание
уделяется коллективным способностям, общности, значению человека в
коллективе и его развитию. В связи с тем, что в Европе интересы рабочих
законодательно защищены и развито экологическое законодательство, то
европейской модели характерна реализация значимых социальных программ.
В ходе анализа системы управления КСО ООО «Газпром трансгаз
Томск» были выявлены следующие проблемы: программы КСО носят
обширный, но не системный характер; нет стратегического видения КСО; за
разные аспекты КСО отвечают разные подразделения.
В соответствии с проделанной работой, были предложены
рекомендации по совершенстованию политики КСО. В связи с тем, что в
Обществе программами КСО занимаются различные подразделения, у
которых нет единого представления о направлении развития КСО, то
решением проблемы станет создание рабочей группы по корпоративной
социальной ответственности, которое позволит скоординировать усилия в
области устойчивого развития и более эффективно решать задачи для
достижения цели.
В качестве еще одной рекомендации мы предлагаем ООО «Газпром
трансгаз Томск» формировать и размещать нефинансовую отчетность, которая
позволит не только оценить проведенные мероприятия КСО, но и улучшить
деловую репутацию и позиционировать себя как социально ответственная
компания что, в свою очередь, может привлечь инвесторов.
Основываясь на результатах проведённого исследования политики
КСО ООО «Газпром трансгаз Томск», мы разработали рекомендации по
совершенствованию мероприятий КСО с учетом внедрения рабочей группы
по корпоративной социальной ответственности.
Следование принципам корпоративной социальной ответственности
позволит привлекать квалифицированный и компетентный персонал, а также
удерживать и мотивировать опытных экспертов. Более того, ведение
ответственного бизнеса помогает достичь статуса надежного партнера и
высокой репутации.
Список публикаций студента
1. Провоторова Е.А. Анализ коллективных договоров нефтегазовых
предприятий // Проблемы геологии и освоения недр: труды XXI
Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и
молодых ученых, посвященного 130-летию со дня рождения профессора М.И.
Кучина. Том II / Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во
Томского политехнического университета, 2017. – с. 875-876
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!