Управление социально-психологическим климатом коллектива дошкольной образовательной организации
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы управления социально-психологическим климатом коллектива дошкольной образовательной организации 10
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме управления социально-психологического климата в коллективе дошкольной образовательной организации 10
1.2. Сущность и структура социально-психологического климата в коллективе дошкольной образовательной организации 25
1.3. Условия управления социально-психологическим климатом коллектива дошкольной образовательной организации 39
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности условий создания социально-психологического климата коллектива дошкольной образовательной организации 55
2.1. Изучение социально-психологического климата коллектива дошкольной образовательной организации 55
2.2 Реализация условий управления социально-психологическим климатом коллектива дошкольной образовательной организации 61
2.3 Анализ результатов исследования 66
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список использованных источников 74
Актуальность исследования. В современных условиях на образовательные организации возлагаются ответственные задачи– воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российского общества XXI века. Организация работы образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является – принцип психологической комфортности. Он предполагает создание в учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики.
Педагогический коллектив – достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач руководителю необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение руководителя в системах отношений «руководитель – воспитатель», «руководитель – педагогический коллектив», «педагог – родители» становится предметом особого рассмотрения.
В связи с введением ФГОС ДО каждая дошкольная образовательная организация работает в инновационном режиме. Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности.
В исследованиях А.Я Анцупова, Ф.М. Бородкина, Г.И. Козырева, Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, Р. Фишера, Х. Корнелиуса, Л.Ланга доказано, что использование эффективных способов в управлении ДОО – это объективная и крайне необходимая предпосылка активной деятельности руководителя в решении задачи создания благопрятного социально-психологического климата.
Данной проблемой занимались многие исследователи, к примеру, Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования [12].
Е.С. Кузьмин, считает, что под социально-психологическим климатом, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в сфере образования отмечается разрыв в уровне инновационной деятельности как между области дошкольной образовательной организации, так и внутри них, что постепенно приводит к профессиональной дисгармонии отношений и разобщенности педагогического сообщества, иногда возникает сопротивление инновациям, часть педагогов дошкольных образовательных организаций не готова к изменениям, высказывает «протест» или занимает пассивную позицию. Сопротивление новому значительно уменьшается, если в коллективе создан положитель¬ный психологический климат. В этих условиях руководителям важно уделять внимание психологическому состоянию работников внутри коллектива, а также слаженности их взаимодействия для достижения современных целей образования. Благопри¬ятный социально-психологический климат способствует эффективности инновационной деятельности, повышает мотивацию педагогов, уровень их удовлетворенности трудом и отношениями в коллективе. К.Д. Ушинский писал о том, что у человека есть два стремления — стремление быть и стремление жить, две взаимосвязанные потребности — потребность в безопасности и потребность в развитии. Причем потребность в развитии становится актуальной, если удовлетворена потребность в безопасности. Психологическую безопасность человек ощу¬щает, когда в коллективе создан эмоциональный комфорт.
Социально-психологический климат вызван межличностными отношениями или влияет на них. Кратковременное его проявление называется социально-психологи¬ческой атмосферой. Важнейший его фактор — психологическая совместимость членов группы. Из всех других видов психологиче¬ского климата он наиболее влияет на эффективность труда.
1. Антонова Н.В. Поведение учителя в конфликтной ситуации и особенности его идентичности // Симптоматика и этиология конфликтов в системе образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции /Отв. Ред.Г.М. Потанин. – Белгород: Белгородский гос. пед. ун-тет, 1995. – С.118 – 123.
2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
3. Бажук, О.В. Профилактика синдрома профессионального выгорания социальных педагогов / О.В. Бажук // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития : материалы II межрегиональной науч.-практ. конф. с международным участием – Омск-Тара, 2009. – С. 16-17. (0,2 п.л.)
4. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос, 2004. – 246 с.
5. Батаршев А.В. Психология управления персоналом. – М.:2007. – 624с
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
7. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. – М., 2005. – 108 с.
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Ось – 89″, 2005. – 256 с.
9. Волкова А.А. Психология и педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 256 с
10. Габдреева Г.Ш., Пейсахов Н.М., К методике самоуправления психическим состоянием (из опыта работы) // Вопросы психологии., 1982 – 305 с.
11. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб.пособие. – М.: Академия, 2002. – 199 с
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
13. Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
14. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 (637) с. ”
15. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 2000.
16. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А., Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест.: АСТ, 2001. – 576 с.
17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 256 с.
18. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 116 с
19. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. социально Психологический тренинг. Учебное Пособие – Л.: ЛГУ, 1999 – 294 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 200. – 480 с
21. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 2006. – 146
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
23. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Академия, 2008. – 319 с
24. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
25. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
26. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002.
27. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах – М.: «Амрита-Русь», 2004.
28. Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: дис. канд. психол. наук. Екатеринбург.2005.190с.
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006.
30. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1996.
31. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб.пособие. Кемерово, 1996.
32. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
33. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
34. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ.А.Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
35. Мюнстерберг Г. “Психология и учитель” 1997
36. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Издательская корпорация “Логос”, 2004 (1995).224 с.
37. Осипова А.А. Введение в практическуюпсихокоррекцию: Групповые методы работы. Уч. Пособие – Москва-Воронеж. М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “Модэк”, 2000 – 240 с.
38. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М., 2006. – 380 с. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М., 2006. – 380 с.
39. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. Уч. Пособие – СПб.: Питер, 2006 – 224 с.
40. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 512 (867) с
41. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216
42. Прибылова Ю.О. «Сохранение психологического здоровья и профилактика «эмоционального выгорания» педагогов». // Естествознание в школе. – 2005. – №6. – с.66-69.
43. Профессиональное здоровье педагога (Текст) / Н.И. приходько, О.Г. Астраханцева, Е.Б. Скиба, О.А, Голубчикова// Учитель Кузбасса: научно-методичес кий журнал.- Кемерово.- 2010.-№3.-С.18-23.
44. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
45. Психология и педагогика. // Отв. ред. Б.А. Спасенников. Архангельск. 2003. – 354 с.
46. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 1999. – 256
47. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред.В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил. – (Серия “Учебник нового века”).
48. Психология. Учебник. / Под.ред.А. А. Крылова. – М.: “Проспект”, 2003. – 584
49. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2000.
50. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
51. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2006 – 384 с.
52. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.
53. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.
54. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
55. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
56. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1998. – 286 с.
57. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 526 с.
58. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1999. – 335 (594) с
59. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2006. – 288 с
60. Тревога и тревожность /Сост. и общ.ред.В.М. Астапова. – СПб: Питер, 2001. – 256 с
61. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.
62. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф. – пед. ун-та, 1996.288 (419) с.
63. Щербатых Г.М. Психология страха. Попул. Энциклопедия – Изд.2-е испр и доп. – М.: Эксмо. – Пресс, 2006 – 507 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!