Уваровская награда для драматургов в истории русской критики (на материале отзывов о творчестве А. Н. Островского)
Уваровская премия – первая частная литературная премия для драматургов в России. Среди текстов, с ней связанных, находятся уникальные отзывы известных литературных деятелей (П.В. Анненкова, А.В. Никитенко, А.Д. Галахова) на пьесы знаменитых писателей (А.Ф. Писемского, А.Н. Островского, А.А. Потехина). Многие из этих отзывов до сих пор остаются неизученными и неопубликованными. В представленной работе вводятся в научный оборот рецензии на пьесы А.Н. Островского, поданные на эту премию, и рассматривается специфика позиции авторов этих рецензий в сопоставлении с позицией критиков – авторов статьей о произведениях драматурга.
Рецепции пьес А.Н. Островского посвящено большое количество монографий и статей, но основным объектом их изучения являются отзывы публики и литературная критика. За пределами этих работ остается достаточно важная группа отзывов, многие из которых ранее не были учтены и опубликованы. К подобным документам относятся рецензии А.В. Никитенко на пьесы «Волки и овцы», «Богатые невесты», «Снегурочка», «Не все коту масленица», «Лес», «Горячее сердце», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»; отзыв Н.Н. Булича на пьесу «Воевода или Сон на Волге»; рецензия Н.Ф. Щербины на пьесу «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»; отзыв П.В. Анненкова на пьесу «Грех да беда на кого не живет». Все эти тексты появились в рамках функционирования Уваровской премии для драматургов.
Эта премия была учреждена в 1856 году сыном министра народного просвещения графа Сергея Семеновича Уварова Алексеем Сергеевичем Уваровым в память об отце. Для вручения наград собирались две специальные комиссии из семи действительных членов Академии наук под председательством Непременного секретаря: одна – для оценки драматических сочинений, другая – для исторических. Каждая из них могла приглашать для содействия сторонних рецензентов. Выбор человека на эту «должность» происходил посредством баллотировки и принятыми считались лишь те, кто не получил при голосовании ни одного отрицательного шара. Голос рецензента приравнивался к голосу академика – члена комиссии. К рассмотрению на конкурс принимались сочинения оригинальные (не переводы и не переделки), написанные на русском языке и обязательно предварительно одобренные цензурой. Драматическое произведение (строго: комедия, трагедия, драма) должно было состоять не менее чем из трех действий, иметь сюжет, заимствованный из русской истории или современного русского быта и «обличать в авторе несомненный литературный талант <…> соответствовать главным требованиям драматического искусства и строгой критики», показывать знание автором эпохи. Сочинения, получившие в комиссии не менее двух третей положительных голосов, удостаивались большей награды (1500 рублей), причем если в один год обе комиссии хотели удостоить избранный ими труд такой наградой, ее отдавали драматическому сочинению. Историческое сочинение в таком случае удостаивалось поощрительной награды (500 рублей), коих в рамках премии было предусмотрено три. Награды выплачивались из ежегодного взноса А.С. Уварова, составлявшего 3000 рублей серебром. Все отзывы на награждаемое сочинение печатались Академией наук в отчете о присуждении премии.
Соискателями премии на протяжении 15 лет ее существования выступали самые разные лица – от знаменитейших драматургов своего времени (А.Н. Островского, А.А. Потехина, А.Ф. Писемского), до любителей, имена которых не вошли в историю литературы (А.В. Тимофеева, В.Я. Титова, Е.А. Никольского). Чтобы адекватно ориентироваться в столь разных произведениях, вручавшим премию критикам и ученым приходилось очень серьезно задумываться о критериях, по которым можно оценивать драматическое искусство, о соотношении собственно эстетической и общественной его важности, о том, в каких случаях значимой награды может заслуживать в чем-то несовершенное произведение, и напротив, почему хорошо написанная пьеса не в любых обстоятельствах достойна поощрения. Авторы отзывов должны были принимать на себя роль литературных, театральных критиков и цензоров — и им приходилось решать, как строить свою аргументацию, учитывая специфику соответствующих дискурсов. В качестве экспертов могли выступать представители разных кругов, так или иначе связанных с литературной деятельностью: известные русские писатели (причем как авторы пьес, так и сочинители романов), критики, ученые, академики даже привлекли театральных актеров в 1858 году. Экспертное сообщество представляло собой достаточно широкий круг людей так или иначе соприкасавшихся в своей деятельности с художественными произведениями, но не всегда непосредственно опытных в их анализе.
Благодаря этому столкновению широкого поля известных произведений и известных критиков и не слишком популярных, а иногда и совсем неизвестных, текстов и отзывов людей, ранее не высказывавших свое мнение о художественной литературе, перед исследователем открывается ценный материал для изучения. Кроме того, литературная премия является особым институтом со своей сложной структурой и значением. Вручающие ее рецензенты и академики формируют уникальное авторитетное сообщество, которое выделяет одно произведение и его автора из множества других и отмечает его наградой, то есть признает образцовым. В этом заключается одна из главных особенностей такого социального института, как премия.
Конкретно об Уваровской премии на данный момент не написано ни одной академической монографии, хотя некоторые ее аспекты были освещены в небольших статьях отдельных авторов. Премиям же как институту посвящено достаточное количество исследований различного характера. Мы подробно остановимся лишь на двух из них – монографии «Экономика престижа» Дж. Инглиша и статье А.И. Рейтблата и Б.В. Дубина «Литературные премии как социальный институт». Первой мы будем пользоваться для рассуждений о премиях в целом, второй – для описания особенностей премий в России.
Джеймс Инглиш исследует рост популярности литературных премий на материале из истории наград в Америке, Англии, Франции и других странах. При описании стратегий их функционирования он использует термины Пьера Бурдье «поле» и «капитал», но понимает их значительно шире. «Капиталом» Инглиш называет все, что можно определить как ресурс и с пользой применить в одной из областей человеческой деятельности; «полем» – сами эти области, в которых может происходить обмен и использование «капитала» (например, ученая степень в области филологии может быть использована в поле образования). Основа концепции Инглиша состоит в том, что каждая форма капитала находится во взаимосвязи не только с конкретным полем ее применения, но и со всеми остальными полями и формами капитала. Для него не существует «чистых» форм капитала, поскольку каждый из них хотя бы частично измеряем и каждый владелец капитала постоянно старается использовать его, чтобы как-то повлиять на эти изменения в выгодную для себя сторону. Таким образом, по Инглишу, литературные премии являются универсальным способом взаимообмена культурного/символического капитала на экономический, социальный и политический, поскольку они связаны со всеми этими сферами (н-р: книга, получившая премию, символический капитал в виде статуса и признания, будет лучше продаваться в магазинах и принесет реальный капитал в виде денежной прибыли). Всех, причастных к вручению или получению премии, Инглиш называет агентами взаимообмена и предлагает рассматривать процессы, в которые они вовлечены, не как схватку чистого искусства с миром коммерции, а как сложную игру, в которой каждое действие имеет некий экономический смысл.
В статье Рейтблата и Дубина поднят вопрос о том, почему в современном мире литературные премии не слишком сильно влияют на выбор читателей, и поставлена задача рассказать историю литературных премий в России. Исследователи начинают с определения того, зачем изучать такой институт, как литературные премии. Во-первых, в качестве выражения коллективной воли авторитетного сообщества, которое называет некое произведение образцовым: «Соответственно, можно говорить о ценностях, разделяемых данным сообществом и консолидирующих его, о стратегиях их утверждения, распространения, тиражирования, усвоения либо неприятия, вытеснения, опровержения со стороны других групп. Акт коллективного признания (награждение) выражает эти ценности и тем самым символически сплачивает и возвеличивает сообщество, выделяет и отграничивает его». Во-вторых, премирование обобщает различные значения, относящиеся к литературе, причем как внутреннее присущие ей (эстетические качества, стилистические особенности), так и привносимые в нее извне (связанные с моралью, политикой). Изучение этой практики позволяет соединить в анализе семантику словесных образцов и социальные характеристики тех, кто его признает, учреждает или ему противится. Появление в стране литературных премий свидетельствует об определенной стадии ее развития, на которой появляется самостоятельный институт литературы, отделенный от любых источников власти; общество в широком смысле, готовое отстаивать свои интересы и национальное сообщество. Рейтблат и Дубин поясняют, что премии за драматические сочинения имели особый характер, поскольку с их помощью можно было расширить сферу влияния общества на формирование театрального репертуара, которое обыкновенно происходило под контролем Дирекции императорских театров. И в этой области премия графа Уварова, по их мнению, большой роли не сыграла. Зато появившиеся впоследствии Грибоедовская и премия Литературно-художественного общества функционировали достаточно успешно, помогая молодым авторам выдвинуться и поддерживая популярность маститых писателей. И в целом последующие премии за драматургию оказались влиятельнее чисто литературных, поскольку их вручали общественные организации, стремившиеся противостоять государственным структурам (театрально-литературным комитетам, дирекции), а не наоборот.
В этой работе мы не будем подробно обращаться к вопросам функционирования премии, поскольку наша цель состоит в том, чтобы ввести в научный оборот отзывы на пьесы Островского, написанные для Уваровской премии, определить их место в истории рецепции произведений драматурга и соотношение их с литературно-критическими статьями. Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач, каждая из которых определит содержание отдельной главы диссертации.
В начале работы мы обратимся к первому конкурсу, в котором принял участие Островский, и к его самой известной драме «Гроза». Мы разберем отзывы А.Д. Галахова, И.А. Гончарова и П.А. Плетнева, подробно опишем процесс функционирования награды в этом году и проанализируем ту роль, которую Уваровская премия сыграла в рецепции знаменитой пьесы.
Во второй главе мы изучим рецепцию драмы «Грех да беда на кого не живет» в отзывах П.В. Анненкова. Мы последовательно проанализируем его впечатления о пьесе, высказанные в письмах, в статьях и в отзыве, сопоставим их с другими работами критика и сделаем выводы о специфике его позиции по отношению к произведению Островского.
Третья глава будет посвящена неопубликованному отзыву профессора Н.Н. Булича на пьесу «Воевода или Сон на Волге». Мы подробно проанализируем текст отзыва, сопоставим его с литературно-критическими статьями о «Воеводе», и сделаем выводы о специфике позиции Булича.
В четвертой главе мы рассмотрим несколько отзывов на поздние пьесы Островского, составленных А.В. Никитенко. Мы покажем специфику его восприятия творчества драматурга через призму различных статей и других работ, в которых критик высказывал свои эстетические воззрения.
Таким образом, объектом исследования станут отзывы на пьесы Островского, поданные на Уваровскую премию, и литературно-критические статьи о его произведениях. С помощью их подробного описания и анализа мы сделаем выводы о рецепции драматурга разными лицами, о специфике позиции каждого из них и дополним новыми материалами историю изучения творчества А.Н. Островского.
На награду подавались следующие произведения:
«Гроза» (1860), отзывы Гончарова, Галахова и Плетнева опубликованы;
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), отзыв Н.Ф. Щербины опубликован;
«Грех да беда на кого не живет» (1863), отзыв П.В. Анненкова опубликован;
«Воевода или Сон на Волге» (1866), отзыв Н.Н. Булича опубликован нами;
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867), отзыв А.В. Никитенко опубликован в сб. «Складчина» 1874 года. В архиве критика в ИРЛИ РАН сохранился черновой фрагмент отзыва;
«Горячее сердце» (1869), отзыв А.В. Никитенко хранится в виде чернового автографа в ИРЛИ РАН, содержит две редакции: раннюю, менее развернутую, и позднюю; помещен в приложения к диссертации;
«Лес» (1870), отзыв А.В. Никитенко сохранился в архиве ИРЛИ РАН в виде чернового автографа и писарской копии, сделанной с него, помещен в приложения к диссертации;
«Не все коту масленица» (1872), отзыв А.В. Никитенко сохранился в архиве ИРЛИ РАН в виде чернового автографа с авторской правкой. Он состоял из двух частей и изначально содержал также рецепцию пьесы «Не было ни гроша да вдруг алтын» (1872), но вторая часть была утрачена. Текст первой части помещен в приложения к диссертации;
«Снегурочка» (1874), отзыв сохранился в архиве ИРЛИ РАН в виде чернового автографа, помещен в приложения к диссертации;
«Волки и овцы» (1876), «Богатые невесты» (1876), отзывы А.В. Никитенко сохранились в виде черновых автографов в архиве ИРЛИ РАН и помещены в приложения к диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что многие из разбираемых отзывов ранее не публиковались и не анализировались; те же, которые были введены в научный оборот, изучались вне непосредственной связи с Уваровской премией и не всегда в контексте других работ их авторов для выявления стратегий рецепции.
Актуальность исследования лежит в той же области – приведенные тексты можно использовать для изучения творчества Островского, дополнения научных монографий или статей о П.В. Анненкове, А.В. Никитенко, Н.Н. Буличе и др. Кроме того, значение Уваровской премии как первой частной литературной премии в России нельзя переоценить, и наша работа служит частью ее комплексного изучения, которое было начато в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (проект МК-2628.2017.6).
Результаты работы были апробированы на конференции «Текстология и историко-литературный процесс» в 2017 и 2018 годах, по результатам опубликована статья в сборнике работ участников этой конференции; так же в 2017 году результаты работы апробировались на конференции «Текст-комментарий-интерпретация».
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!